четверг, 27 февраля 2014 г.

Григорий Шаргородский. Заблудшая душа. Демонолог

Он начал забывать свое земное имя и давно привык к переменам в жизни. Он попал в другой мир и несколько раз в буквальном смысле становился другим человеком, и не только человеком. Землянин Иван Боев, известный в этом мире как граф Ван Гвиери, был шпионом в чужих телах и диверсантом на чужой войне. Теперь он стал тайным защитником своей женщины и своей страны. А в будущем коварство неугомонных врагов заставит его отправиться в опасное путешествие через весь континент и освоить профессию демонолога.

Глава из книги:

Огромная туша «Веселой Устрицы» в очередной раз легонько вздрогнула, получив в борт удар волны. Легкая качка уже не замечалась, и только привинченный к полу стол передавал рукам вот такие короткие импульсы. Да и они отмечались лишь краешком сознания, полностью поглощенного изучением документов. А изучать было что.

Как только Урген добрался до смотрового «балкона» в подземном зале, он тут же сообщил, что у нас серьезные неприятности.

Можно подумать, я сам не догадался.

По информации профессора, добытой из книг и от истерзанного пленника, мы имеем дело с ритуалом оживления впавшего в спячку демона, точнее — древнего мага-боевика. Это было понятно, только оставалось узнать, что нам с этим делать. По словам пленника, уничтожить «саркофаг», а точнее — капсулу, или, как сказал профессор, корпускулу, с демоном невозможно. Есть шанс справиться с древним магом после пробуждения, но он на всех парах стремится к нулю.

Хьелль Ола Даль. Человек в витрине

Убит пожилой владелец антикварного магазина Рейдар Фольке-Есперсен. Обнаженный труп выставлен на всеобщее обозрение в витрине магазина. На лбу и груди убитого нарисованы буквы, цифры и непонятные знаки. Подозреваемых немало: молодая вдова; сын, который терпеть не может свою мачеху; братья, которым не терпится продать магазин, и неизвестная красавица, фотографию которой находят в кабинете Фольке-Есперсена. Дело вести поручено инспектору Гунарстранне и его заместителю Фрёлику.

Отрывок из книги:

— Не переживай, мы обязательно присмотрим за Ингрид Есперсен, — сказал Гунарстранна и зевнул. — Обеспечим круглосуточное наблюдение… Другое дело — есть ли в этом смысл. Куда больше меня интересует магазин. Надо дать Карстену Есперсену опись товаров. Пусть проверит, не украдено ли что. — Гунарстранна потянулся и снова зевнул. — По-моему, о краже в данном случае речи нет. Единственный вор, на которого мы до сих пор наткнулись, — сам Карстен Есперсен. Он пытался вывезти со склада антикварный шкаф. Вероятнее всего, не поделил его с другими наследниками… — Инспектор подошел к письменному столу, выдвинул верхний ящик и достал оттуда свои дротики.

— Кого тебе дать? — оживился Фрёлик, перелистывая страницы перекидного календаря, между которыми лежали газетные вырезки. — Кого выбираешь? — Он начал перечислять: — Генеральный прокурор, министр юстиции, Памела Андерсон и прочие знаменитости…

Соня Любомирски. Психология счастья. Новый подход

Легендарный бестселлер психолога Сони Любомирски - это проницательный взгляд на то, как мало мы знаем о том, что именно делает нас счастливыми и что не может этого сделать.

Почти у каждого из нас есть вера в то, что определенные достижения (брак, дети, работа, богатство) сделают нас счастливыми и что определенные неудачи или несчастья (проблемы со здоровьем, отсутствие партнера, недостаточное количество денег) сделают нас несчастными. Такое понимание всячески подкрепляется массовой культурой и продолжает существовать, несмотря на огромное количество доказательств того, что наше благополучие не зависит от соответствия этим черно-белым принципам. Вера в мифы может иметь губительные последствия.

Опираясь на последние достижения психологии, автор развенчивает пресловутый миф о счастье и предлагает пошаговые стратегии, следуя которым можно проложить путь к полноценной жизни и повысить потенциал нашего счастья.

Подкрепленные не интуитивной, а осознанной мудростью и отстраненностью от конкретных проблем, наши следующие кризисные моменты мы сможем встретить во всеоружии; кроме того, подобные серьезные вызовы вполне реально использовать для достижения по-настоящему крупных успехов.

Голубой гигант: от счетных машин до суперкомпьютеров


За более чем столетнюю историю своего существования транснациональная корпорация IBM оказала колоссальное влияние на развитие информационных технологий и значительно облегчила жизнь всему человечеству во многих аспектах. В этой статье мы расскажем об истории компании.

