среда, 7 августа 2013 г.

Почему хорошим лидерам не нужна харизма


Полагаете, что топ-менеджеры должны быть харизматичными? Подумайте еще раз.

При чтении многих деловых СМИ может сложиться впечатление, что вам нужно всего лишь заполучить харизматичного CEO — и ваша компания станет великой. Найдите нового Стива Джобса, Джека Уэлча или Фила Найта, и вы уже на пол-пути к успеху. Быть может, вы действительно окажетесь на вершине, если вам повезет встретить такого руководителя. Но проблема в том, что таких руководителей — один на миллион. К тому же среди харизматичных лидеров на каждого Стива Джобса приходится как минимум один Дик Фалд — а может, и больше. Убедительный и упорный Фалд возглавлял Lehman Brothers, когда компания потерпела крах. И он не одинок в этом списке: шесть из восемнадцати руководителей, признававшихся в последнее время «менеджерами года» в Германии, были ответственны за чудовищные ошибки, включая катастрофическое поглощение Chrysler Corp. компанией Daimler под руководством CEO Юргена Шремпа. Возникает вопрос: действительно ли харизматичные бизнес-лидеры превосходят по результатам работы своих обычных коллег в долгосрочной перспективе?

Оптимизация цифровой бизнес-модели компании


Что нужно для максимального укрепления вашего присутствия в сети? Ваши клиенты отворачиваются от вас в цифровой среде? Они обращаются к другим компаниям, с которыми приятнее иметь дело в сети?

Это далеко не праздные вопросы. Все чаще покупатели хотят иметь возможность связываться с компанией в любое время и из любого места. К примеру, в ходе недавнего опроса 72% потребителей заявили, что готовы заменить некоторые традиционные каналы мобильными приложениями, если у них будет возможность связываться с компаниями.

С учетом вышесказанного компании должны работать над совершенствованием цифровых бизнес-моделей, взаимодействуя с клиентами в цифровом пространстве для создания ценности посредством таких механизмов, как сайты и мобильные устройства. Если ваша компания не предлагает потребителям цифровое взаимодействие, многие покупатели, особенно молодые, уйдут к конкурентам либо будут все чаще обращаться к таким компаниям, как Amazon.com, которые предлагают отличное взаимодействие в режиме онлайн, работают в смежных отраслях и начинают предлагать услуги подобные тем, что предлагает ваша компания.

Чему джугат может научить запад


Структурированный подход к инновациям, который выбирают зрелые компании, не позволяет им быстро адаптироваться к изменениям и дифференцироваться от конкурентов, в чем они так нуждаются сегодня.

На протяжении трех поколений семья Густаво Гробокопателя, занимаясь фермерством в Аргентине, использовала бизнес-модель, не подразумевающую большого масштаба и доходов. Густаво мечтал превратить свое фермерского хозяйство в крупное и устойчивое предприятие, но ему всегда чего-то не хватало.

Во-первых, у него были проблемы с земельными наделами. Несмотря на то что у Аргентины огромная территория, фермеру трудно найти подходящие для земледелия участки. Пахотными являются только 10% земель, причем большую их часть контролируют всего несколько владельцев, которые очень неохотно расстаются со своими сельскохозяйственными угодьями. Во-вторых, Гробокопатель столкнулся с нехваткой квалифицированных рабочих— людей, которые могли бы удобрять, сеять, собирать урожай. В Аргентине подобные трудовые ресурсы в дефиците, люди никак не организованы, рассредоточены по всей стране и просят немалых денег за свой труд, особенно в сезон сбора урожая. Наконец, у Густаво не было средств на покупку необходимого сельскохозяйственного оборудования. Найти инвестиции на раскрутку нового бизнеса в Аргентине весьма непросто.

Hyundai: игра в возможности

Бурный рост корейского автомобильного концерна, достигнутый в последние несколько лет благодаря повышению качества продукции, стильному дизайну и умному маркетингу, превратил Hyundai в активного игрока американского автопрома.


