пятница, 3 октября 2014 г.

Маша Трауб. Соня и Александра

Как вы думаете, можно ли приготовить салат из двадцати ингредиентов, который способен вернуть радость жизни? Вы верите в то, что пожилой мужчина может быть домовым, хранителем места? Вы можете себе представить, что случайно сказанное слово, сплетня, пущенная без всякого умысла, может изменить всю жизнь? Я верю. Этот роман о том, что главное действие разворачивается в нашей душе. А мысли заменяют произнесенные вслух слова.

Отрывок из книги:

Музыкант снова вышел на поляну и начал играть. Ирэна зажгла новые свечи и расставила их вдоль тропинок, ведущих от домов на поляну, а потом вышла за ворота и вернулась с пожилым мужчиной с палочкой, которого Владимир уже видел дважды. Ирэна подвела старика к столу и бережно усадила. Дмитрий молниеносно вытащил из печи уже готовую пиццу, как будто она ждала именно этого гостя. Ирэна порезала пиццу на маленькие кусочки и пододвинула тарелку поближе, чтобы старику было удобно дотянуться. Тот слушал музыку, как будто не замечая ни Ирэны, ни Дмитрия, ни гостей. Закрыл глаза, оперся подбородком о палку и слушал музыку. Потом так же молча съел кусочек пиццы и пошел в сторону ворот. Ирэна кинулась его провожать, но он ее отстранил, прижав ладонь к лицу. Могло показаться, что мужчина закашлялся и прикрыл рот рукой, но это был воздушный поцелуй. Такой, какой умеют делать маленькие дети, прижимая к губам всю ладошку и так же искренне выставляя ее тому, для кого поцелуй предназначен. Ирэна вернулась к столу. К ней подсел Дмитрий, сжал ее руку и приобнял. Саксофонист играл красивую мелодию, и никому не хотелось говорить, обсуждать и нарушать эту вдруг возникшую непривычную тишину, эту передышку от людской болтовни, в которой музыка – тоже тишина.


Владимир думал, что Александра сейчас наверняка сидит дома – смотрит кино или читает. Или делает и то, и другое одновременно. У нее была такая особенность: она читала сразу несколько книг одновременно, смотрела телевизор, слушала музыку, на плите в этот момент что-то булькало в кастрюле – ей было очень удобно делать мелкие домашние дела по собственному распорядку. Сначала поставить бульон на суп, потом пойти в душ, включить стиральную машину, переодеться и вернуться к бульону. Кинуть мясо на сковороду, посмотреть сообщения в почте, развесить выстиранное белье, почитать… Владимир вел жаркие споры с Александрой, убеждая ее в том, что нельзя читать несколько книг сразу, без разбора. Его раздражала гудящая стиральная машина, фыркающая пароварка и крышка на сковородке, которая подпрыгивала и плевалась соусом. Да еще музыка, звучащая фоном. А как можно оставить на включенной плите кастрюлю и уйти, он вообще не понимал. Даже если Владимир варил яйца, он застывал над кастрюлей, гипнотизируя воду взглядом.

В Соне же, напротив, раздражала сосредоточенность на одном занятии, что бы она ни делала – красила ли ногти или жарила яичницу. В этом смысле она была похожа на него, и Владимир, глядя на Соню, которая сидела, глядя в одну точку, и ждала, когда высохнет лак, раздражался. Она просто выводила его из себя, когда стояла над яичницей и буравила взглядом сковородку.

– Быстрее она не приготовится, – как-то пошутил Владимир. Соня шутки не поняла.

Он встал и пошел на террасу, откуда открывался вид на пляж и море. Там стало даже прохладно. Море шумело. Стало уже так темно, что невозможно было разглядеть ни лодку, так любимую Дмитрием, ни волны. Только услышать. И от этой темноты хаотично горевшие вдалеке фонари, словно натыканные волей осветителя-безумца, светили чересчур ярко. Дорога была не освещена, зато на заросшем бурьяном поле стоял одинокий фонарь, бросая тень на кустарники-чудовища, репейник, похожий на монстра, и оливковые деревья, казавшиеся живыми существами – со скрюченными ногами, длинными руками. Наверняка у местных детей есть страшилки про этот пустырь.