Чтобы проследить истоки возникновения одной из крупнейших мировых корпораций, сначала вернемся в прошлое и побываем в городе Баффало (штат Нью-Йорк) периода второй половины XIX века. Здесь в 1860 году родился основатель компании Герман Холлерит. Сын немецких эмигрантов, на протяжении всей своей жизни гордившийся своими корнями, он закончил Горный колледж при Колумбийском университете и устроился на свою первую работу в бюро по переписи населения. На рубеже столетий миллионы людей переезжали в Америку в поисках лучшей жизни, поэтому государство затрачивало огромные ресурсы на регистрацию иммигрантов. Будучи к тому времени преподавателем в Массачусетском университете и занимаясь усовершенствованием процесса переписи новоиспеченного американского народа, Холлерит создал табулятор, который регистрировал и обрабатывал статистические данные. Замысел Холлерита состоял в том, чтобы на каждого человека завести личную карточку (перфокарту), а все подлежащие обработке данные представить отверстиями в фиксированных местах. Можно было подсчитать отверстия в перфокартах на основной машине — табуляторе. Это впечатлило представителей Министерства статистики США, которые сделали первый крупный заказ. Время обработки данных по переписи населения уменьшилось более чем в три раза (два с половиной года против восьми лет).

Разоблачители

Для одних они — герои, для других — предатели: разоблачители выносят на суд общества неправомерные действия компаний и органов государственной власти, зачастую носящие весьма скандальный характер.

В Москве находится сотрудник американского Агентства Национальной Безопасности, который рассказывает удивленной толпе журналистов о том, как его работодатель осуществлял слежку как минимум в 40 странах, в том числе в союзных по блоку НАТО. Вы уже слышали эту историю? Между тем, человека, о котором идет речь, зовут вовсе не Эдвард Сноуден, а Уильям Мартин, и мы имеем ввиду 1960 год. За несколько месяцев до этого Мартин и его коллега Бернон Митчелл через Мексику и Кубу бежали из страны. В Доме журналистов в Москве они рассказали, как АНБ взламывает зашифрованные коды, следит за другими государствами с помощью беспилотных летательных аппаратов и разрабатывает планы по свержению правительств в неугодных странах. Перебежчики являются прототипом сегодняшнего разоблачителя — лица, которое доводит до всеобщего сведения секретную информацию, преимущественно раскрывающую неэтичное или незаконное поведение. За этот поступок их безгранично уважает общество и ненавидят правительства и компании, а расплачиваться за него приходится своей свободой.

Михаил Меркулов. Ресторан. 50 способов увеличить прибыль

Многие начинающие и даже опытные рестораторы забывают, что ресторанный бизнес - это тоже бизнес, и в нем есть продажи. Не обслуживание гостя, не приготовление блюд, не различные "ресторанные фишки", а продажи. Книга поможет читателям восполнить этот пробел в знаниях и взглянуть на управление рестораном под другим углом, через призму мирового опыта продаж. Что, без сомнения, поможет увеличить прибыль от их заведения и сделать его гостей счастливее, а мир - чуть лучше.

Отрывок из книги:

Персонал

Работа персонала — это то, с чем клиент обязательно столкнется в ресторане. Это то, что в первую очередь задевает его душу, оставляет след в его воспоминаниях. Именно работа персонала изначально формирует имидж заведения. Ведь, откровенно говоря, еда у всех примерно одинакова. Некоторые блюда бывают лучше, некоторые хуже. Что-то вкуснее, что-то менее вкусное. А вот работа персонала всегда оставляет у гостя положительное, нейтральное или негативное впечатление о ресторане.

Что отличает качественный сервис? Что отличает хорошего официанта?

Аллен Карр. Начни худеть сейчас. Легкий способ сбросить вес

«Начни худеть сейчас» — новая, дополненная и переработанная версия популярного метода похудения Аллена Карра «Легкий способ сбросить вес». Книга поможет вам избавиться от избыточного веса без диет, подсчета калорий, специальных упражнений и волевых усилий, и при этом есть столько любимой еды, сколько захочется, когда захочется и так часто, как захочется.

С прилагающимся бесплатным компакт-диском с записью курса гипнотерапии эта книга стала еще более легким, простым и эффективным способом сбросить вес, стать свободным и наслаждаться жизнью.

Курс гипнотерапии читает Александр Фомин, сертифицированный терапевт московского центра Аллена Карра.


