Внимание! Сейчас вы прочитаете статью, от которой у суровых, увешанных кофрами с дорогущей оптикой фанатиков Никона и решительных, съевших стаи собак на тонкостях RAW-форматов адептов Кэнона потекут кровавые слезы.
Сторонников работы с настоящей, живой, требующей таинства химической проявки пленкой вообще хватит столбняк. Речь пойдет о фотосъемке с помощью камер мобильников. Да-да, здесь тоже есть свои нюансы и приемы. И если с миниатюрностью и естественными ограничениями портативной фотосистемы объективно ничего не поделаешь, то с софтом можно работать, и работать мощно. Хитрые алгоритмы смогут поправить или затушевать недостатки съемки, максимально вкусно показать то, что получилось хорошо. Раз уж все равно снимаем «на телефон», так давайте разберемся, как можно получить наиболее качественный результат.
Начнем с того, чем мы, давайте честно признаемся, пользуемся чаще всего. Речь идет об автоматическом режиме работы камеры, когда все настройки определяются программно, а пользователю остается только жать на спуск. Разработчики, как правило, адекватные люди и действительно стараются помочь нам получить хорошие снимки с минимумом усилий. Другое дело, что алгоритмизировать огромное количество реальных ситуаций съемки объективно сложно. Раз уже такой вариант все равно будет использоваться регулярно, не пожалейте времени, изучите настройки и особенности автоматического режима камеры своего смартфона - в разных аппаратах и фирменных оболочках они могут различаться. Как это сделать? Экспериментально! Побольше поснимайте в разных ситуациях, сознательно обращая внимание на то, как ведет себя камера: когда добавляет выдержку, как справляется с балансом белого при различном освещении и т. д. Действительно критично важных параметров не так много, так что это вполне реальная и приятная в решении задача. Осознанность - вообще великая вещь: иногда многое в своей работе или поведении можно исправить или улучшить, просто обратив на это внимание и поддерживая его некоторое время.
Следующий шаг - изучение доступных настроек в приложении управления камерой. Современные смартфоны предлагают массу настроек съемки. Автоматика - это хорошо, но она не способна учесть все возможное разнообразие ситуаций. Обычно проблемы подстерегают в пограничных случаях вроде съемки в помещении или при неоднозначных погодных условиях на открытом воздухе. При сложных комбинациях цвета объекта фотографирования и фона автоматические камеры могут серьезно промахиваться с балансом белого и другими параметрами. Именно для этого предназначены вспомогательные инструменты: выбор сценария съемки, ручные настройки. Да, сценарии съемки - полезная вещь, заметно облегчающая программе дальнейшую модификацию настроек. Ну а ручные настройки вообще способны выручить в безысходных, казалось бы, ситуациях, когда софтины раз за разом ошибаются. Так что хотя бы один раз попробуйте все имеющиеся настройки, благо сброс до исходных, доступный в любом таком приложении, развязывает нам руки для любых экспериментов. Зная инструменты и, главное, ориентируясь, где конкретно они находятся в настройках камеры, вы сможете оперативно внести необходимые изменения «в поле», не тратя лишнее время на их поспешное изучение. Как минимум нужно знать, где включается и отключается вспышка, где можно поправить цветовой баланс и экспозицию, а также ознакомиться с методами ее определения: по кадру в целом или же по его определенным точкам. Параметр ISO характеризует чувствительность матрицы - чем он выше, тем более чувствительным становится сенсор. Соответственно, высокие параметры позволяют «проявить» больше деталей, но и ведут к увеличению уровня шума на картинке. Причем при использовании камеры смартфона вероятность получить лишний шум вместо деталей намного больше. Чудес не бывает, поэтому ISO 100 - наше все. Это, конечно, банальные вещи, но стоит признать, что мы частенько про них забываем.
Не пренебрегайте режимом макросъемки, его можно использовать не совсем стандартным образом. Например, с его помощью можно попробовать сымитировать столь любимый владельцами «зеркалок» эффект размытого фона за главным объектом съемки. Включаем макрорежим, подходим поближе к цветочку или пчелке и снимаем. Конечно, это сработает далеко не для всех объектов, но для небольших по размеру и относительно неподвижных - вполне. Почему бы не попытаться?
Назову еще один прием улучшения качества снимков мобильником. В ситуациях, когда в кадре присутствуют и затененные, и хорошо освещенные участки, есть смысл переключиться в режим HDR(High Dynamic Range). В этом случае камера делает сразу два снимка с разными параметрами экспозиции, после чего полученные изображения программно совмещаются. Думаю, вы видели результаты профессионального использования данного режима, техника достаточно популярна. Пусть смартфон и не сможет тягаться с профи-камерами, но, включив HDR, вы получите шанс не потерять детали картинки как в затененных, так и освещенных частях снимка. Результат будет получше, чем при съемке в обычном режиме. В то же время HDR - не панацея, не стоит держать его включенным постоянно. Дело в том, что задержка между двумя снимками все-таки присутствует. Одно дело, когда вы снимаете издали пейзаж, обеспечив смартфону надежную устойчивую подставку. Совсем другая ситуация, когда в вашем кадре быстро перемещающийся объект или когда вы делаете фото в темноте с большими значениями выдержки. Риск, что снимок получится смазанным, высок.
