воскресенье, 22 декабря 2013 г.

Андрей Саломатов. Самый честный робот

Андрей Саломатов получил премию «Алиса» в 2001 году за цикл «Приключения Цицерона». Но первая повесть цикла, «Цицерон — гроза тимиуков» (позднее выходившая под названием «Самый честный робот»), появилась пятью годами раньше.

На вручении Саломатов сказал, что никогда не читал булычёвской Алисы. И это правда. В год выхода «Девочки с Земли» Андрею Васильевичу исполнился двадцать один год — поздновато читать про Алису. А в середине 1980-х он уже сам активно писал фантастику и печатал рассказы для детей в журнале «Юный техник». И всё-таки, по общему мнению, «Цицерон» получился «в духе» Булычёва. Судите сами. Мир будущего. Школьник Алёша и грузовой робот Цицерон попадают на планету Тимиук. Алёша любит приключения, Цицерон любит поболтать и даже местами прихвастнуть, а планета населена недружелюбной гуманоидной расой. К привычным персонажам присоединяется совсем нетипичный — загадочный Федул, способный менять свой внешний вид. Приключения, которые неизменно хорошо кончаются, много-много комических ситуаций и остроумных диалогов — по части юмора Андрей Саломатов мастер... Все отзывы о повести и её продолжениях до удивления единодушны: легко и весело читается, увлекательно написано, герои забавны и привлекательны. А что ещё требуется от детской повести? Утверждение идеалов дружбы и взаимовыручки, хвала находчивости и смелости... Всего этого здесь полно.

Саша Кругосветов. Остров Дадо. Суеверная Демократия

Евгений Водолазкин как-то написал: «Есть такой странный литературный закон, по которому хорошие взрослые книги — не все, конечно, но многие - со временем превращаются в хорошие детские». Так в категорию детских романов перекочевали «Айвенго», «Три мушкетёра», «Таинственный остров»... Новое поколение культуроцентричных писателей уже ориентируется на эти произведения именно как на детские. Вот и лукавый автор, скрывшийся под псевдонимом «Саша Кругосветов», пишет с явным отсылом к творчеству такого детского-недетского Джонатана Свифта.

Саша Кругосветов — человек-маска. Он и автор серии книг, и как бы их персонаж — моряк, который странствует по экзотическим морям и островам и, подобно Лемюэлю Гулливеру, сталкивается с фантастическими существами. Взять хотя бы остров Май-дангаскар, который многие века был отрезан от ближайшей суши, так что между животными, его населяющими, сложились весьма необычные отношения. Когда-то на острове была диктатура быков-зебу. Начало этому режиму положила «Трудовая партия», сокращённо ТРУП, её быков-основателей звали по-свойски - Кузьмич, Фомич, Ильич. Потом власть захватили ящерицы и демократическая партия «Единый майдан» — сокращённо «ЕМ». На их знамени был нарисован гигантский Варан и начертан девиз «ЕМ всякого, кого поймаю». Среди персонажей повести — Махаон из партии «Я — бабочка», или сокращенно «ЯБК», лидер партии «Жирных Ленивцев», которого называют «наш Жирлик», орангутанг Ю-Ю и его младший друг Диа.

Итог: конечно, всё это постмодернизм. Конечно, за каждым персонажем скрывается даже не один, а несколько реальных исторических персонажей. Конечно, чувствуются явные аллюзии на книги Салтыкова-Щедрина и Джорджа Оруэлла. Но всё это подано остроумно и образно - и доступно. Само собой, не для малышей, но уж для старшеклассников точно. Особенно для тех, кто понимает, что происходит в окружающем их мире.

Саша Кругосветов. Остров Дадо. Суеверная ДемократияСаша Кругосветов. Остров Дадо. Суеверная Демократия

Сергей Седов. Сказки про мальчика Лёшу

Когда заходит разговор о детской фантастике, особенно трудно провести пограничную черту между нею и сказкой. Давайте условимся считать сказку, действие которой полностью проходит в современном мире с его приметами и реалиями, сказочной фантастикой... Книга Сергея Седова под это определение подходят. Хотя сам автор предпочитает называть свои произведения просто сказками.

