среда, 5 февраля 2014 г.

Минус игрек


Поколение Y, рожденное в 1990-е годы и массово выходящее сейчас на российский рынок труда, имеет все шансы стать «потерянным». Свойственная большей части игреков смесь амбиций с пассивностью и дезориентацией — прямое отражение положения дел в нашей стране. Расплачиваться же приходится работодателям.

Авторы получившей в последнее время наибольшее распространение теории поколений американцы Нейл Хоув и Вильям Штраус в 1990-е годы описали историю США как смену поколений, подчиненную определенной цикличности’. Потом выяснилось, что постулаты теории более или менее универсальны, а представители одного поколения на всех континентах обладают выраженным сходством черт — с некоторой поправкой на национальные особенности. Так что сейчас мы проживаем временной отрезок, когда на исторической сцене активны три поколения: «бумеры» (рожденные в 1943-1960 годах), поколения X (1961-1983) и Y (1984-2004). На подходе — поколение Z, рожденное после 2005 года.

Ягодка опять


Канадской компании Blackberry, которая известна как создатель одноименного смартфона, в этом году исполнилось тридцать. И в последние два с небольшим года общественное мнение с подачи мировых СМИ то и дело «хоронит» ее. Притом что финансовое состояние и рыночные результаты предполагаемого «покойника» очень даже неплохи.

Под руководством двух гениальных предпринимателей — компьютерного инженера Майка Лазаридиса и финансиста Джима Балсилли — фирма, пребывавшая на протяжении десяти лет (с 1985 по 1995) в тени и работавшая на подхвате у шведского гиганта Ericsson, неожиданно ворвалась в сегмент коммуникационных мобильных устройств и за короткое время полностью подчинила своей воле весь рынок Северной Америки. Напору RIM не могли противостоять ни Sony, ни Nokia, ни Motorola, ни бывший патрон Ericsson: на пике успеха канадская компания продавала в США больше смартфонов, чем все остальные производители, вместе взятые.

Стены помогают


Интерьеры и организация офисного пространства очень многое сообщают о компании и ее бренде человеку со стороны. Еще важнее они для тех, кто проводит в офисе весь свой рабочий день. Независимо от сферы бизнеса рабочее пространство должно быть одним из неотъемлемых инструментов коммуникаций бренда с коллективом компании.

В идеале интеграцией бренда в визуальный облик офиса должны заниматься профессионалы — дизайнеры по интерьерам. Им выдаются подробные планы помещений вместе с брендбуком или любыми другими образцами фирменного стиля компании, и они не спеша придумывают, какими элементами можно поддержать фирменный стиль и визуальную айдентику в оформлении.

Сбор подписей

Сергей Луненко в одиночку пытается создать в России рынок автографов знаменитостей. Пока торговля автографами приносит ему доход не более 100 тысяч рублей в месяц, но все только начинается, уверен предприниматель. Осталось убедить отечественных звезд в том, что автографы — это тоже бизнес, а не вежливое одолжение поклонникам.

Сергей Луненко с 18 лет крутится на одной орбите со «звездами». Работал в продюсерских центрах, модельных агентствах, продюсировал группу «Руки вверх», потом напал на золотую жилу организации московских корпоративов и открыл в 2004 году ивент-агентство Open Air. Выстроенные за годы связи с медийными персонами можно считать определенным капиталом, который Сергей решил использовать в своем оригинальном бизнес-проекте по продаже автографов знаменитостей. «Этот рынок очень развит на Западе, в России же мы его создаем с нуля», — говорит он. За рубежом знаменитости (не только певцы и актеры, но и спортсмены) давно продают свои автографы на специализированных ресурсах в сети — таких как Millionairegallery.com, Celebrityauthentics.com и Sportsmemorabilia.com. «Моя задача — создать новый сервис для «звезд», — объясняет Луненко. — У них уже есть своя «обслуживающая когорта»: операторы, имиджмейкеры, стилисты, даже риелторы. Но до сих пор не было связующего звена между ними и поклонниками в сфере автографов».

Карточные фокусы


Старинный обычай торговцев — добиваться приязни у покупателя скидками и подарками. В современном ритейле это называется программами лояльности, а материальное свидетельство об участии в них — пластиковые дисконтные и бонусные карты — имеют уже 39% взрослого населения страны. Разумеется, щедрость продавцов всегда расчетлива. Хотя и без ошибок в расчетах у них тоже не обходится.

Одна из аксиом бизнеса гласит: дешевле удержать старого клиента, чем привлечь нового. Давать клиенту скидки — это классический прием «на удержание», самые азы маркетинга лояльности. Однако мечта любого ритейлера — в конечном счете так поладить с покупателем, чтобы ценовой фактор минимально влиял на взаимоотношения, а клиент получил стимул покупать больше, чаще и более маржинальные товары.