Отрывок из книги:

ВВЕДЕНИЕ

Первые школьные годы запомнились мне в основном тем, как безжалостно меня дразнили на игровой площадке за то, что я был толстым. В тринадцать лет, когда ситуация осложнилась настолько, что хуже уже и быть не могло, отец отвел меня к «весонаблюдателям» (Weight Watchers). Я следовал строгим правилам: взвешивал все, что съедал, заливал низкокалорийные сухие завтраки низкокалорийным порошковым молоком, бдительно следил за тем, чтобы не съесть сливочного масла, сыра и прочей дозволенной калорийной роскоши больше, чем полагалось по норме. Легкость, с которой я привык к новым продуктам, которые теперь должен был есть, удивила меня. Даже порошковое молоко, вкус которого поначалу был мне отвратителен, вскоре стало казаться вполне сносным. Вес я сбросил. Но когда ощущение новизны прошло, все это начало меня раздражать. Каждое утро я просыпался с мыслями о том, что именно разрешу себе съесть за день. Я чувствовал себя рабом диеты, резервы силы воли быстро иссякали, а соблазн съесть что-нибудь из запретных продуктов возрастал. Вместе со снижением веса ослабла и моя мотивация придерживаться диеты. Считая, что заслужил награду, я начал баловать себя в промежутках между основными приемами пищи то шоколадным батончиком, то бутербродом с сыром, и вновь стал набирать вес.

Бумага стерпит


Влиять на власть и общество с помощью СМИ - старинная русская традиция.

Конец XIX и начало XX века — период расцвета русской журналистики. Никогда прежде (да и после) Россия не знала такого разнообразия мнений и изданий, столь качественного уровня прессы. И столь же разнообразными были стратегии и тактики тогдашних газетных королей на рынке печатных изданий.

Как и в те времена, ныне в России тоже нет публичной политики, зато процветают интриги в высших сферах власти, в которых медиа играют большую, хотя и вспомогательную, роль. Борьба за бюджетные субсидии, за иные милости власти с целью поддержания на плаву изданий была не менее актуальна и при последних русских царях. Споры 100-150-летней давности звучат удивительно современно: широко обсуждались границы дозволенного в журналистике, применимость в России европейского опыта, соотношение либеральных веяний и традиций.

Все новое — это хорошо забытое старое. Успешная разработка жилы «сенсационной журналистики» при полной лояльности власти; образцово-показательная прогосударственная позиция с пафосом «эксперта»; блуждание от одного спонсора к другому при сохранении внешней оппозиционности — все эти стратегии были хорошо известны в дореволюционной России.

Закрома Родины


Росрезерв — это государство в государстве, надежно скрытое от посторонних глаз завесой тайны. Как бизнесмены работают с одной из самых закрытых государственных структур.

Летом 2013 года Дальний Восток захлестнуло катастрофическое наводнение: дожди шли несколько недель, реки вышли из берегов, вода залила многие города и поселки Приамурья, Хабаровского края и Амурской области, общий ущерб оценивался минимум в 40 млрд рублей. В спасательных операциях участвовали сотрудники МЧС, Минобороны, волонтеры, но отдельную материальную помощь государство оказывало по специальному каналу. Глава правительства распорядился «выпустить из государственного материального резерва» 8632 т муки, 3640 т рисовой крупы, 2240 т гречневой крупы, 13 740 т сахара, 4260 т мяса, 2413 т животного масла, ю т чая, 1506 т молочных консервов, 1480 т рыбных консервов, 1494 т мясных консервов, 150 т соли, 60 т хозяйственного мыла.

Чувство Юлмарта


Как интернет-компания научилась продавать на миллиард долларов «все, что втыкается в розетку». И не только.

Возможно, нынешнего лидера российской интернет-торговли и не было бы, если бы однажды питерский предприниматель Михаил Васинкевич не решил заняться йогой. Весной 2009 года он записался на занятия по авторской методике — упражнения проходили в парах. В группе новичка определили к другому бизнесмену — Алексею Никитину, учредителю компании «Юлмарт». «Так и познакомились, — вспоминает Васинкевич. — Разговаривали больше про яхты, наше общее увлечение, бизнес упоминался лишь вскользь». Но когда курс закончился, предприниматели снова встретились — уже для делового разговора.

Женские башмаки

Что купить в расчете на рост потребительского спроса в Китае.

Лучшие инвестиционные возможности возникают тогда, когда инвесторы дезинформированы, а хороший бизнес продается за полцены. В таком положении находится китайская обувная компания Belle International, акции которой за год упали на 50% из-за опасений конкуренции со стороны интернет-магазинов.

Belle производит женскую обувь среднего ценового сегмента ($50-300), владеет шестью из 10 ведущих китайских брендов, доходность на вложенный капитал в среднем в исторической перспективе составляла около 20%.

В последние годы Belle была фаворитом рынка — стоимость компании доходила до 40 годовых прибылей. Всем нравилась концепция урбанизации и повышения доходов населения в Китае и, как следствие, рост спроса на брендовую женскую обувь. Действительно, женщины в Китае являются идеальным потребителем — у них есть собственный доход, ведь более 70% женщин работают, и зачастую они контролируют бюджет семьи.

