суббота, 3 мая 2014 г.

Евгений Лукин. Тело, которому ты служишь

Евгений Лукин. Тело, которому ты служишь
Сатирическая фантастика — без политических аллюзий и шуточек ниже пояса — в России жанр dымирающий. Литература даdно проиграла конкуренцию общественно-политическим СМИ — вот где настоящий раблезианский угар. Евгений Юрьевич Лукин один из немногих, кто по-прежнему держит планку, — хотя даётся это ему дорогой ценой.

Американские психологи (не те, что протирают штаны в университетах, а те. что работают с живыми пациентами) считают, что для сохранения душевного комфорта человек непременно должен считать, будто держит свою жизнь под контролем. И верно: если ты сам хозяин своей судьбы, если всё идёт по хорошо продуманному плану, а игра ведётся по чётким правилам, нет причины впадать в панику. Увы, на самом деле такое возможно только в подростковых фантазиях - или в ролевой игре, да и то не в каждой. Жизнь непредсказуема и полна неожиданных сюрпризов, далеко не всегда приятных. Как писал Михаил Булгаков: «Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чём фокус!» Одна из главных задач массовой литературы — убаюкать читателя, поддержать иллюзию подконтрольности, вселить спокойствие и уверенность. В основе типичного фантастического сочинения почти всегда лежит история о том, как жизнь главгероя пошла вразнос - но тот мужественно преодолел все препятствия, надавал супостатам по соплям и снова взял судьбу в собственные руки. «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше мир прогнётся под пас» и всё такое прочее.

«Большая литература», та, что для взрослого, не инфантильного читателя, не столь гуманна. Человек не в силах контролировать собственную судьбу - и даже разобраться, что за силы ей управляют: от сумы да от тюрьмы не зарекайся. Об этом, по большому счёту, и пишет год за годом Евгений Лукин. Неудивительно, что любители фантастики интуитивно чувствуют в нём чужака, привносящего дискомфорт и вселенский разлад в уютно обустроенное «жанровое гетто». Несмотря на бессчётное множество разнокалиберных литературных наград, тиражи одного из лучших российских фантастов нашей эпохи упали до нижнего порога рентабельности - и тенденции к росту не наблюдается.

Алексей Пехов, Елена Бычкова, Наталья Турчанинова. Ловушка для духа

Алексей Пехов, Елена Бычкова, Наталья Турчанинова. Ловушка для духа
Пути трёх молодых Заклинателей Сагюнаро, Рэя и Гризли, так и не принятых в орден, разошлись. Сагюнаро стал невольным гостем могущественных магов Румунга, которые собираются использовать необычного юношу для достижения своих целей. Рэй, заключивший ненадёжный союз с крайне опасным духом, отчаянно ищет способ помешать планам магов. Гризли же стремится к простой и спокойной жизни. Судьбы друзей неразрывно связаны, а от их решений и поступков будет зависеть участь целых народов.

Если бы мы взялись составлять список вопросов, которые поклонники чаще всего задают писателям-фантастам, вопрос «где вы черпаете идеи и вдохновение?» наверняка возглавил бы хит-парад. Алексей Пехов, Елена Бычкова и Наталья Турчанинова, отвечая читателям, неизменно говорят о своих многочисленных путешествиях - именно там авторы находят задумки, образы и сюжеты.

Впрочем, даже не читая интервью писателей, догадаться об этом не составляет труда - достаточно самих книг. Например, «Заклинателей» Пехов, Бычкова и Турчанинова написали после поездки в Непал, так что роман был насквозь пронизан восточными мотивами — они чувствовались и в антураже, и в конфликтах, и в поведении героев, и в их отношении к потусторонним существам.

За три года, что прошли с выхода «Заклинателей», авторы успели побывать в Японии, и это, разумеется, сказалось на продолжении романа. В «Ловушке для духов» появились сверхъестественные создания, вдохновлённые мифами Страны Восходящего солнца, но этим дело не ограничивается. Если в первом романе Рэю, Сагюнаро и Гризли в основном занимались именно тем, чем и должны заниматься Заклинатели — защищали людей от духов, — то теперь героям предстоит окунуться в омут политики. И она здесь в значительной степени основана как раз на японских традициях.