Эффект шоурума


Электронная торговля, растущая во всем мире двузначными в процентах темпами, преподала хороший урок традиционному ритейлу и даже в чем-то заставила себе подражать. «Большие данные», алгоритмы распознавания лиц, мониторинг и анализ перемещений покупателя по торговой площадке — все эти и другие технологии в последние годы активно адаптировались для использования в офлайн-рознице. Более того: начался бум создания подобных решений.

Розничная электронная торговля становится все более заметной на фоне традиционного ритейла. По расчетам «Бизнес-журнала», основанным на предварительных данных за прошлый год, ее доля в обороте розничной торговли в целом в России приблизилась к 4%. Аналогичный показатель электронной торговли в США составляет 5,9% (данные US Census Bureau по итогам III кв. прошлого года).

7 факторов роста

Вопреки замедлению российской экономики, 2013 род оказался для франчайзинга просто великолепным: число франчайзинговых предприятий в России возросло на рекордные 30%.

По числу франчайзинговых точек в прошлом году Россия обошла Германию (74,6 тыс. против 72,7 тыс.), между тем российская государственная статистическая служба до сих пор никак не измеряет франчайзинг в качестве отдельного вида предпринимательской деятельности. Данные, которые приводятся в этой публикации, — результат масштабного исследования, впервые в российской практике проведенного порталом Franshiza.ru путем анкетирования игроков рынка. Более ранние данные формировались преимущественно на основе экспертных оценок.

Оборот франчайзингового рынка в России пока занимает не столь большую долю в ВВП страны, как, например, в США (там его вклад — почти 10%). Но за последний год эта цифра значительно выросла и превысила 3,5% от ВВП.

В целом можно выделить семь основных факторов, которые определили динамику развития отечественного франчайзинга в прошлом году.

На распутье

Россия получила очередное предостережение от западных экономистов: без структурных институциональных изменений наша страна рискует через несколько лет оказаться в числе экономических аутсайдеров. Такое мнение высказали эксперты Всемирного экономического форума, проходившего 22-25 января в швейцарском Давосе. На форуме были представлены три сценария развития России до 2030 года, причем все они носили пессимистический характер. Далеко не впервые за последние месяцы наша страна становится объектом пессимистичных прогнозов, публикуемых влиятельными организациями. Осенью горячее обсуждение вызвали исследования Всемирного банка и Standard & Poor’s, а также ВМФ, в которых экономическая стабильность России в среднесрочной перспективе также была поставлена под сомнение.

«Российская экономика на распутье», — так начинается доклад, составленный рабочей группой форума на основе опроса более 350 экспертов из числа ученых, бизнесменов и чиновников. По мнению авторов, текущая нестабильность вызвана слишком сильной зависимостью экономики страны от нефтегазового экспорта и отсутствием необходимых институциональных реформ. В докладе представлено три сценария, по одному из которых Россия, скорее всего, будет развиваться в ближайшие годы. Выбор конкретного сценария зависит от трех факторов: цены на нефть, проведения реформ в институциональной среде, а также активности социальных процессов.

Это не работа

Один извозчик, везшии Федора Ивановича Шаляпина, спросил: «Ты, барин, чем занимаешься?» Прославленный бас честно ответил: «Пою». Извозчик уточнил вопрос: «Дело хорошее, я тоже пою. А на жизнь чем зарабатываешь?»

Вроде бы смешно — а ведь логично! Если делаешь то, что самому тебе нравится, — к чему еще и платить тебе за это?

Тем не менее платят — и порой неплохо. Я всю жизнь делаю только то, что мне самому доставляет огромное удовольствие, — и всегда находятся желающие выдать мне за это зарплату или гонорар. Причем, как правило, заметно выше среднеотраслевых расценок.

Одна из причин щедрости моих работодателей очевидна. То, что человеку нравится, он обычно делает лучше среднего уровня. Оплата же обычно примерно соответствует качеству результата.

Но важно еще и то, что человеку, как правило, доставляет немалое удовольствие использовать все свои возможности, напрягать все свои силы. Чем сложнее труд, тем больше в нем возможностей самовыражения и самосовершенствования — а значит, больше возможное удовольствие от него.

Потеряться и найтись

О поколении Y говорят, пишут, спорят. Мне же хотелось попробовать взглянуть на эту проблему немного под иным углом (тем более что и мой сын, и дети многих читателей журнала принадлежат именно к «игрекам» — а значит, проблема касается нас напрямую). Во всех поколениях люди делились на три неравные категории: тех, кому вообще ничего не нужно, кроме возможности потреблять и сидеть на шее у государства, тех, кому не нужно ничего особенного и кто готов жить «как все», и тех, кому «больше всех надо» — людей с горящими глазами, которые в конечном счете и обеспечивают настоящее развитие общества.