Этот цикл коротких рассказов во многом рифмуется с «Девочкой, с которой ничего не случится» Кира Булычёва. И здесь, и там - россыпь коротких историй, которые складываются в единое произведение с общей деликатно выраженной моралью в конце. И здесь, и там — бездна остроумия и капелька абсурда. Сказки Седова кажутся странными, но и истории Булычева в своё время не находили аналогов... И здесь, и там - зарисовки трогательных и поучительных семейных отношений. Только здесь — мама и мальчик. И живут они в наше время, в обыкновенном мире, где туристы портят окружающую среду и за батоном нужно идти в магазин. Но зато мальчик необычный - он может превращаться и в голубя, и в тигра, и в грузовик, и в вышеупомянутый батон. И превращается - ради своей мамы. Но иногда его старания приводят к парадоксальным ситуациям. И вот тогда требуется сдержанное и продуманное вмешательство мамы. «Я запрещаю тебе, — говорит она, — превращаться в грузовики и другие автомобили настоящие, пока не выучишь правила дорожного движения!»

Итог: о чём эти сказки? Да о том же, о чём и все произведения Булычева. Что люди делятся на мужчин и женщин, на детей и взрослых. Но всем им, вне зависимости от пола и возраста, нужно находить общий язык. И это — язык доброты.

Сергей Седов. Сказки про мальчика ЛёшуСергей Седов. Сказки про мальчика Лёшу

Джеф Лоэб. Бэтмен. Тихо!

Немногие супергерои могут похвастаться такой обширной галереей колоритных недругов, как Бэтмен. Правда, большинство из его знаменитых противников уже далеко не молоды. Почти всем как минимум лет двадцать-тридцать, а некоторым и вовсе за семьдесят. Конечно, у Тёмного рыцаря регулярно появляются и новые враги, но вот действительно ярких злодеев, способных встать в один ряд с Джокером, Двуликим или Рас альТулом, сценаристы в последнее время придумывают очень редко. К числу исключений принадлежит злодей по прозвищу Хаш, что в переводе с английского означает «Тихо», дебютировавший в начале нынешнего века в одноимённой серии Джефа Лоэба.

Хаш оказался куда изобретательнее и хитрее большинства своих предшественников. Вместо того чтобы сколачивать собственную банду или лично бросать вызов хранителю Готэма, как это делали почти все его коллеги по цеху, новый враг Бэтмена предпочёл выступить в роли эдакого кукловода. Причём манипулировать взялся не кем-нибудь, а супергероями и злодеями первой величины вроде Джокера. Супермена или Глиноликого, сам при этом оставаясь в тени и вынуждая Бэтмена бороться только с симптомами проблемы, а не с её источником.

Лоэб уже подвергал Тёмного рыцаря схожим испытаниям в мини-сериях Batman: The Long Halloween и Batman: Dark Victory, которые были изданы в конце прошлого века. Они по праву входят в золотой фонд комиксов про Бэтмена; «Тихо!» же, хотя и стал хитом, до их уровня несколько недотягивает. Ранние серии Лоэба подкупали прежде всего лихо закрученными детективными историями, которые были щедры на сюрпризы и держали в напряжении до последних страниц. В «Тихо!» есть несколько неожиданных ходов, но в целом сюжет куда более простой, антагониста легко вычислить задолго до финала, да к тому же наблюдается повышенная концентрация необязательного экшена.

Алехандро Ходоровски. Каста Мета-Баронов. Том 1: Отон Великий

В 1970-х годах Алехандро Ходоровски собирался снимать фильм по мотивам «Дюны», причём стать режиссёром фильма его попросил лично Фрэнк Герберт. Однако после того, как Ходоровски потратил на подготовительную работу несколько лет, израсходовав при этом изрядную часть бюджета и сочинив сценарий для фильма продолжительностью в четырнадцать (!) часов, проект приказал долго жить. Из-за этой неудачи Алехандро временно отошёл от мира кино, что позволило ему проявить себя на ниве рисованных историй — он создал собственную научно-фантастическую вселенную и несколько серий, вошедших в золотой фонд европейского комикса. Одной из этих серий стала «Каста Мета-Баронов».

Впервые Мета-Бароны - вернее, последний из них - появились на страницах серии «Инкал», которая, собственно, и позволила Ходоровски ворваться в ряда ведущих европейских комикс-сценаристов. А в начале 1990-х он взялся рассказать о становлении и гибели этой касты воинов-киборгов, слывущих самыми опасными существами во вселенной.