Владимир посмотрел налево, туда, где стоял недостроенный дом, застывший на финальной стадии – красивая бездушная коробка с черными пустыми окнами, казавшимися бойницами. Где-то за домом горел еще один фонарь, освещая пустые и оттого страшные внутренности никому не нужного жилища. И там, рядом с домом он увидел фигуру старика, который карабкался во тьму, наверх, где уже не было ни дороги, ни света. Это был тот самый пожилой мужчина с палкой, плохо слышавший, бродивший по округе. И вот сейчас он легко шел наверх. Туда, где не было ни домов, ни других строений. Он шел, освещенный последним фонарем, который приткнулся где-то сбоку – между обрывом, крошечной дорогой и бесхозным полем. Шел своей дорогой, съев крошечный кусочек пиццы и послав воздушный поцелуй Ирэне. Владимиру показалось, что мужчина уходил в черное небо.

Владимир вернулся к столу, стараясь избавиться от увиденной картины, которая его потрясла. Куда шел старик? Как он взбирался в гору? И как находил путь в этой кромешной тьме?

– Кто этот мужчина с палкой, вы не знаете? – спросил он у Давида.

– Хранитель этого места, – ответил тот. Давиду льстило внимание и то, что он может рассказать больше, чем знают все остальные.

– Что значит хранитель? – Владимир не верил в хранителей, целителей, прорицателей и прочих «-лей».

– Он обходит окрестности. Гуляет. Заходит, куда хочет. Его везде кормят. Говорят, что он был здесь всегда, что это – его земля. И пока он ходит, все будет хорошо. Такая легенда. В нее все верят. Поэтому он всегда желанный гость. Если он появился здесь – значит, добрый знак, беда обойдет это место стороной. Если не появляется – плохо. Очень плохо. Ну, не хотите называть его хранителем, называйте домовым. Поэтому его подкармливают, ублажают и просят о помощи. Сохранить и уберечь, разрешить конфликт, помирить, дать силу и спокойствие. Но его нельзя вызвать специально. Он приходит только туда, где нужна его помощь. Ирэна наверняка успокоилась. Мужчина сюда уже несколько месяцев не заходил. А сейчас по два раза на дню проходит.

– А что может случиться? – спросила Соня, увлеченная новой историей.

– Все может. Говорят, что несколько лет назад этот старик пропал. То ли заболел, то ли еще что-то. И вода ушла. Море ушло. Вы же видели ступеньки. Раньше с них можно было прыгнуть в воду. А потом вода отступила. И больше не вернулась.

– Но ведь это хорошо, разве нет? Пляж появился. В конце концов, этому явлению можно найти научное объяснение – роза ветров, течения, отливы, приливы, глобальное потепление или что там еще может происходить. – Владимир не собирался верить в домовых в обличие старика.

– Никто не знает, что хорошо, а что плохо. Но пока старик здесь, беды не будет, – ответил Давид, давая понять, что просто пересказывает местное пророчество.

– И кто в это верит? – спросил Владимир.

– Все верят.

Владимир хмыкнул, но промолчал. Соня, как зачарованная, смотрела на Давида, словно он рассказывал ей сказку на ночь – увлекательную и страшную одновременно.

– Я устал, пойду спать, – сказал Владимир Соне.

– Я тоже пойду, наверное, – Соня выглядела уставшей.

В этот момент из кухни вылетел Макс, и, как будто специально, музыкант-саксофонист взял последнюю ноту. Так что повара услышали все.

– Все, я ухожу! Прямо сейчас! – кричал Макс.

Ирэна, приходя в себя после редких минут спокойствия и удовлетворения, нехотя, очень нехотя повернулась.

– Что опять случилось? – спросила она.

Владимир обнаружил, что на краю поляны, стараясь оставаться незамеченной, стояла хозяйка. Успела переодеться. Хозяйка застыла и наблюдала за происходящим.