Просто при советской власти из первых получались откровенно плохие рабочие, врачи, учителя, инженеры или милиционеры, из вторых — хорошие, но не хватающие звезд с неба, а третьи (за редким исключением) оказывались скованными по рукам и ногам нормами социалистического общежития — и только в 1990-е годы смогли выплеснуть свою энергию в жизнь, пусть и не всегда со знаком плюс.

Сейчас ситуация не изменилась, просто первая категория преобразовалась в откровенных люмпенов, которые мечтают стать охранниками, секретаршами, плохими чиновниками или плохими полицейскими (если только богатые родители не обеспечивают возможность не мечтать о профессии, а думать лишь о тупом потреблении). Вторая, самая многочисленная категория по-прежнему честно обеспечивает рутинное функционирование нашей экономики, а третья — она во все времена одинакова.

Сьюзен Коллинз. Грегор и тайный знак

Знаменитая писательница Сьюзен Коллинз, автор «Голодных игр», написала цикл об удивительных приключениях Грегора Наземного, создав атмосферный и очень запоминающийся мир. Грегор пережил немало захватывающих приключений в подземном мире, на сотни километров растянувшимся под Нью-Йорком. Он подружился с его странными обитателями, сражался с огромными крысами, пробирался сквозь ядовитые джунгли и путешествовал на летучих мышах. Но в этот раз ему предстоит нечто особенное. Грандиозные сражения, хитроумные загадки, самое зловещее из пророчеств и неисследованные территории Подземья. Кого он встретит там? Что ждет его в новом странствии? Самое опасное приключение вот-вот начнется.

Отрывок из книги:

Грегор машинально задрал голову, чтобы посмотреть, откуда взялась корона.

Большая летучая мышь с оранжевыми и черными полосками парила над их головами — Грегор узнал ее: это была одна из тех летучих мышей, что приносила ему сообщения из Подземья, когда он был у себя, в своем мире.

— Это вам, ваше высочество, — произнесла летучая мышь. — Ее прислала мышь-зубастик. Она сказала, вы поймете, что это значит.

Люкса засмеялась:

— Это значит, что я опять где-то посеяла свою корону, Гермес. Спасибо тебе за беспокойство!

Энн Перри. Тишина в Хановер-клоуз

По приказу начальства инспектор лондонской полиции Томас Питт расследует дело об убийстве и ограблении трехлетней давности. В библиотеке респектабельного особняка, расположенного в Хановер-клоуз, ночью ударом по голове был убит дипломат Роберт Йорк. Вскоре Томас сталкивается со многими странностями. Преступление было совершено явно не профессионалом, а украденные вещи и бумаги так нигде и не всплыли. Кроме того, до убийства в доме несколько раз видели загадочную женщину в пурпурном платье, которую никто не знал. Проведав об очередной криминальной загадке, жена Томаса Шарлотта и ее сестра Эмили немедленно начинают собственное расследование. Но дело оборачивается так, что леди Эмили Эшворд приходится идти служанкой в богатый дом, а Томас Питт попадает в тюрьму по обвинению в убийстве…

Глава из книги:

Эмили вернулась домой на следующий день после дня рождественских подарков. Городской дом Эшвордов был большим и очень красивым. В первый год после свадьбы Джордж, стараясь угодить Эмили, почти весь его заново отремонтировал, не считаясь с расходами. Не отвергалось ничего, что привносило очарование и индивидуальность, но общий результат получился, по меньшей мере, роскошным. В доме не осталось ни изысканных французских украшений, ни позолоты, ни причудливых завитушек; мебель подобрали в стиле Регентства или георгианскую, сочетавшуюся с архитектурой самого дома. В то время Эмили спорила с Джорджем из-за любви его родителей к кисточкам и бахроме, а почти все скучные семейные портреты отправила в неиспользуемые комнаты для гостей. Результат удивил и обрадовал Джорджа, который с удовлетворением сравнивал свой дом с захламленными домами друзей.

Боб Салливан, Хью Томпсон. Эффект плато. Как преодолеть застой и двигаться дальше

Эффект плато — эта пугающая формула «после каждого успеха приходит застой», понимание того, что ваши усилия больше не приносят результата, — мощный закон природы, который касается каждого из нас. Прочитав эту книгу, вы поймете, как узнать плато и преодолеть стагнацию в любой сфере своей жизни — от диеты и физических упражнений до ситуации на работе или в личной жизни.

Авторы рассказывают, как спортсмены, ученые, врачи, музыканты и целые компании по всему миру учатся справляться с плато, то есть отключать силу, которая побуждает людей «привыкать» к определенным вещам. В книге вы найдете восемь элементов плато и правила, которые позволят разрушить их и достичь пика своих возможностей. Эти знания помогут вам перестать терять время, делая то, что больше не работает, и позволят сконцентрироваться на вещах, которые дадут максимальный эффект.