Тому, кто ищет объяснение, какой подход использовала Hyundai Motor Company для проникновения на американский рынок (а он позволил компании, едва не потерпевшей полный провал с продажами в 1998 году, достичь к сегодняшнему дню контроля над 5% рынка США), возможно, стоит начать с третьей двери хэтчбека Veloster. Спортивная модель, ориентированная на молодых людей в возрасте до 35 лет, продается по цене около $20 тыс. Veloster — очень своеобразный автомобиль, внешне похожий на откормленную дружелюбную акулу; у него всего одна дверь со стороны водителя и две двери с правой стороны. Эта третья дверь, призванная упростить пассажирам доступ к задним сиденьям или облегчить погрузку багажа, сначала воспринималась исключительно как практичное конструкторское решение. Потом третья дверь стала объектом внутрикорпоративного соперничества. Две корпоративные дизайнерские команды — одна из Центра дизайна и проектирования Hyundai в Энн-Арбор, штат Мичиган, а вторая из Hyundai Motor America со штаб-квартирой под Лос-Анджелесом — получили задание создать прототипы Veloster. Команда из Мичигана предложила разместить на пассажирской стороне две двери, открывающиеся в противоположные стороны. Это было смелое дизайнерское решение, но калифорнийская команда указала на недостаток такой конструкции: пассажир, выходящий из автомобиля, не увидит за дверью, распахивающейся назад, другие автомобили на дороге. Калифорнийцы, обозвав проект своих соперников «дверями самоубийц», предложили более традиционную конструкцию с параллельно открывающимися дверями, но при этом ручки дверей находились в необычном угловом расположении, что добавило машине причудливого своеобразия. Калифорнийский дизайн получил одобрение высшего руководства компании, первая партия Veloster была распродана вскоре после запуска продаж в январе 2012 года, и спрос на эту модель сохранялся почти весь год, укрепляя репутацию Hyundai как производителя ультрамодных и недорогих автомобилей. В сентябре была представлена более мощная турбоверсия.

На вольных хлебах

Не все предприниматели морально готовы перевести офисных сотрудников на удаленную работу. Но те, кто решился, достигают колоссальной экономии издержек. А вдобавок получают лояльный и высокомотивированный персонал.


В 2009 году Станислав Сажин с партнерами решили создать социальную сеть для врачей «Доктор на работе». Чтобы сэкономить, они привлекли к проекту удаленных исполнителей из Белоруссии и Украины. «Команда офисных специалистов в Москве обходилась бы нам в 350-400 тыс. рублей ежемесячно без учета налогов, а затраты на белорусский вариант составляли всего 100-120 тыс. рублей в месяц», — говорит Сажин. Но в реальности программисты из соседнего государства постоянно пропадали со связи и срывали сроки. Спустя полтора года Сажин решил закончить эксперимент, подсчитав, что затраты на «дешевых» фрилансеров оказались больше, чем если бы он нанял в офис московских разработчиков, качественно и в срок выполняющих задания.

После этого большую часть команды руководство социальной сети перевело в офис. И оказалось, что так действительно дешевле, поскольку один сотрудник трудился эффективнее, чем несколько программистов на «удаленке».

Женская миссия

Немногим счастливчикам удается избежать типичной проблемы в браке: с годами отношения блекнут. Рутина способна убить романтику, но я убеждена, что близость и нежность могут присутствовать и в отношениях «со стажем». Для того чтобы чувства сохранили свою свежесть, к супружеству нужно относиться как... к работе.

Поддержание брачных уз в «хорошей форме» — своего рода тайная женская миссия. Почему тайная и почему именно женская? Потому что обсуждать это с мужем «в лоб» не стоит. Редкий мужчина с энтузиазмом отреагирует на предложение «освежить отношения». Признать проблему и взяться за ее решение готовы лишь самые сознательные представители сильного пола. У предпринимателя ситуация особая: недостаток эмоциональных переживаний в семье он легко восполнит, просто занимаясь своим делом. Каждая ошибка в бизнесе гарантирует выброс адреналина, а каждая победа вызывает эйфорию. В личных отношениях, если мы говорим не о пылкой влюбленности, а о более или менее зрелом союзе, такой моментальной реакции обычно не наблюдается. Поэтому предприниматели с устоявшимся семейным положением, получая захватывающие переживания от бизнеса, редко ищут способ добавить новой энергии в брак.

В типичной семье отношения между супругами начинают остывать после пяти лет совместной жизни, но жене не стоит дожидаться годовщины свадьбы, чтобы приступить к выполнению тайной миссии. Если она заметила, что муж охотнее проводит время с друзьями или на работе, или сама стала скучать в обществе своего благоверного, а с приближением ночи страдать от назойливой головной боли, значит, пора действовать, и лучше всего — по инструкции.