– Елена! – кричал Макс, сдирая с себя фартук. – Она требует, чтобы я написал таблички или как она их там называет. Рецепты. Чтобы любой повар мог приготовить мои блюда. Она не понимает, что все рецепты у меня здесь! – Макс постучал пальцем по лбу. – Я не могу писать рецепты, таблички, справочники. Как я могу знать, сколько класть базилика? Кто-нибудь знает, сколько нужно класть базилика? Никто не знает. Это зависит от настроения, от чувства. Я повар, а не «Макдональдс»! Мои рецепты умрут вместе со мной! Все, я уезжаю, и не уговаривайте меня остаться! Я открою собственный ресторан! Чтобы какая-то соплячка указывала мне, что делать на моей, моей кухне! Я работал в лучшем ресторане, когда она сидела на горшке, и я варил ей кашу! И теперь она смеет мне указывать!

– Хочешь – уходи, – обреченно проговорила Ирэна. – Если тебе так будет лучше. Мне тоже все надоело. И вы все мне надоели. Делайте что хотите.

Ирэна встала и ушла, не замечая ни опешившего Макса, ни Константина, который уже наливал виски в два стакана – себе и повару, ни злорадно улыбавшуюся хозяйку.

– Увольняйтесь, только отработайте две недели, положенный срок! – Из кухни появилась не менее разъяренная Елена.

– Кому положенный? Мне положенный? Тобой положенный? – Макс хлебнул из стакана, услужливо поданного Константином.

– Рабочий день еще не закончился! Стоимость виски я вычту из вашей зарплаты! – крикнула Елена.

Константин тут же спрятал бутылку за спину.

– В твоем возрасте, дорогая моя, подобная категоричность уже кажется странной. У тебя от нее появятся преждевременные морщины. И это все потому, что ты до сих пор не замужем. Был бы с тобой мужчина, была бы мягче и терпимее, – гордо заявил Макс, демонстративно забрал у Константина бутылку и налил себе еще виски.

– Господи, лучше бы я не приезжала! – Елена вдруг отступила, и было видно, что она на грани срыва, вот-вот расплачется. – Уже повар советует мне, как жить дальше. Почему никто не оставит меня в покое?

Елена ушла на кухню, прихватив из бара бутылку вина.

Макс огляделся и подсел к столику Сони, Владимира и Давида – там оставались два свободных стула. И повару требовались собеседники. Или зрители. Константин, замешкавшись на минуту, не зная, куда кидаться – к Максу или к сестре, предпочел повара. Не только из мужской солидарности, но еще из-за того, что Макс не выпускал из рук бутылку виски.

– Меня никто не понимает. Здесь меня не ценят. Не уважают. Здесь мне не место. Я хочу уехать и начать новую жизнь. Вы меня понимаете? – Макс налил себе и Константину виски и с нежностью посмотрел на Соню.

– Новую жизнь? Но ведь вы уже не так молоды, – сказала в кои-то веки искренне Соня.

Владимир оценил эту искренность, а повар обиделся.

– Женщины сегодня сошли с ума. Как сговорились. С цепи сорвались. Что сегодня, магнитная буря? Полнолуние? Неблагоприятный по звездам день? Или всем не хватает мужского внимания? – Макс многозначительно посмотрел на Владимира. – Если бы некоторые не плавали не пойми где, а уделяли больше внимания своим женщинам, то они бы не орали тут, как резаные. Истерички!

– Я тоже хочу уехать, – сказал Константин, и Макс тут же переключился.

– Так давай уедем вместе. Прямо сейчас. Надо вырываться из этого болота! Или они нас сведут с ума!

– Я уже выпил. За руль нельзя, – Константин сумрачно налил себе еще.

– Тогда мы сядем на велосипеды и уедем! – Макс был готов к подвигам. – Ты будешь свидетелем на моей свадьбе! И мы откроем новый ресторан! Я тебе говорил, что моя невеста – богатая вдова? Она мне не откажет в средствах. Ведь она так любит мои десерты! Ты не представляешь, как она красиво ест! И ты станешь управляющим моего ресторана!