Все, что вы хотели бы делать лучше — играть на гитаре, держать себя в форме, общаться с детьми, управлять бизнесом, — вы сможете освоить быстрее, поняв природу эффекта плато.

Для тех, кто хочет стать лучше в профессиональном или личном плане, кто хочет совершить прорыв и избежать попадания на безрадостную равнину.

Глава 2. Полная разрядка

Первая сила плато, или Когда вы видите помидор, то говорите себе: «Это будет вкус помидора». Но что если его вкус напомнит... малину?

«Я вообще не понимаю, что здесь происходит. Я в шоке, я зла и даже не знаю, что сказать».

Дженнифер Лопез была невероятно расстроена. Она пыталась найти утешение у своих коллег — судей телевизионного шоу American Idol продюсера Рэнди Джексона и солиста группы Aerosmith Стивена Тайлера.

Боб Салливан, Хью Томпсон. Эффект плато. Как преодолеть застой и двигаться дальше

Эффект плато — эта пугающая формула «после каждого успеха приходит застой», понимание того, что ваши усилия больше не приносят результата, — мощный закон природы, который касается каждого из нас. Прочитав эту книгу, вы поймете, как узнать плато и преодолеть стагнацию в любой сфере своей жизни — от диеты и физических упражнений до ситуации на работе или в личной жизни.

Авторы рассказывают, как спортсмены, ученые, врачи, музыканты и целые компании по всему миру учатся справляться с плато, то есть отключать силу, которая побуждает людей «привыкать» к определенным вещам. В книге вы найдете восемь элементов плато и правила, которые позволят разрушить их и достичь пика своих возможностей. Эти знания помогут вам перестать терять время, делая то, что больше не работает, и позволят сконцентрироваться на вещах, которые дадут максимальный эффект.

Все, что вы хотели бы делать лучше — играть на гитаре, держать себя в форме, общаться с детьми, управлять бизнесом, — вы сможете освоить быстрее, поняв природу эффекта плато.

Для тех, кто хочет стать лучше в профессиональном или личном плане, кто хочет совершить прорыв и избежать попадания на безрадостную равнину.

Глава 1. Простая математика

Выявление сил, управляющих эффектом плато, или Знаменитый спортсмен Дерек Джетер сказал: «Я не хочу это делать, потому что выгляжу глупо», а затем совершенно внезапно изменил свою точку зрения

Вероятно, большинство из вас знакомо с тем фактом, что у людей, употребляющих алкоголь, вырабатывается к нему толерантность. В первый день учебы в колледже вы можете опьянеть с трех кружек пива, к октябрю для достижения того же эффекта вам уже нужно шесть кружек. А к Новому году даже упаковка из шести бутылок неспособна вызвать у вас опьянения, если только компанию вам не составлял Jack Daniel’s. У вас выработалась толерантность к алкоголю.

Боб Салливан, Хью Томпсон. Эффект плато. Как преодолеть застой и двигаться дальше

Эффект плато — эта пугающая формула «после каждого успеха приходит застой», понимание того, что ваши усилия больше не приносят результата, — мощный закон природы, который касается каждого из нас. Прочитав эту книгу, вы поймете, как узнать плато и преодолеть стагнацию в любой сфере своей жизни — от диеты и физических упражнений до ситуации на работе или в личной жизни.

Авторы рассказывают, как спортсмены, ученые, врачи, музыканты и целые компании по всему миру учатся справляться с плато, то есть отключать силу, которая побуждает людей «привыкать» к определенным вещам. В книге вы найдете восемь элементов плато и правила, которые позволят разрушить их и достичь пика своих возможностей. Эти знания помогут вам перестать терять время, делая то, что больше не работает, и позволят сконцентрироваться на вещах, которые дадут максимальный эффект.

Все, что вы хотели бы делать лучше — играть на гитаре, держать себя в форме, общаться с детьми, управлять бизнесом, — вы сможете освоить быстрее, поняв природу эффекта плато.

Для тех, кто хочет стать лучше в профессиональном или личном плане, кто хочет совершить прорыв и избежать попадания на безрадостную равнину.

Начало

Дайте нам три минуты, включите свое воображение (и носы), и мы обещаем убедить вас в том, что эффект плато — крайне мощная природная сила, о которой вы, скорее всего, ничего не слышали.

Позвольте перенести вас в Париж Западного побережья США, в один из кварталов Сан-Франциско, где ни на что не похожий аромат чеснока внезапно перебивает все другие запахи, привычные для Коламбус-авеню. Примерно в полумиле от знаменитого треугольного здания Transamerica расположен ресторан, который нельзя не заметить. Несмотря на его необычное название («Вонючая роза»), ваше внимание привлекает кое-что другое — запах, доносящийся из-за парадной двери, проникающий на улицу и окутывающий прохожих.