Сто пудовое дело


Предприниматель из Челябинской области Артем Артемьев в 2011 году попал в Книгу рекордов России, изготовив гирю весом в сто пудов. Впрочем, в узком кругу спортсменов-гиревиков и поставщиков спортивного оборудования он был широко известен и до этого: гири, изготовленные по его патентам, занимают 50% российского рынка.

Свои первые деньги Артем заработал еще школьником. Будучи старшеклассником, он покупал, обрабатывал и сдавал в заготконторы коровьи шкуры, которые экспортировались в Италию для производства обуви. Тогда, в середине 1990-х, он зарабатывал за один сезон столько, что мог купить подержанные «Жигули». Но самый первый свой заработок Артемьев потратил на фотоаппарат Polaroid (не ради забавы: односельчане обменивали шкуры на фотографии) и аппаратуру для показа видеофильмов. Летом, когда «шкурный» бизнес затихал, Артем «гастролировал» по соседним деревням с импровизированным видеосалоном, показывая фильмы под обычным тентом, натянутым прямо на улице.

Едва поступив на филфак Магнитогорского педагогического университета, Артемьев открыл в городе магазин «Память», в котором начал продавать ритуальные принадлежности и надгробия, которые сам же производил из мраморной крошки в пустующем здании казенной бани. Кстати, в начале 1998 года Артемьев передал магазин родителям (мама Артема — библиотекарь, папа — фермер), но, не выдержав высокой конкуренции, они закрыли его через год.

Сонное царство

Когда в 1998 году Леонид Ханукаев, владелец российской сети бутиков французского домашнего текстиля Yves Delorme, предложил бывшей модели Ирине Данилиной возглавить растущую компанию, она продемонстрировала откровенно поверхностное знание рынка, заявив: «Неужели есть идиоты, которые купят себе белье за тысячу долларов?» Спрос есть, подтвердил Ханукаев, и со временем Данилина смогла лично в этом убедиться, открыв 14 магазинов Yves Delorme и еще 17 магазинов сети «Бельпостель», тогда принадлежавшей тому же владельцу. В 2005 году, став опытным «продавцом снов» (именно так предпочитает называть себя Ирина), она отправилась в свободное плавание: зарегистрировала торговую марку «Сны i Секреты» и открыла магазин, а позднее выпустила одноименную линейку одеял, подушек и постельного белья.

Один из идейных вдохновителей Ирины Данилиной — американский миллиардер Дональд Трамп настоятельно советует начинающим предпринимателям ни в коем случае не закладывать свою единственную жилплощадь. Данилина, однако, не вняла этому совету, поскольку свято верила в успех своего стартапа, и заняла $200 тыс. под залог квартиры.

Поначалу Ирина торговала качественным постельным бельем разных марок. Свой магазин она, по ее собственному утверждению, открывала «почти не глядя», ведь перед этим ей удалось организовать запуск 30 магазинов постельного белья в Москве. «Смотрели фильм «Москва слезам не верит»? — уточняет Ирина. — Там у главной героини спрашивали, как ей удается справляться с тысячей сотрудников, а она отвечала, что надо научиться управлять тремя, а потом количество перестает иметь значение». Сначала Данилова по привычке запустила сразу несколько магазинов «Сны i Секреты», но позднее закрыла все торговые точки, кроме одной. «Кому надо, тот приедет», — объясняет она, добавляя, что управление сетью отнимает слишком много времени, а работать на износ уже не хочется.

Час «ИКС»

Когда-то СССР на мировом часовом рынке делил второе место с Японией (на первом месте, как и сейчас, были швейцарские производители). Российская компания «Ника» — одна из немногих пытающихся восстановить былой престиж отечественной часовой индустрии. Пока что «Ника» вынуждена закупать механизмы для своих часов в Японии и Швейцарии, но совладелец компании Алексей Богданов терпеливо ждет, когда изменение мировой конъюнктуры сделает производство часовых механизмов мирового уровня в России экономически оправданным.


Один из основателей «Ники» Алексей Богданов до 1998 года владел инвестиционной компанией, играл на бирже, вкладывал деньги в ценные бумаги и с оптимизмом смотрел в будущее. Кризис, ставший поворотным пунктом для многих российских бизнесменов, стал таковым и для Богданова. Он вспоминает, как реагировал на финансовые потери: «Я был уверен: это моя вина, ведь я не смог предвидеть кризис и предпринять какие-то шаги». Богданов принял решение пойти учиться и поступил в московскую международную школу бизнеса «Мирбис». Параллельно он искал подходящий проект для вложения сохранившихся средств: «Хотелось организовать производство —все равно какое, лишь бы не заниматься спекулятивной деятельностью, а создавать реальную добавленную стоимость», — говорит он.