Теперь немного о «железе». В подавляющем большинстве смартфонных камер нет возможности сделать честный аппаратный зум. Соответственно, любая попытка приближения объекта запускает механизм цифрового увеличения - другими словами, банального растягивания куска имеющейся картинки без добавления каких-либо новых данных. Ничего хорошего для снимка его использование не дает, вы просто сразу же теряете часть данных. Если вам это понадобится, вы впоследствии сможете в любое время отка-дрировать и увеличить изображение в графическом редакторе. Так что не стоит это делать сразу при съемке. Если быть кратким, цифровой зум - это зло, забудьте про него.
Потерять безо всякой пользы данные при фотосъемке можно и не таким явным способом. Дело в том, что в большинстве смартфонов по умолчанию выставлен режим съемки в формате 16:9. Это понятно, поскольку разработчики справедливо предполагают, что снимки будут потом рассматривать на продолговатом экране умного телефона или же на широкоформатном мониторе. Однако совершенно не факт, что матрица в фотокамере мобильного гаджета также имеет формат 16:9. Более того, такие матрицы стали ставить относительно недавно. В результате при съемке на матрицу формата 4:3 в широкоэкранном режиме программа управления камерой банально вырезает «лишние» полоски пикселей из кадра, уменьшая общее разрешение изображения. Это имеет смысл, если вы все равно будете кадрировать картинки, но лучше оставить себе пространство для маневра и полностью нагрузить сенсор аппарата. Использование формата, соответствующего физическому размеру матрицы, позволит полностью задействовать ее возможности. Вы не потеряете данные при съемке, а что сделать со снимком потом, можно будет решить отдельно. Постоянная съемка в широкоэкранном режиме попросту снижает возможное разрешение кадра без возможности вернуть данные. Как следствие, возможностей для редактирования снимка будет меньше.
Чуть ли не решающее значение для качества снимка имеют параметры освещения, а также устойчивость камеры при фотографировании. Способности миниатюрных аппаратов адекватно воспринимать и воспроизводить окружающую действительность резко падают с уменьшением освещения. Мы уже говорили про пользу скромных значений ISO, а выставлять их можно при хорошем освещении. Натуральный солнечный свет - лучший вариант. При съемке на свежем воздухе стоит избегать попадания солнца или других источников мощного света в кадр. Впрочем, смартфон, скорее всего, сам предупредит вас о сильном контровом свете. Кстати говоря, облачная погода коварна: солнечный свет может проникать сквозь облака, так что облачное небо в кадре может оказаться в итоге пересвеченным. Если что-то идет не так, можно попробовать включить замер экспозиции по точкам кадра.
Если вы собираетесь часто фотографировать небольшие предметы в спокойной комнатной обстановке, уделите немного времени и соорудите хотя бы простейший бюджетный лайтбокс из подручного листового материала или вообще готовой коробки, нескольких настольных ламп дневного света и купленной в художественном магазине подложки. Стоить это будет, в общем-то, копейки, так что лучше брать сразу несколько листов темных и светлых оттенков, чтобы можно было получить хороший контраст для предметов разного цвета.
Большинство смазанных снимков получается, когда камера нестабильна. Именно поэтому штатив - лучший друг фотографа. Вот только стандартный штатив и мобильник - вещи, совместимые с трудом, поэтому обеспечивать устойчивость придется подручными средствами. Подручными в прямом смысле слова: если есть возможность на что-то опереться при съемке, лучше это сделать. Поскольку роль штатива будет выполнять, по сути, наше тело, используем простые общефизкультурные приемы улучшения устойчивости. Например, трезвый организм, как показывает практика, на ногах держится гораздо уверенней. Напряженно стоять на носочках - плохой вариант. А вот «взять землю», как говорят многие спортивные тренеры, став полной ступней, расслабив плечи и освободив колени, - самое милое дело. Поймать это ощущение довольно просто: несколько раз подпрыгните и замрите при приземлении - это будет как раз требуемый вариант. Повторять это каждый раз перед съемкой необязательно, хотя лишняя разминка еще никому вреда не принесла. Держать гаджет лучше двумя руками, причем не на вытянутых руках, а поближе к себе, расставив локти - они будут работать балансирами. Стрелков, кстати, учат спускать курок на выдохе, данный прием можно использовать и при фотографировании. Многие камеры умеют автоматически делать серии снимков - это хороший вариант, поскольку позволяет потом выбрать лучший кадр, избавившись от лишних снимков-дублей.
Следующий шаг - обработка изображения. Это обширнейшая и полная нюансов тема, которой в данном обзоре уделю только пару абзацев. Начну с того, что вы совершенно не обязаны пользоваться только встроенным приложением для управления камерой. В Google Play хватает сторонних софтин такого назначения, да и программы из фирменных оболочек также становятся доступны в виде отдельных приложений. Есть смысл попробовать в работе разные варианты.
В большинстве случаев смартфонные снимки не будут распечатываться, их удел - демонстрация на экране, чаще в онлайне. Снимаем мы много, поэтому степень автоматизации процесса также важна. Далеко не у всех есть время тщательно редактировать сотни изображений. Готовьтесь выносить новую порцию жертв, на сей раз мастеров Фотошопа, ибо в качестве напарников смартфона, на мой взгляд, весьма практично использовать приложения и сервисы в стиле «сделать хорошо одной кнопкой». Многие программы-клиенты фотохостингов умеют снимать самостоятельно, а к загруженным снимкам можно применять различные встроенные «улучшалки». Лично мне вполне по душе инструменты сервиса Google Фото. При автоматическом сохранении снимков в облаке он умеет самостоятельно выбирать самые четкие кадры из нескольких дублей, а также производить над ними базовые операции: улучшать контраст, править цветовой баланс. Результаты получаются вполне приемлемыми при минимуме усилий со стороны пользователя.
(с) Алексей Кутовенко