В основу «Касты Мета-Баронов» легли многие наработки, сделанные Ходоровски, когда он трудился над сценарием «Дюны», потому сходство произведений бросается в глаза с первых же страниц. Здесь тоже космические технологии прекрасно уживаются с холодным оружием, а ключевую роль в сюжете играет захолустная планета, где добывается уникальный ресурс, причём жители этого мира, подобно фрименам, возвели честь и воинское искусство в ранг религии.

Ричард Форд. Предвестник бури

Ричард Форд дебютировал в фантастике в 2011 году со стимпанком Kultus («Культус»). Ажиотажа книга не вызвала, и, вероятно, поэтому Форд решил попробовать силы в другом жанре - авантюрном фэнтези с элементами эпика. Отнести роман к полноценному эпическому фэнтези не позволяет то, что все события разворачиваются в стенах одного города — Стилхэвена, столицы непрочного союза Свободных Штатов. На государство обрушились варвары, но самой войны в романе мы не дождёмся. Баталии гремят за пределами Стилхэвена, однако у центральных персонажей романа, глазами которых мы видим происходящее, и без нашествия хватает проблем. Главных героев здесь куда больше, чем обычно бывает в фэнтези. — аж семеро. Наследница трона, ловкий молодой убийца, ставший кузнецом ветеран, юная карманница, оказавшийся на подхвате у бандитов мелкий дворянчик, воительница из древнего ордена и ученик чародейки. Компания получилась пёстрая, да и сюжет ей под стать. Одних героев ждёт жестокое кровопролитие, другое окажутся в центре криминального триллера, третьи — в круговерти политических интриг...

Джанго Векслер. Тысяча имен

Количество книг, посвящённых Наполеону и его эпохе, не поддаётся исчислению. Тем удивительнее, что те авторы фэнтези, которые используют историю как источник идей, Наполеоновские войны вниманием не балуют. «Тысяча имён» стала редким исключением.

Сюжет явно навеян Египетским походом Наполеона, хотя военно-политическая обстановка в мире Векслера имеет мало общего с реальной историей. Ворданайская империя переживает не лучшие времена, и её властям нет дела до далёкой колонии Кхандар, где произошло восстание и власть захватили религиозные фанатики. Небольшая ворданайская армия смирилась с грядущим поражением и мечтает только о возвращении на родину. Но из столицы вместо приказа об отступлении присылают нового командующего — полковника Януса, который вовсе не собирается бежать, мечтая штыками и картечью навести в колонии порядок.

Наполеон завоёвывал Египет с небольшой армией, но Векслер не просто «разжаловал» своего героя в полковники, но и выделил ему совсем уж крошечные силы - около четырёх тысяч человек. Само собой, когда Янус бросает вызов более многочисленным бунтовщикам, все считают его безумцем. Даже главные герои романа -капитан, ставший правой рукой полковника, и девушка, которая под видом мужчины присоединилась к армии.

Скотт Линч. Республика воров

После того, как летом 2012 года «Танец драконов» наконец добрался до прилавков западных книжных магазинов, звание самого долгожданного фэнтези перешло к «Республике воров» Скотта Линча. Автор. выпустивший за два первых года карьеры два романа, на третьем внезапно забуксовал. Книга ожидалась ещё в 2008 году, но, к сожалению, на Линча навалились личные проблемы и работа над «Республикой воров» затянулась аж на шесть лет.

Учитывая, что книга рождалась долго и тяжело, не стоит удивляться, что она сильно отличается от предыдущих частей цикла. Когда мы в последний раз виделись с Локки Ламорой, он был отравлен и жить ему оставалось считаные месяцы. К началу «Республики воров» он, несмотря на отчаянные усилия своего товарища Жеана, уже стоит одной ногой в могиле, но спасение приходит оттуда, откуда не ждали. Старейшина ордена контрмагов предлагает ворам сделку - жизнь Локки в обмен на несложную работёнку.

Среди контрмагов давно существуют две фракции, которые борются за главенство... устраивая демократические выборы в подвластном им городе Картеие. За голоса избирателей сражаются простые смертные, контрмаги же выступают кукловодами. В этой странной игре джентльменам-ублюдкам отводится роль политтехнологов, а их соперницей становится возлюбленная Локки — Сабета.