Успех и ответственность

Люди, оставившие наиболее заметный след в истории, влияние которых продолжает ощущаться спустя столетия, при постановке своих целей не останавливались на финансовом благополучии, а заботились о поддержании равновесия между разными аспектами жизни — как собственной, так и жизни окружающих. С тех пор как наш мир превратился в «большую деревню», оставаться равнодушным к тому, что происходит на соседней улице или на другом конце земного шара, уже не только неэтично, но и попросту опасно. Ведь все, что происходит в обществе, экономике и окружающей среде в разных частях планеты, влияет на нас. Мы не можем игнорировать нашу коллективную ответственность.

Задумайтесь об этих тревожащих фактах:
• Около 790 млн. человек в развивающихся странах хронически недоедают.
• Почти половина людей в мире (примерно 3,5 млрд. человек) зарабатывают менее $2,5 в день.
• Ежегодно более 2 млн. детей умирают от заболеваний, которые можно предотвратить.
• Одна седьмая населения Земли неграмотна.
• Каждый год многие тысячи людей умирают от войн, пыток и насилия.
• В США, одной из наиболее развитых стран в мире, ежегодно тысячи людей становятся бездомными.
• По данным ООН, 33,4 млн. человек по всему миру инфицированы ВИЧ.

Идеология корпоративного суфизма возвращает старое доброе здравомыслие в корпоративную культуру XXI века — культуру мгновенного удовлетворения всех нужд, высокотехнологичных коммуникаций и гиперконкурентного мышления. У бизнес-лидеров есть возможность остановиться на секунду и использовать свое влияние, чтобы развивать не только экономику, но и общество, создавая позитивные изменения вокруг себя.

Цифровые удовольствия в кредит

Станислав Савельев, бывший финансовый аналитик инвестхолдинга DST и Mail.ru Group, задумал начать свой бизнес вскоре после IPO Mail.ru, решив, что работа в корпорации отныне будет скучна и предсказуема, а стартап — это «рискованно и романтично». Основанный им сервис «Плати потом» — первая в России микрофинансовая организация, которая оценивает заемщиков исключительно по их профилям в социальных сетях, а кредиты выдает только на покупку нематериальных объектов, таких как виртуальная валюта в онлайн-играх. Впрочем, проценты по этим кредитам набегают вполне реальные.

Рынок интернет-финансов, на котором пытается занять свою нишу Савельев, был ему знаком, но концепция сервиса родилась уже после того, как он ступил на путь предпринимательства. «В феврале 2012 года, когда сформировалась команда стартапа, микрофинансирование стало «горячей» темой, — вспоминает Савельев. — Мы заинтересовались этим сегментом, но заниматься микрофинансовой деятельностью в чистом виде не хотели».

Чтобы не вступать в конкуренцию с другими игроками рынка, Савельев и его команда сосредоточились на не слишком востребованной (во всяком случае, пока), но уникальной услуге — выдаче кредитов до 500 рублей на покупку цифрового контента и иных виртуальных товаров. Такие мизерные суммы (для сравнения: средний заем, выдаваемый российскими микрофинансовыми организациями, составляет около 12 тыс. рублей) позволили предельно упростить оформление сделки. Заемщикам не приходится заполнять анкеты, сообщать паспортные данные и номера банковских карт. Единственным «удостоверением личности» заемщика является его профиль в одной из популярных социальных сетей. «Соцсети предоставляют часть информации о пользователе через открытый программный интерфейс (API). Этот массив информации, о качестве которой еще предстоит сделать выводы, мы анализируем с помощью специальных самообучающихся алгоритмов», — объясняет Савельев. За разработку алгоритма отвечают профессиональный аналитик с дипломом MIT и команда программистов из Москвы и Новосибирска. На создание технологической платформы и решение организационных вопросов ушел год. «В начале этого года сервис, который мы назвали «Плати потом», был почти готов к запуску, но финальная стадия разработки оказалась самой сложной, — говорит Станислав. — Выяснилось, что продукт еще «сырой», его пришлось адаптировать к требованиям рынка. Программисты были недовольны тем, что мы откладываем запуск, их энтузиазм поугас. Чтобы поднять боевой дух, я рассказывал им о видении проекта в целом, и на этапе закрытого тестирования мы внесли серьезные изменения, реализовав массу задумок».