Однако в 2013 году стоимость компании резко снизилась до 13 годовых прибылей. После повышения минимальной оплаты труда в Китае Belle увеличила фонд заработной платы, и рентабельность продаж снизилась. Тем не менее инвестиционные аналитики пришли к выводу, что причиной снижения доходности стала острая ценовая конкуренция со стороны онлайн-магазинов, которая приведет к снижению доли рынка Belle. Инвесторы поспешили отреагировать и стали продавать акции.

Почему вывод аналитиков ошибочен? Наблюдения за поведением покупателей в обувных магазинах в 50 городах по всему Китаю показывают, что интернет-магазины конкурируют с уличными рынками с их дешевой обувью, а не с магазинами, где продается качественная обувь.

Высокие иллюзии

Время романтики прошло, пора цинично посмотреть на хайтек-компании.

С хайтек-революцией на фондовых рынках рынках связано много слухов, домыслов и напрасных ожиданий. Разумеется, никто не оспаривает растущей доли высокотехнологичных компаний в мировом ВВП, роста капитализации сектора, так же как и увеличивающейся зависимости всей мировой экономики от продукции индустрии хайтек. Развитие технологий продолжается, и значит, будут создаваться новые прорывные продукты, существенно увеличивающие маржу и объемы продаж компаний, приводя к взрывному росту их капитализации.

Но, как всегда в таких случаях, особенно с учетом кажущейся простоты создания и развития технологичной компании, параллельно идут процессы формирования спекулятивных пузырей. И тогда стоимость акций компаний сектора может резко изменяться вне зависимости от показателей компании, а реагируя на моду, на ее продукты и ожидания новых инноваций — зачастую далеко не в основных сегментах деятельности.

Среди инвесторов живут и будут жить ошибочные представления о рынке акций высокотехнологичных компаний. Наиболее распространенной ошибкой является мнение, что эти компании стоят очень дорого. Это может быть правдой в отдельных случаях (например,Tesla), или было правдой недавно (как в случае с производителем процессоров и программного обеспечения ARM), но большинство компаний, показывающих устойчивый рост и высокую прибыльность, стоят либо чуть выше, либо вообще ниже рынка.

Яркий пример такой компании — Apple, капитализация которой за пять лет выросла на 510%, при этом Apple торгуется с коэффициентом Р/Е (отношение капитализации к прибыли), равным 11,4. В среднем компании из индекса DJIA имеют Р/Е более 14,5.

Дети Эдгара По

Эдгар Аллан По стоит в одном ряду с Сервантесом и Достоевским, Диккенсом и Пушкиным: он классик, икона стиля, создатель литературного канона. И одновременно - один из основателей хоррора в современном понимании термина. На страницах этой антологии Питер Страуб постарался собрать произведения, написанные в манере По, которые объединяют достоинства «высокой литературы» и «лёгкого жанра».

Составители берутся за тематические антологии по разным причинам. Кто-то для того, чтобы рассмотреть с разных точек зрения некую концепцию. Кто-то — чтобы доказать определённую идею. Чаще всего, конечно, они стремятся оседлать модный тренд и продать тираж, но такие сборники без всплеска уходят в Лету и уже через пару месяцев вспоминаются с трудом. Западные составители в этом смысле мало отличаются от российских. Питер Страуб, звезда литературы ужасов 1970-1980-х годов и соавтор Стивена Кинга, свои мотивы не скрывает. В книге «Дети Эдгара По» он берётся продемонстрировать литературно-художественную состоятельность хоррора. В основном - на примере рассказов современных англо-американских авторов. Страуба бесит снисходительно-брезгливое отношение литературного истеблишмента к «низкому жанру», и он повторяет вслед за братьями Стругацкими: «Фантастика — литература!» Только в его формуле место фантастики занимают, как и следовало ожидать, «ужастики».

Паоло Бачигалупи. Разрушитель кораблей

Существует универсальный набор страшилок, которые особенно дороги фантастам. Представьте, например, что на Земле закончились запасы нефти и других полезных ископаемых. Или что в результате глобального потепления моря вышли из берегов и затопили заметную часть суши. Или ураганы набрали такую силу, что в состоянии до основания разрушить современный мегаполис. На страницах своего первого романа для подростков Паоло Бачигалупи решил объединить эти три апокалиптических сюжета - и посмотреть, как будет выживать человечество.

