пятница, 3 апреля 2015 г.

Джефф Вандермеер. Аннигиляция

Джефф Вандермеер. Аннигиляция
На первый взгляд Зона Икс похожа на огромный запущенный заповедник. Леса, поля, болота, взморье, зверушки бегают, дельфины резвятся... Но почему за тридцать лет ни одна из исследовательских экспедиций не смогла добыть об этом уединённом безлюдном уголке никакой достоверной информации?

Джефф Вандермеер - возмутитель спокойствия, автор, который в конце 1990-х вместе с Чайной Мьевилем придумал движение «новых странных» (New Weird) и в очередной раз растревожил «фантастическое гетто». Правда, такого шума, как в случае с киберпанками, не случилось: во-первых, слишком мало времени прошло с предыдущей «жанровой» революции, во-вторых, новая эпоха уже не располагала к таким резким поворотам. «Перемен требуют наши сердца!» — вся эта революционная романтика осталась в прошлом. Зато в локальных прорывах «новые странные» участвовали нередко. «Аннигиляция», роман Вандермеера, открывающий «Трилогию Южного предела» (The Southern Reach Trilogy), вышел на Западе в 2014 году, без жанровых меток, и неожиданно сорвал банк. Книга не только собрала отличную прессу, но и продалась тиражом свыше ста пятидесяти тысяч экземпляров — не «Пятьдесят оттенков серого», конечно, но тоже неплохо. Российские издатели, похоже, решили придерживаться той же «нефантастической» стратегии - и выпустили «Аннигиляцию» в серии Misterium, заточенной под детективы и триллеры. Мягко говоря, не совсем то же самое, что подать роман как произведение «основного потока», ну да ладно. «Странным» авторам — странные маркетинговые решения: как вы яхту назовёте, так она и поплывёт.

Джон Лав. Вера

Джон Лав. Вера
«Вера». Так назвали неизвестный космический корабль, некогда погубивший Шахранскую империю. И вот, несколько столетий спустя, «Вера» угрожает уничтожить человеческое Содружество. Противостоять врагу должно уникальное оружие человечества — крейсера класса «аутсайдер». Их всего девять, они воплощают мощь и силу Содружества. Но есть и обратная сторона медали — командой на таких кораблях становятся изгои, психопаты, преступники. Te, кто не может жить в обществе, но чьи таланты слишком велики, чтобы их не использовать...

В своём дебютном романе Джон Лав играет с читателем с первых страниц и до самого финала. Что перед нами? Космоопера? Вроде бы да - но не может быть в космоопере такой детализации боёв. Тогда военная фантастика? Но в большей части книги нет вообще никакого экшена - это медлительная планетарная фантастика с подробным описанием инопланетян, их образа жизни, культуры... А если учесть, что на переднем плане в книге вовсе не вопрос, одержит ли победу над «Верой» крейсер «Чарльз Мэнсон», а то, через что пройдёт команда «аутсайдера», чтобы эту «Веру» познать, — получается уже психологическая фантастика... В общем, роман явно не укладывается в рамки привычного деления по направлениям. Но это и к лучшему — «Вера» уникальна, тем и хороша!

То, что «Вера» — книга непростая, становится ясно почти с самого начала. Язык и стиль автора непривычны - текст очень хочется назвать «мозголомным». Более того, Лав меняет стилистику от эпизода к эпизоду. Автор играет словами, образами, понятиями, заставляя читателя максимально прочувствовать то, что он хочет показать. Особенно ярко это видно при резких сменах темпа повествования в рассказе о битве с «Верой», а также при переходах от мыслей и чувств героев к описаниям сражения. На фоне основного потока фантастики с его усрёдненным языком и стилем «Вера» выделяется, как небоскрёб среди пятиэтажек. При этом редкий читатель осознает, что именно Лав делает с текстом, он лишь почувствует: что-то изменилось. Мастерский подход, которым умеют пользоваться единицы!