Самая опасная анархистка Америки


Россия стала первой страной победившей социалистической революции. Однако идеи создания идеального общества захватили тысячи умов и в западных странах. Одним из таких «умов» стала Эмма Гольдман - американская анархистка, бунтарка, идеалистка и скандалистка.

Сейчас об Эмме Гольдман по прозвищу Красная Эмма мало кто помнит. А ведь в начале прошлого века по популярности она могла сравниться с какой-нибудь нынешней рок-звездой. Ее выступления собирали многотысячные стадионы. Эмма говорила правду. Эмма обличала пороки и несправедливость. Она верила в то, что говорит. Она была страстна, искренна и считала, что счастливое будущее человечества не за горами. Главное - всем обиженным объединиться в борьбе за него. Пожалуй, таких идеалистов сегодня уже не найдешь...

Самая вкусная книга

«Покупай Молоховец, будешь кушать холодец!» - таким незатейливым слоганом в конце XIX века уличные продавцы книг завлекали покупателей. А предлагали они бестселлер того времени - книгу рецептов Елены Молоховец «Подарок молодым хозяйкам, или Средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве».


В мае 1831 года в семье начальника Архангельской таможни Ивана Бурмана появилась дочка, которую назвали Леной. К сожалению, и глава семейства, и его супруга рано ушли из жизни, поэтому воспитанием девочки занималась бабушка. Когда Елене исполнилось 14 лет, то ее удалось устроить в элитное заведение - Смольный институт благородных девиц.

После завершения обучения выпускница возвращается в родной Архангельск и вскоре выходит замуж за главного архитектора города Франца Молоховца. Вскоре молодая семья оказывается в Курске. Вот здесь Елена Ивановна и начинает свой путь на поприще литературной кулинарии.

Ошибка экипажа


Когда в твоих руках находятся жизни десятков людей, любая ошибка может стать роковой. Эту горькую истину жители России вспомнили в июле 2001 года, когда под Иркутском разбился Ту-154М авиакомпании «Владивосток Авиа». Трагедия унесла жизни 145 человек: 136 пассажиров и 9 членов экипажа. Расследование показало, что причиной стали неверные действия пилотов.

Катастрофа Ту-154М в июле 2001 года произошла совершенно неожиданно. Вот командир экипажа, опытный летчик Валентин Гончарук рапортует диспетчеру иркутского аэропорта, что «визуально наблюдает» полосу. Вот отдаются обычные команды по подготовке к посадке. Внезапно звучит сигнализация высотомера, реплики членов экипажа становятся испуганными и резкими. Проходит каких-то 15 секунд - и воздушное судно исчезает с радаров. А спустя еще пять минут в пожарную часть Иркутска поступает несколько звонков от жителей деревни Бурдаковка, которые услышали громкий взрыв, а теперь видят сполохи пламени за холмами.

Полтавская катастрофа


Одна из славных страниц нашего прошлого - битва под Полтавой. В 1709 году Россия нанесла серьезное поражение шведам, заложив основу для победы в Северной войне. Но что, если бы русские войска постигла неудача? Как тогда сложилась бы русская история?

Больше трех веков минуло со дня знаменитой Полтавской битвы - сражения, которое стало переломной точкой в Северной войне России (в составе Северного союза) со Швецией. В тот день, 8 июля 1709 года русские полки впервые одержали верх над одной из лучших армий мира. В народной памяти этот военный триумф увековечен поговоркой «бит, как швед под Полтавой», которая до сих пор используется в житейском обиходе.

Очарованный старец

Имя сибирского старца Григория Распутина, волей истории ставшего «другом» царской семьи и одной из причин крушения самодержавия, до сих пор окутано тайной. Кто-то считает его великим молитвенником за спасение России, кто-то причисляет к гениальным авантюристам, умело использовавшим обстоятельства исторического периода. Хотя одно совершенно бесспорно: в жизни этого неординарного человека женщины сыграли роковую роль!

Впервые Григорий Распутин появился в Петербурге в 1905 году. Это был тридцатишестилетний мужчина, высокий, жилистый, с неопрятной бородой и острым, пронзительным взглядом. Можно сказать, что своим взглядом, как ледокол бронированным килем, он проложил путь к царскому двору.