Курс на упрощение — тенденция интернациональная, российская фантастика здесь не одинока. Young adult fiction, литература для подростков — чёрная дыра, водоворот, который одного за другим затягивает маститых англо-американских писателей. Живёт себе лауреат престижных жанровых премий, автор тонких, умных, изобретательных, интеллектуально насыщенных книг, сочиняет потихоньку, катается на конвенты, общается с поклонниками и единомышленниками... А потом щёлк — и он ломается. Начинает писать облегчённые приключенческие романы «для среднего школьного возраста» (обычно с подачи литературного агента): работа скучная, однообразная, зато тиражи разлетаются со свистом. И хватит ли ему сил вернуться к «взрослой» фантастике (насколько вообще может быть взрослой жанровая литература) — большой вопрос. В новейшей истории примеров такого чудесного преображения хватает: Нил Гейман, Корн Доктороу, Йен Макдональд... Паоло Бачигалупи, обладатель «Хьюго», «Небьюлы», «Локуса», мемориальных премий Джона Кэмпбелла и Комптона Крука, японской «Сэйун», а также кучи других наград, проделал этот путь в рекордно короткий срок. Его первый роман, «Заводная», вышел в 2009 году, а уже в 2010-м за ним последовал подростковый «Разрушитель кораблей», первая часть нового, ещё не завершенного приключенческого цикла.

Чайна Мьевиль. Посольский город

На далёкой-далёкой планете, в Посольском городе, который находится в центре местного поселения, обитают люди с Земли. Это не посольская миссия в привычном нам смысле — скорее смесь колонии и обменного пункта. Один город плавно перетекает в другой, а в том, другом, обитают насекомоподобные аборигены — Хозяева. И есть у них особый Язык, на котором невозможно лгать; язык, который существует, только будучи произнесённым двумя ртами одновременно. Хозяевам это сделать легко - у каждого есть по два соответствующих отверстия. А как быть людям? Тем более что все люди, как известно, врут...

Планетарная научная фантастика - крайне редкий зверь в наших широтах. Всё-таки она требует от автора серьезной исследовательской и мифотворческой работы: с нуля приходится воссоздавать экологию, политику, экономику иного мира. А когда к этому примешиваются ещё и языковые игры...

Чайна Мьевиль прежде был известен как автор фэнтезийных романов - причём их действие в основном происходило в том или ином причудливом городе. «Посольский город», как следует из названия, тоже сосредоточен на событиях в мегаполисе, но здесь Чайне пришлось шагнуть за черту городских стен.

Джеймс Кори. Война Калибана

На Ганимеде случилось ЧП — загадочный монстр играючи расправился с отрядом местного спецназа. Кровавый инцидент внёс ещё больший разлад в непростые отношения между планетами Солнечной системы, и теперь достаточно одной искры, чтобы началась война. Тем временем экипаж звездолёта «Росинант» берётся помочь учёному с Ганимеда отыскать похищенную дочь. Капитан Джеймс Холден и его команда не подозревают, что, взявшись за поиски девочки, они снова окажутся ключевыми фигурами в большой политической игре.

Бесспорное достоинство цикла Джеймса Кори — ярко обрисованный мир будущего, где человечеству уже тесно в пределах Солнечной системы, но вырваться к звёздам люди пока не могут. Между земной метрополией и колониями давно идёт негласная холодная война, а после того, как в руки людей попадает разрушительное творение инопланетного разума, ситуация накаляется до предела. Однако в первой книге это были пусть и яркие, но всё ж декорации для истории, которая по-настоящему начала развёртываться только со второго тома.

Йен Макдональд. Дом дервиша

В 2027 году Турция уже будет действительным членом Евросоюза, и нанотехнологии серьёзным образом изменят жизнь каждого из нас. Однако природа человеческих отношений останется всё той же, а противоречий станет лишь больше. Это история пяти дней из жизни обитателей одного дома в древнем городе Стамбуле. А началось всё со взрыва в трамвае...

В советские годы возник неуклюжий термин «фантастика ближнего прицела» - им, как правило, обозначали тексты, не обладающие высокой художественной ценностью, скорее работающие на пропаганду: смотри, мол, какое светлое будущее ждёт тебя, читатель. Скептическому отношению к подобной фантастике способствовало и то, что мало кто из писателей способен был создать интересный текст, который бы не устаревал уже через пять-десять лет.

СССР давно и благополучно скончался, а что же сейчас? Фантастика ближнего прицела почила в бозе вместе с ним, а вот НФ о ближайшем будущем жива и чувствует себя весьма недурно. В последние годы благодаря серии «Сны разума» мы с вами познакомились с яркими представителями этого направления: «Младшим братом» Кори Доктороу, «Морскими звёздами» Питера Уоттса... а теперь пришла очередь Йена Макдональда и его «Дома дервиша».

