Скажем прямо — из всего множества социальных сетей, у Facebook будет отнюдь не лучшая репутация. Дело в том, что Цукерберг и компания в последнее без зазрения совести ставят над пользователями эксперименты, творят с интерфейсом что-то совсем уж странное и принимают весьма спорные решения.
Одно из последних решений такого рода — выделение Facebook Messenger в отдельное приложение. Пользователей настолько возмутил данный факт, что приложение Facebook Messenger хоть и вышло в топ Apple App Store США, но получило там рекордно низкий рейтинг: единицу.
Другая известная проблема социальной сети — алгоритмы, которые определяют, какой именно контент видят пользователи в своей новостной ленте. Данные алгоритмы представляют собой сложнейшие формулы, учитывающие не только лайки и репосты, но и поведение пользователя в Facebook и интернете вообще. Другой вопрос, что работают эти «сложнейшие формулы» довольно странно. Ярчайшую тому иллюстрацию предоставил Мэттью Хонан — журналист Wired.
Отважный Хонан поставил над собой поистине бесчеловечный эксперимент — дал себе слово лайкать все подряд в ленте, не переходя по внешним ссылкам. Впрочем, Хонан быстро понял, что так дело не пойдет: стоило поставить лайк одному посту, как Facebook, подобно гидре, выводила на его месте новый пост той же тематики. Так что Мэттью ограничился тем, что оценивал не более четырех рекомендованных новостей, иначе процесс стал бы бесконечным.
Журналист начал с новостей, понравившихся друзьям, и лента стала стремительно меняться. Поставил лайк новости о политике? Ленту тут же наводнили другие политические новости. Новости спорта порождали спорт, интернет-магазины — другие магазины и так далее. Вечером первого дня Хонан лайкнул новость о секторе Газа, а проснувшись утром, обнаружил, что за ночь лента превратилась в радикальную. Интересно, что к этому моменту в десктопной версии Facebook еще сохранились редкие новости от друзей, но в мобильной версии лента уже полностью состояла из СМИ и рекламы.
Еще день Хонан честно лайкал все предложенные радикальные новости, и лента становилась все хуже. В итоге журналист решил остановить эксперимент, абсолютно справедливо опасаясь, что такими темпами на него обратят внимание все спецслужбы оптом и администрация Facebook.
По результатам эксперимента лента Хонана за два дня превратилась во что-то совершенно неудобочитаемое. Хотя Мэттью оценил всего порядка ста постов, эффект вышел чудовищный. Более того, Facebook продолжал транслировать эту вакханалию лайков его друзьям, чьи ленты под конец состояли из лайков журналиста на 70%. Дело в том, что Facebook почему-то повышал рейтинг страницы Хонана, а не снижал его. В итоге посты Мэттью вытесняли почти все остальное из лент друзей.
Каковы выводы? Хонан предлагает сделать их самостоятельно. Но, полагаю, описанное прекрасно иллюстрирует тот факт, что у Facebook проблемы не только с интерфейсом.