Но если льды аристократического снобизма и недоверия Распутин сокрушил без особых проблем, далее у него наступил черед более серьезных испытаний - «пытка» любовью. Женщины, буквально носившие его на руках, заставили старца изменить себе и довели до краха.

Впрочем, женщины окружали его с самого начала проповеднической деятельности. Они были теми самыми ступенями, по которым провидец поднимался к вершинам подлинной славы и влияния. Но, как выяснилось, женщины вели его не наверх, а вниз, и были они не ступенями, а самым настоящим наклонным полом, неустанно скользящим в бездну.

Первый мученник


Христианство известно тем, что за время его существования образовалось большое количество легендарных и реальных защитников веры, которые были канонизированы и причислены к лику святых. Почти все святые и мученики приняли насильственную смерть от рук язычников или иноверцев. Первым в ряду христианских мучеников стоит архидиакон из Иерусалима Стефан.

О смерти мученика Стефана нам известно куда больше, нежели о его рождении и жизни. По противоречивым сведениям, Стефан происходил из «эллинистов», то есть из евреев, живших за пределами Иудеи.

Страсть сильнее разума

«Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте», - сказал в XVI веке великий Шекспир. Однако его герои были, хотя и предельно романтическими, но все же вымышленными персонажами. А вот средневековый философ Пьер Абеляр и прекрасная Элоиза - люди вполне реальные. Пожалуй, история их любви гораздо печальнее и трагичнее, чем в известной пьесе. Несмотря на то, что они остались живы и даже дожили до старости.

Почти сорокалетний богослов, презирающий чувства и превыше всего ставящий холодный разум, и юная романтичная девица, живущая на попечении дядюшки-священника, - на первый взгляд Пьер Абеляр и Элоиза совершенно не подходили друг другу. Тем не менее именно они оставили после себя одну из самых захватывающих историй любви эпохи Средневековья.

Человек из мрамора

Иногда трудно себе представить, что Карл Маркс был живым человеком. Для нас он давно превратился в мраморную статую мужчины с мощной шевелюрой, окладистой бородой и крупными чертами лица. Однако в жизни основоположник марксизма был совсем не похож на мраморный памятник.

Родители будущего философа были этническими евреями и принадлежали к очень знатным раввинским родам. Но Генрих Маркс, как впоследствии и все его дети, перешел в лютеранство, ради того, чтобы сделать карьеру адвоката в городе Трир. Таким образом, Карл Маркс уже в молодости понял: он не совсем еврей (религиозные иудеи крайне плохо относятся к выкрестам) и не совсем немец - все-таки кровь есть кровь. Это двойственное положение заставило разносторонне одаренного мальчика с детства много думать о несправедливом устройстве общества.

Еще не спущен "Веселый Роджер"


История сохранила имена многих пиратов, прославившихся на весь мир. Удивительно, но очень часто морские разбойники умудрялись находить время для серьезных занятий наукой и литературой. Среди них встречались благородные дворяне, прекрасные дамы и даже священники.

Жестокие пираты, как назвали их еще древние греки, они же корсары, флибустьеры, грабили купцов, рыбаков и прочий мирный морской люд независимо от того, под чьим флагом те выходили в море. Но порой пираты сами становились под флаг какой-либо державы и участвовали в сражениях на ее стороне. В этом случае они звались каперами и заранее получали индульгенцию своим будущим грабежам. Среди пиратов зачастую встречались люди весьма неординарные, в том числе выходцы из знатных родов - такие, как французский дворянин де Граммон. Или француз Жан Барт, которому Людовик XIV пожаловал чин капитан-командора.

Застой или рывок?


Кто был лучшим правителем нашей страны в XX веке? Недавние опросы общественного мнения показали, что очень многие готовы присвоить это звание Леониду Ильичу Брежневу. И ничего удивительного здесь нет. Герой бесконечных анекдотов действительно с душой подошел к реформированию доставшегося ему хрущевского наследия.

«Дорогой Леонид Ильич» вполне мог войти в историю как экономический гений. Если бы не подвело здоровье, если бы не стал марионеткой партийной номенклатуры, если бы смог сохранить контроль над ситуацией... Большинство из нас привыкло воспринимать Брежнева как безобидного маразматика, зачитывающего по бумажке помпезные речи и радующегося очередному ордену. Но до середины 1970-х это был совсем другой человек - обладавший государственным мышлением и острым умом. Экономические итоги тех лет, когда он находился у власти, способны удивить даже самых заядлых скептиков.