Джордж Мартин. Рыцарь Семи королевств

Юному межевому рыцарю Дунку Высокому на собственном опыте пришлось убедиться в справедливости поговорки, гласящей, что ни один добрый поступок не остаётся безнаказанным. Вступившись за слабых, он перешёл дорогу принцу из рода Таргариенов — и накрепко связал свою судьбу с жизнью другого отпрыска королевского дома. И пускай Вестерос наслаждается эпохой относительного мира — в Семи королевствах хватает конфликтов и заговоров, чтобы сделать жизнь бедного рыцаря и его необычного оруженосца донельзя хлопотной.

Благодаря успеху телесериала «Игра престолов» о Джордже Мартине узнало множество людей — в том числе и далёких от жанра фэнтези. И, пока драконье пламя горячо, издательство ACT спешит ковать железо, выпуская как можно больше книг, на обложке которых красуется фамилия Мартина.

Так подоспели переиздания «Путешествий Тафа» и «Шторма в Гавани Ветров», а также сборник «Рыцарь Семи королевств», куда вошли повести о рыцаре Дунке Высоком и его оруженосце Эге. Все они уже публиковались в различных антологиях, но под одной обложкой не выходили пока даже на Западе. Удивительное дело: за рубежом подобный сборник лишь готовится, а в России томик со всеми историями о Дунке и Эге, написанными на сегодняшний день, уже появился. Редкая и похвальная расторопность! Вот бы ещё издательство с такой же тщательностью подходило непосредственно к подготовке книги... Тут, к сожалению, всё не так здорово. В переводах хватает небрежностей и неуместных вольностей, а в конце тома зачем-то красуется приложение с перечнем персонажей из основного цикла. В «Рыцаре Семи королевств» оно явно лишнее - похоже, его добавили в книгу, просто чтобы раздуть её объём. Томик-то по меркам Мартина получился весьма куцым, ведь каждая повесть — это всего сто с небольшим страниц крупным шрифтом.

Никита Аверин. Метро 2033. Крым

На просторах Крыма неспокойно. To казацкие атаманы бойню устраивают, то разбойники грабят поезд на солнечных батареях, то сектанты девушек воруют. И у главного героя по имени Пошта никак не получается остаться в стороне — всем нужны его помощь и содействие. Такая уж судьба у представителей клана листонош...

Есть романы, которые держатся на интриге, есть те, которые завязаны на конфликте, а «Крым» - это повествование, акцентированное на личности героя. Автор рассказывает не про мир, а про человека в нём. Человека, который настолько чище и добрее окружающих, что напоминает наивного Иванушку из сказок.

Концентрация на одном герое — источник как преимуществ, так и недостатков книги. С одной стороны, к персонажу прикипаешь. Читателю легко ассоциировать себя с героем: Пошта размышляет на серьёзные темы, но при этом не сбивается на пафос, в своих действиях руководствуется высокими мотивами - состраданием, чувством долга, желанием помочь, однако не кажется картонной, одномерной персоной. Пошта временами злится, ошибается, проявляет жестокость - всё это придаёт его образу достоверности.

Карина Шаинян. Игра. Змеиный остров

Собеседования, резюме, психологические тесты — всё это хлам, вчерашний день хедхантинга. Миллионер Пленский отбирает сотрудников своей корпорации по новаторскому методу: вот вам, мальчики и девочки, необитаемый остров в Камбодже, вот запас еды на несколько дней, рация на крайний случай — а дальше разбирайтесь сами. Кто победит — станет доверенным помощником бизнесмена. Но помните: остаться должен только один!

Идея действительно блестящая - удивительно, что она никому не пришла в голову раньше. Коммерческий потенциал ядерный: реалити-шоу «Дом-2», например, десять лет смотрят, не отлипая от экранов, миллионы русскоязычных телезрителей. Солидная часть населения СНГ — а значит, и потенциальных читателей книжек из проекта «Этногенез». За это время шестеро участников шоу умерли, и как минимум двое из них были убиты.

Павел Марушкин. Зимние убийцы

Коренное население королевства Пацифида - амфибии-фроги, гигантские разумные лягушки. Карабкаясь по эволюционной лестнице, они сохранили кое-какие атавизмы — например, привычку впадать в зимнюю спячку. Когда неизвестный маньяк начинает убивать фрогов прямо в объятиях ледового сна, за расследование берётся Эдуар Монтескрипт, частный детектив по профессии, хомо сапиенс по видовой принадлежности.