– Мама расстроится, – сказал Константин тихо.

– Покрасит ворота и успокоится, – фыркнул повар, – Подумай, у Дмитрия хоть лодка есть, а у нас ничего нет! Хотя его тоже жалко.

– Елена всех тут изведет. Хоть бы она замуж вышла, тогда бы мама оставила меня в покое, и все бы решилось. Но ее мужу я не завидую.

– А я себе не завидую. Меня ждет женщина моей мечты, а я тут сижу! Такая женщина! И одна! Вот с кем она сейчас? С кем? Дай мне телефон, я ей позвоню!

– Сейчас не надо, – ответил Константин.

– Да, ты прав. Давай еще выпьем.

На поляне опять воцарилась тишина. Саксофонист собирал аппаратуру и тихо перешептывался с девушкой Константина, оказавшейся той самой Элиной, которая помяла помидоры. Она держала поднос, невольно прикрывая им открытый живот. Саксофонист таращился на этот поднос, как будто под ним Элина была голой.

Вдруг с другой стороны кухни появилась хозяйка. Она спокойно начала раскладывать на столе новую порцию товаров для продажи и перекладывать те, что уже были выложены.

– Вот что она делает? – Макс очнулся от мыслей о женщине своей мечты и снова обратился к Владимиру, Соне и Давиду. – Этот стол предназначен для моих трав и специй, а не для ее побрякушек! Скажите мне, громко скажите, чтобы все слышали: вам важнее свежий орегано, который я вот этими руками собираю, и каждый листочек отрываю, как будто раздеваю женщину? Или вам нужны эти чудовищные полотенца? А вам, – Макс схватил Сонину руку, как хватает руку спасателя утопающий, – вам важнее масло, которое я сам отжимаю из свежайших оливок, вот с этих самых деревьев, или крем для загара? Не молчите! Ответьте мне!

– А и то, и другое нельзя? – буркнул Владимир.

– Масло очень полезно, но крем тоже нужен, – Соня, хоть и смущенно, но не без интереса рассматривала, что раскладывала на столе хозяйка. – А какой крем?

– Оливковое масло! Вот лучший крем! И внутрь и наружу! – воскликнул Макс. Владимир отметил, что повар переигрывает, как иногда переигрывают театральные актеры. – Я всем своим женщинам это говорил, и ни одна не посмела мне возразить! А у меня было много женщин! Нет ничего лучше оливкового масла!

Саксофонист, кивнув Константину, принялся тихо сматывать шнуры, а Элина подошла к их столику. Стояла рядом, удивляясь, что никто не обращает на нее внимания.

– Что-нибудь еще желаете? – спросила она тоном официантки не без опыта работы.

– Собери тарелки со столов, – сказал Константин достаточно резко.

– Она требует от меня рецептов, а я должен думать о костюме на свадьбу. И кольца! Нужны кольца! И торт. Я испеку самый лучший торт, чтобы он был шедевром! Три яруса, не меньше! – Макс опять переключился на мысли о своей женщине.

– Свадьба? Вы сказали «свадьба»? А кто женится? Мы? – Элина задышала полной грудью. – Ты делаешь мне предложение?

– Я? Нет! – Константин чуть не выронил стакан.

– Но ты же хотел познакомить меня со своими родителями! Я и с работы отпросилась, – Элина, как любая девушка, услышав слово «свадьба», не хотела даже думать, что оно относится не к ней.

– Ты с ними знакома! – возмутился Константин.

– Да, но я думала, что ты познакомишь нас по-другому, – Элина надула и без того пухлые губки.

– Я тебе говорил, что нужно есть мой салат для мозга? Говорил? Если бы ты ел мой салат, то сначала думал, а потом говорил! – Макс отвесил Константину достаточно увесистый подзатыльник.

– Ой, больно! – Константин потер больное место.