Стелла Геммел. Город

Стелла Геммел. Город
Древний Город, которым правит загадочный император по прозвищу Бессмертный, ведёт бесконечную войну с соседями-варварами, в то время как внутри и снаружи Города зреют планы по прекращению этой бойни.

Самая главная сложность при чтении дебютного сольного романа Стеллы Геммел, вдовы, редактора и соавтора британского фантаста Дэвида Геммела, — не сравнивать её книгу с работами покойного супруга. Как тут не сравнивать, когда «Город» посвящается «Дэйву, конечно же», а эпический размах и батальная составляющая романа прямо-таки взывают к духу писателя. И всё-таки Стелла Геммел написала вполне самостоятельный фэнтезийный эпик в лучших традициях жанра, классический и современный в одно и то же время. То, что она писала его, стоя на плечах гигантов, достоинств её дебюта не умаляет.

Масштаб повествования задан уже выбором места действия. Город (в книге упоминается, что другие племена называют его иначе, но для всех героев он просто Город) - это огромный древний мегаполис, центр мироздания и сам по себе целая вселенная. Из текста непонятно, как он выглядит: его стены и храмы, равно как и одежда и доспехи его жителей, не описаны подробно, любой меч — это просто меч, равно как и башня - просто башня. Читатель волен дорисовывать картинку, как посчитает нужным.

Гай Гэвриел Кей. Звёздная река

Гай Гэвриел Кей. Звёздная река
После продолжительной гражданской войны империя Катай утратила былое могущество. A её правители, опасаясь нового военного мятежа, готовы платить дань агрессивным соседям, только бы не позволить армии вновь стать значимой силой. Сын мелкого чиновника Дайянь мечтает вернуть родине величие. Но ему предстоит пройти долгий путь, стать сначала бандитом, потом солдатом и придворным, прежде чем он получит возможность изменить ход истории.

С тех пор, как Гай Гэвриэл Кей начал сочинять историческое фэнтези, он неизменно придерживался одного неписаного правила. Сюжет каждого нового романа разворачивался в новой стране и в новой эпохе. Взявшись за «Звёздную реку», писатель отчасти изменил этой традиции. Он остался в том же Катае, где происходили события его предыдущего романа «Поднебесная», но перенёс действие новой книги примерно на четыре столетия вперёд.

События, описанные на страницах «Поднебесной», ознаменовали начало эпохи страшных перемен. «Нынешняя» империя - это уже не совсем та страна, которую мы знали, и это отражается на повествовании. Катай «Поднебесной» — великая держава, стоящая на грани катастрофы; отсюда и трагизм повествования, нетипичный даже для Кея, чьи произведения всегда отличались терпким привкусом горечи. В «Звёздной реке» мы видим страну, которая давно пришла в упадок и словно бы полностью с этим смирилась. Однако находится человек, который отваживается бросить вызов судьбе, пытаясь переломить её ход. Конечно, на его долю выпадет немало горечи, а с успехами будут соседствовать тяжелейшие поражения... Но «Звёздная река» пронизана надеждой и ощущением, что изменить ход истории всё же возможно.

Генри Лайон Олди. Побег на рывок. Книга 1. Клинки Ойкумены

Генри Лайон Олди. Побег на рывок. Книга 1. Клинки Ойкумены

Фехтовальщик Диего Пераль вынужден бежать с родной планеты Террафима вместе с юной возлюбленной. Способ, который он использует, вызывает интерес инопланетных спецслужб.

Придумав Ойкумену, Дмитрий Громов и Олег Ладыженский создали огромное непаханое поле экспериментов, свою личную вселенную, куда можно время от времени возвращаться и писать новые книги как части одной большой истории-мозаики, которая никогда не закончится. Причём, как это водится у Олди, объект их интереса — не новые технологии, не освоение иных миров и даже не социокультурные эксперименты в масштабах планет. В центре внимания — человек, его свобода и несвобода, решения, которые он принимает, и его ценности, которые выдерживают или не выдерживают столкновение с реальностью.