По-моему, Павел Марушкин издевается. В смысле - над нами, над читателями. Судите сами: его роман «Зимние убийцы» позиционируется как фантастический нуар. В крайнем случае — как крутой детектив (смотри эпиграф из Микки Спиллейна). А это, помимо детективной интриги, мрачной атмосферы и неоднозначности главного героя, ещё и вполне узнаваемая манера изложения. Широко известный факт: стиль, который мы называем «хемингуэевским», задолго до автора «Фиесты» начал активно использовать другой классик с похожей фамилией. Дэшил Хэммет, отец-основатель литературного нуара. Этот стиль подразумевает отказ от красивостей, «предельную сжатость языка, выпуклость, зримость описаний, обнажённость слова» (цитирую одно из предисловий к «Прощай, оружие!»). Имитировать манеру двух Хэмов несложно — для автора, более-менее владеющего словом, задачка плёвая. Однако Павел Марушкин предлагает нам нечто диаметрально противоположное.

Александр Золотько. Цель — Пёрл-Харбор

Всем известно, что случилось в Пёрл-Харборе, однако немногие знают, что японская атака стала результатом тщательно проработанного плана и усилий одного человека, случайно переместившегося из апреля 2012 года в июль 1939-го. Оказывается, в подготовку Второй мировой войны были тесно вовлечены поручик Орлов и таинственный Игрок, ведущие свою личную схватку во времени.

Этот роман - условное продолжение истории о попадание Всеволоде Залесском и хронопутешественнике Орлове: хотя в книге и действуют некоторые персонажи предыдущих томов, в центре внимания совсем другие герои. По сути, перед читателем раскрываются две истории: ещё одного попаданца Торопова, а также двух бравых советских солдат, лётчика Костенко и сотрудника особого отдела Сухарева. И хотя эти сюжетные линии объединены временем и местом действия, почти до самого конца они развиваются строго параллельно, что не идёт роману на пользу. Только мы настроимся узнать, что же всё-таки случилось с женой Костенко, как нас тут же перебрасывают в гущу интриг вокруг новоявленного шпиона Торопова. Увы, избрав подобную рваную структуру и акцентируя внимание то на одной, то на другой сюжетной линии, Золотько не смог заставить читателя закрыть глаза на нестыковки в общем сюжете. Впрочем, роман взял другим. Он написан настолько увлекательно, что не хочется выпускать книгу из рук, пока не перевернёшь последнюю страницу. Все персонажи кажутся живыми, а их эмоции — подлинными. И честный капитан Костенко, и обаятельный стрелок Лёшка Майский, и даже ненадолго промелькнувший безымянный парнишка вызывают искреннюю симпатию. Чего, однако, не скажешь о Торопове — автор так ярко выписал его подлую натуру, что отпадает всякое желание ему сочувствовать.

Пазл

Чёртова дюжина рассказов, которые представляют самые разные грани жанра ужасов - от утончённых психологических этюдов до классических сюжетов о нечистой силе и мрачных тайнах души.

У хоррора в нашей стране непростая судьба. Как и многие явления культуры, русскоязычная «литература тайн и ужаса» пала жертвой политики. Незадолго до революции в России окончательно оформилась традиция историй о сверхъестественном, пугающем, неисповедимом. Обращаясь к тёмным сторонам бытия, поэты и прозаики Серебряного века существенно расширяли свой инструментарий. Андреев, Гумилев, Брюсов, Сологуб, Ремизов, Блок, Тэффи — кто только не испил из этого источника!

Смена режима положила конец зарождавшейся традиции, и жанр вернулся в Россию лишь в конце столетия, на изломе эпох - вместе с «Кошмаром на улице Вязов» и наспех переведёнными романами Стивена Кинга. Многие приняли блудного сына всем сердцем, но большинство так его и не признало. С самого начала девяностых звучит рефреном: «Зачем нам выдуманные ужасы, у нас и так страшно». И если отдельным романам и сборникам временами удаётся заявить о себе (самый свежий пример — «Убыр» Наиля Измайлова), то с антологиями дело обстоит куда печальнее. Почти все коллекции «страшных» отечественных историй, выходившие до сих пор, на деле представляют собой миксы из городского фэнтези, философской мистики, магического реализма и даже научной фантастики. Конечно, задачи и возможности хоррора не ограничиваются стремлением «напугать» (встревожить) читателя, но без этого стремления жанра не существует.

Игорь Вардунас. Лаборатория. Железная власть

В Санкт-Петербург тайно привозят андроида - точную копию губернатора. Чтобы захватить власть, заменив человека на послушного робота, заговорщикам не хватает лишь маленькой детали — сверхпроводника, который позволит создать продвинутый кибермозг. Чтобы достать проводник, надо подкупить аспиранта Игоря. A если тот не захочет сотрудничать, то можно забрать экспериментальный образец силой, поставив крест на карьере молодого учёного, которого больше никуда не возьмут на работу... Разве что в «Лабораторию автономных механизмов».