Под снос

воробьевы горы

Почему миллиардеры-строители из списка Forbes растеряли свое богатство.

Весной 2008 года Forbes опубликовал очередной список богатейших бизнесменов, состоявший тогда из 100 человек. Впервые все участники «Золотой сотни» были миллиардерами, 10 мест досталось девелоперам. Имена совладельца группы компаний ПИК Кирилла Писарева, владельца Mirax Group Сергея Полонского или акционера «Дон-строя» Максима Блажко в то время были известны не меньше, чем имена Геннадия Тимченко или Аркадия Ротенберга сейчас. Бум на рынке московской недвижимости сформировал когорту стремительно разбогатевших людей, которые успели осознать себя как класс и обзавестись собственной «ярмаркой тщеславия» — вечеринками на выставке MIPIM в Каннах. А потом все рассыпалось как карточный домик. Почему рухнул рынок столичной недвижимости и что стало с его бывшими королями?

Кэт Адамс. Песнь крови

Кэт Адамс. Песнь крови
Мир недалекого будущего… Города кишат магами, оборотнями и монстрами, и все они как-то уживаются друг с другом. Селия Грейвз, гордая и независимая красавица, а к тому же и волк-одиночка, — имеет свой собственный бизнес в Лос-Анджелесе. Она телохранитель-профи, специализируется на защите VIP-клиентов от папарацци, фанатов, вампиров, демонов и прочей нежити. Но и у Селии бывают проблемы. Охраняя наследного принца, она подвергается атаке кровососов и… превращается в «недоделка»-полувампира, частично потерявшего память! Теперь Селия замешана в темной истории. Может, все дело в таинственном «повелителе», который ее укусил? Ведь он намерен превратить девушку в свою компаньонку, но пока что скрывается! Или загвоздка в ком-то еще? Селия не сдается! Она хочет докопаться до истины и начинает вести расследование…

Глава из книги:

Я едва могла дышать. Умерла моя лучшая подруга, Вики. Ощущение оказалось просто невыносимо. Я не хотела верить… не могла.

Я рыдала, кричала. А потом завела мотор. Рванула, что называется, с места в карьер. Скорей в Берчвудз! Надо выяснить, что стряслось. Я могла связаться с кем-либо из персонала по мобильнику, но мне хотелось обо всем узнать лично. Я решила добиться правдивого ответа, и пусть конфиденциальность клиники летит куда подальше. По телефону мне могут ничего не сказать. Кроме того, если я позвоню, у них будет время подготовиться… да и служба безопасности дремать не станет.

Шарль Перро. Оптимистично и благопристойно

спящая красавица

Когда мы вспоминаем знакомые с детства сказки вроде «Золушки» или «Красной Шапочки», мы, как правило, неплохо помним их сюжеты, можем даже оценить те или иные нестандартные экранизации... но куда хуже представляем себе авторов, подаривших нам эти произведения. Мало того: для большинства из нас великие европейские сказочники странным образом сплавились воедино, как Карл Маркс и Фридрих Энгельс из известного анекдота. Получилось нечто вроде «братья Шарль и Перро Гримм, одновременно в соседних странах написавшие одно и то же».

У такой путаницы, конечно же, есть свои причины: в дошкольном и младшем школьном возрасте - когда мы впервые сталкиваемся с Котом в сапогах или Гензелем и Гретой - на авторов никто не обращает внимания, а позже лукавая память утверждает, что мы и так уже всё знаем. И беззастенчиво нас обманывает. Ибо на самом деле и жили Шарль Перро с братьями Вильгельмом и Якобом Гриммами не в одно и то же время (старший из братьев родился через восемьдесят два года после смерти французского сказочника), и в работе над своими произведениями использовали практически противоположные приёмы... Попытаемся же разобраться в создавшейся сказочной неразберихе и сначала поговорим о более гуманном авторе - Шарле Перро.