– Ты говорил, что любишь меня, обещал, что мы будем вместе, и говорил, что я нравлюсь твоей маме! – Элина все еще с надеждой смотрела на Константина, что не мешало ей поглядывать на саксофониста, слишком уж медленно собиравшего аппаратуру.

– Дорогая моя, – повар схватил Элину за руку и прижал ее к губам, – с вашей внешностью пора бы усвоить, что мужчинам нельзя верить на слово!

– Господи, мало ли что я говорил! Сейчас просто собери тарелки, – рассердился Константин.

– Если ты не собираешься на мне жениться, зачем мне собирать тарелки? – удивилась Элина.

– Логика железная, – кивнул Макс и захохотал. – Дорогая, а я собирался и для вас приготовить свой фирменный салат, который усиливает мозговую деятельность! Но теперь вижу, что вы в нем не нуждаетесь!

– Константин! Почему ты молчишь? – Элина с вызовом посмотрела на повара. – Почему ты позволяешь ему говорить мне гадости? Между прочим, он весь вечер пялился на мою грудь!

– Никуда я не пялился! – возмутился Макс.

– Макс шутит, – сказал Константин.

– Я не понимаю таких шуток! – возмутилась Элина. – Он что, хотел сказать, что я дура?

– Не кричи, ты не дура, просто у тебя нет чувства юмора, – сказал Константин.

– У меня есть чувство юмора. Только не для ваших дурацких шуток!

– Кстати, есть одна специя, очень способствует… э… – начал говорить Макс.

– Вы пожилой мужчина! Как вам не стыдно? – накинулась на него Элина. – Константин, он мне проходу не дает – то приобнимет, то целоваться лезет. Фу, противно.

– Кто? Я? – Макс аж задохнулся от возмущения. – Нет, это невозможно! Я этого не выдержу. Сначала Елена, а теперь эта стриптизерша будут портить мне настроение! Деточка, чему вас учили родители?

– Я не стриптизерша! – заорала Элина. – Константин, почему ты молчишь?

– Хорошо, это останется нашим маленьким секретом. Я никому не скажу, что вы танцевали вокруг шеста и только потом взяли поднос в руки. И Ирэне этого не скажу, – Макс злорадствовал и наслаждался местью. Он говорил так громко, чтобы слышали все.

– Константин, если ты сейчас же не сделаешь мне предложение, то больше меня не увидишь! Я уйду! – крикнула Элина.

Константин кивнул и налил себе виски. Саксофонист, упаковавший аппаратуру, уже поджидал Элину около калитки. Ушли они вместе.

– У нее красивые ноги, – сказал Константин, сделав очередной глоток.

– Зато грудь не настоящая. Я сразу это понял. Меня-то не обманешь, – хмыкнул Макс.

– Мне она нравилась…

– Ресницы у нее нарощенные, – не смогла удержаться от замечания Соня, – между прочим, это очень неудобно. Я знаю. Делала. Спать невозможно. Очень мешают.

Все промолчали.

– Ты же понимаешь, что твоя мать никогда бы на нее не согласилась, – примирительно сказал Макс.

– Почему? Она хорошая официантка, – ответил Константин, – а ты правда пялился на ее грудь?

– Да за кого ты меня принимаешь? Неужели ты ей поверил? – возмутился Макс.

– Значит, пялился. И не ты один, – сказал Константин.

– Не расстраивайся, если бы Ирэна узнала, что ты собираешься жениться на бывшей стриптизерше, она бы и тебя лаком покрыла, как мумию, – хохотнул Макс.

Владимир дремал, прикрыв глаза. Ему нравился легкий бриз, уже ночная прохлада. Нравились свечи. Понравился виски, который он пил уже безо льда. И Соня, которая не была в центре внимания, не старалась понравиться и произвести нужное впечатление ему тоже нравилась. Когда ушел Давид, Владимир не заметил. Впрочем, когда ушла Соня, он тоже не помнил. Видимо, все же уснул прямо на стуле. Чувствовал, что кто-то трясет его за плечо, но глаза не открывались.

Электронная книга: Маша Трауб. Соня и Александра