Это книга о людях, которые создают искусственные интеллекты, и о роботах, которые всё чаще оказываются сильнее, хитрее, надёжнее и... нужнее, чем люди. Социум на пороге новой эры, когда произойдёт качественный скачок робототехники, — и что тогда будет с человеком? Персонажи из «Лаборатории» словно находятся на фронтире и, видимо, поэтому напоминают молодых учёных из советской фантастики: тот же бескорыстный интерес к науке, энтузиазм, готовность во что бы то ни стало докапываться до истины, действуя при этом по велению сердца.

Игорь Мерцалов. Новейшая оптография и призрак Ухокусай

Непеняй Зазеркольевич Сударый, владелец скромного ателье оптографии в уездном городе Спросонске, то и дело попадает в щекотливые ситуации. To ему сулят взятку, то грозят смертью на дуэли, то пугают маньяками. Однако наш герой — парень не промах, поэтому застать его врасплох никому не удастся.

Один из методов создания комического эффекта в современной фантастике - высмеивание актуальных явлений культуры, политики или науки. Однако не всем удаётся соблюсти баланс между пародийными и оригинальными элементами. Книга Игоря Мерцалова — тот случай, когда этот баланс выдержан.

С одной стороны, автор ловко подражает стилю современных научных статей и выступлений, проходится по содержанию «жёлтых» газет, высмеивает нынешние тенденции в фантастике и писательскую манеру рецензентов. С другой - детективный сюжет здесь настолько занимателен и непредсказуем, а тщательно выписанный мир настолько многогранен, что аллюзии отходят на второй план.

Русская фантастика 2014

Традиционная ежегодная антология издательства «Эксмо», традиционно же составленная редактором и писателем Игорем Минаковым.

В последнее время наши фантастические ежегодники заметно уступают тематическим антологиям по увлекательности. Хотя, казалось бы, собрать два десятка толковых повестей и рассказов проще, чем добыть столько же «сочинений на заданную тему». «Витриной» издательства, на которой аккуратно разложено всё самое свежее, модное, блестящее и цепляющее взгляд, ежегодники быть перестали, но и нового качества не обрели. «Русская фантастика 2014» стала счастливым исключением из этого правила. Может быть, на страницах сборника нет ярких звёзд и бесспорных шедевров, но процент качественных текстов с продуманной интригой неожиданно высок.

Самому нетривиальному рассказу, кроссоверу Николая Калиниченко «Вяхра», где герой Жюля Верна встречается с персонажами Киплинга и Конана Дойла, для полного блеска не хватает, пожалуй, только сверхидеи — небанального, чётко выраженного послания читателю. Ещё одна недурная стилизация, «Месть Анны» Александра Золотько, до обидного напоминает фрагмент романа, остроумный, но вырванный из контекста. Есть и произведения, которые не столь замысловаты стилистически, но грамотно выстроены с точки зрения драматургии, снабжены всеми необходимыми «крючочками» и «цеплялочками», а потому читаются влёт, - да и жанровое разнообразие не даст почтеннейшей публике заскучать. В квазиальтернативке Антона Фарба «Рим» сплавляются мифология и современность, и сквозь доспехи римских легионеров отчётливо просвечивает камуфляж спецназа, только что вернувшегося из «горячей точки»; в «Светоче» Владимира Аренева и «Приправе» Александра Бачило обыгрывается тема инопланетного вторжения; «Цветы зла, тернии добра» Юлин Зонис и Игоря Авильчснко отсылают нас к лучшим традициям «постапа» — такие, как ни странно, существуют. И этим находки составителя не исчерпываются - серьёзный шаг вперёд по сравнению с предыдущими выпусками «Русской фантастики». Только критики и публицистики маловато — ну, это можно будет исправить в следующем году.

Анна Семироль. Игрушки дома Баллантайн

Леди Кэрол Баллантайн воскрешает мужчину, в которого невзаимно влюблена, и превращает его в послушную своей воле полумеханическую куклу. Так практически бессмертный Брендон становится игрушкой дома Баллантайн. Перед глазами «перерождённого» проходят пять поколений семейства, члены которого - по своей боле или против неё - приносят родному городу Нью-Кройдон сплошные несчастья.

Обложка этой книги заставляет предположить, что читателя ждёт встреча со стимпанком — порукой тому шестерёнки, люди с механическими руками, пилот в гогглах да дирижабль среди облаков, — и «Игрушки дома Баллантайн» вполне оправдывают эти ожидания. Проблема в том, что чистого стим-панка не бывает — сам этот жанр можно определить лишь через набор атрибутов (механизмы, цеппелины, паровые машины), в отличие, скажем, от киберпанка, который, по крайней мере в книгах Уильяма Гибсона, претендует и на свой стиль, и на свою проблематику. Стимпанк же всегда гаков, каким его хочется видеть автору. В данном случае это семейная сага, где есть всё то, что бывает в семейных сагах, — от войны и мира до любви и смерти.