Зеркала пугают. Мы всматриваемся в свое отражение с неосознанным опасением: да я ли это? Ведь из зеркала на нас изучающе-задумчиво смотрит примат, как с обложки книги голландского приматолога Франса де Вааля, специалиста по бонобо (которых прежде называли карликовыми шимпанзе). Так ли уж мы не похожи друг на друга и сильно ли отличались между собой и от нас наши общие вымершие предки? Сотрудники одной из российских лабораторий решили не показывать публике скульптурный портрет неандертальца, выполненный по фрагментам черепа, — слишком похож он оказался на одного из депутатов Госдумы.
Книга голландского исследователя посвящена самому распространенному и процветающему виду приматов — Гомо Сапиеис. Точнее, особенностям поведения человеческого вида, роднящим его не только с другими приматами, но и с крокодилами. А также иллюзиям и заблуждениям, из этих особенностей проистекающим, — прежде всего представлению о том, что лишь род человеческий обладает нравственным чувством.
Здесь автор во многом следует воззрениям анархиста и натуралиста Петра Кропоткина, убежденного в том, что и животным присуща этика. Однако доказывает он это на базе накопленных за последние сто лет данных этологии, генетики и нейробиологии. Ученый уверен, что основы человеческой морали, групповой и индивидуальной этики, более того, религиозного чувства лежат в дочеловеческом прошлом, и здесь мы мало чем отличаемся не только от высших приматов, но и от многих других млекопитающих — разве что способны все это выразить словами.