Александра Адорнетто. Нимб

Александра Адорнетто. Нимб
Посланцы Небес спускаются на Землю с целью присматривать за людьми и беречь мир от зла. Ведь наше измерение издавна служит ареной борьбы светлых и темных сил…

Юный ангел Бетани воплощается в семнадцатилетнюю девушку-подростка. Вместе со старшим братом Габриелем и сестрой Айви она оказывается в маленьком городке Венус-Коув. Их миссия — защищать людей от агентов Тьмы. Условие только одно — избегать близких контактов со смертными. Но любопытная Бетани все хочет испытать на себе. Даром что крылья у нее совсем незаметны! Однажды на берегу Бетани сталкивается с юношей и влюбляется в него с первой секунды. А брат с сестрой как раз отправляют ее в школу! Тут и выясняется, что незнакомца зовут Ксавье и он тоже учится здесь…

Бетани, раздираемая между ангельским долгом и человеческим чувством, ныряет с головой в земные страсти. Ведь Ксавье — ее судьба! Но реальность готовит ей новое испытание…

Глава из книги:

Я никогда не видела Бога. Лишь ощущала Его присутствие и слышала Его глас. Голос у Него совсем не такой, каким его воображают люди и как он звучит в эпических голливудских фильмах — рокочущий, раскатистый. Скорее, он напоминает шепот и проникает в наши мысли нежно, как ветерок, колышущий высокий тростник. Айви однажды узрела Его — наш Отец лично встречается только с серафимами.

Мой брат Габриель — архангел, и он весьма тесно взаимодействует со смертными. Он был свидетелем всех величайших бедствий: войн, природных катаклизмов, эпидемий. Под руководством Отца он стремится наставить планету на путь истинный. Мы с Габриелем много раз пытались вытянуть из Айви информацию о Создателе, но тщетно. В итоге я представляла Господа примерно так, как его изображал Микеланджело: мудрый старик с бородой, сидящий на троне в облаках. Наверное, это далеко от действительности, но несомненно одно: не зависимо от облика, Наш Отец — воплощение любви.

Найти и исполнить

Николай Мороз. Найти и исполнить
Станислав Кондратьев теряет жену и ребенка. В их смерти виновен высокопоставленный чиновник Юдин. Стас пытается добиться справедливости, но силы не равны и в результате он сам оказывается за решеткой. И сидеть бы ему до конца дней, но в стране начинаются волнения. Вырвавшись на свободу, Стас направляется к Юдину, дабы свершить возмездие.

Однако напуганный волнениями Юдин с ближайшими приспешниками успевает скрыться в темпоральном портале – он намерен пересидеть смуту в другом времени. Стас бросается за ним – ему все равно, где он окажется, что его ждет и вернется ли он обратно. Он готов идти по следу Юдина с целеустремленностью терминатора. Идти через любые препятствия – чтобы найти и исполнить.

Отрывок из книги:

Катерина ждала неподалеку, смотрела вверх и по сторонам, потом нарисовался Мартынов, стоял, переминаясь с ноги на ногу, и глухо покашливал в кулак. Задрал голову к черному, без единой звездочки небу и замер так, даже, как показалось Стасу, дышать перестал. Стас сделал вид, что оступился, повернул голову и перехватил взгляд поповского сынка. Тот как-то чересчур поспешно отвернулся, подошел к краю крыши, опасливо глянул вниз и загрохотал по железу, возвращаясь обратно, разглядывая «лейтенанта» уж вовсе не стесняясь, почти в открытую. И, насколько можно было судить в темноте, любопытства в мартыновском взгляде не было – насторожен дворник, даже, можно сказать, взволнован, судя по его виду. Но молчит, с расспросами не лезет, что, надо сказать, нервирует основательно, ибо, как гласит народная мудрость, бойся не ту собаку, которая лает, а ту, которая молчит…

«Чего тебе?» – вопрос уже был готов сорваться у Стаса с языка, но Мартынов башку опустил, поднял костлявые плечи под телогрейкой и утопал на гребень крыши, пропал за чернеющей на фоне неба трубой дымохода. Катерина подошла поближе, стала рядом и помалкивала, угрожающе щелкая щипцами. И тоже поглядывала на «лейтенанта», но украдкой, снизу вверх и тут же отводила взгляд, отворачивалась к черному небу.