вторник, 4 июня 2013 г.

Парень из Джерси

У Генри Кевилла мертвая хватка. Он жмет руку так, будто ему ничего не стоит ее оторвать. При этом он галантен и, по всему видно, руку отрывать все же не собирается. Мы встречаемся с Генри в лондонском отеле Claridge’s задолго до выхода в прокат «Человека из стали». «Я еще сам не видел не то что готового фильма, а даже более или менее конечного монтажа хоть какой-нибудь из сцен», — признается Супермен. Видно, что он сгорает от нетерпения так же, как и все мы.

А ведь все могло сложиться иначе для Генри Кевилла, выросшего на британском острове Джерси в семье банковских работников. В 2005-м он был, казалось, намертво прикреплен к проекту о Супермене. Тогда режиссером числился МакДжи, и он отказывался видеть кого-нибудь еще в роли Кларка Кента. Затем место МакДжи занял Брайан Сингер, и у того было совсем иное видение. В главной роли он задействовал Брендона Рута, а наш герой остался не удел. И вот спустя 8 лет «Супермен» переживает еще один перезапуск — в проекте нет ни МакДжи, ни Сингера, а Генри Кевилл снова тут.

Не верю!

Недавно я вновь открыл для себя религию. В смысле, погрузился в религиозный дискурс: увлекся чтением религиозных сайтов и анти клерикальных текстов, просмотром записей дебатов между теологами всех мастей и учеными-атеистами, типа Ричарда Докинса и Лоренса Краусса. Вступил даже в пару атеистических сообществ в Facebook. Побудило меня к этому все более явное вторжение религии в секулярную жизнь. В Европе, где религия и политика давно разошлись по разным сторонам общественного поля, ислам стал серьезным политическим и социальным фактором. В России же происходит «православное возрождение» и с самого верха декларируется отказ от «вульгарного примитивного понимания светскости» государства. По-моему, как отказ от «примитивного понимания» правды всего лишь маскирует ложь, так же и тут речь идет о плохо скрытом клерикализме. А если добавить сюда еще и возросшую политическую активность американских «христианских правых», то получается, что религии и их «традиционные ценности» наступают со всех сторон. Поэтому хочется как-то в этом процессе разобраться.

Для начала — если религии настолько явно вторгаются в политику, можем ли мы поступать с ними также, как и с прочими идеологиями или учениями — от неолиберализма до чучхе-социализма? То есть подвергать критическому сравнительному анализу их догмы, идеалы, предписания и картину мира? Можно ли, например, публично оспорить определение ислама как «религии мира», исходя из того, что мировая практика не дает для этого оснований? Или высказать свое оценочное суждение на тему националистического характера современного православия? Ну и чтобы никого не забыть, оспорить множество постулатов Ветхого Завета — например, определение однополой любви как смертного греха? Да и вообще заявить, что при всем уважении к древним евреям написанный ими в бронзовом веке текст хоть безусловно красив, глубок и метафоричен, но в третьем тысячелетии вряд ли уместен в качестве универсального руководства на все случаи жизни.

Несолоно хлебавши


Точных сведении о том, когда и как человечество познакомилось с солью, нет, но есть несколько версий. Возможно, древний человек увидел животное, лижущее солончаковый камень, и тоже лизнул его из любопытства. Или первобытные племена, живущие у моря или соленого озера, научились соскребать вкусные крупинки с камней во время отлива, а те, что жили в удалении от моря, приправляли пищу золой, полученной при сжигании солончаковых растений. Все это - версии историков и антропологов, но факт остается фактом: в первобытной кулинарии соль применялась, и не только как приправа, но и как консервант для заготовки впрок мяса и рыбы.

Одна, единственная

Тех, кто живет в одиночестве, становится все больше. Если прежде это были в основном пожилые люди, потерявшие супруга, то в наше время индивидуализма к ним добавились молодые и зрелые, которые заводить мужа или жену даже не собираются. Они могут с кем-то встречаться, но о свадьбе не помышляют — или разведены и вступать в повторный брак не хотят.

Молодежь еще может изменить установки, а у тех, кому за 30 и уж тем более за 40, готовность делить с кем-то свое жизненное пространство уже не появится.


Все же одна из главных причин, по которой взрослые люди отказываются заводить семью, - нежелание нести серьезную ответственность и за другого человека, и за отношения с ним. Для того чтобы приладиться, притереться, двум сложившимся людям придется менять, пусть даже и отчасти, свои привычки, а им этого, возможно, совсем не хочется. Да и проблемы женатых друзей еще больше охлаждают матримониальные порывы. Семейные мужчины, например, часто перегружены домашними обязанностями и гиперответственностью. Наше общество остается патриархальным, социум требует от мужчины быть главой семьи, поэтому он должен зарабатывать больше жены и, как следствие, больше уставать. Должен быть хорошим отцом, хорошим хозяином, купить жилье, обустроить его. К одинокому мужчине столько требований не предъявляют, и ему проще заслужить звание человека успешного и реализованного.

Вырванные годы

Вот не нравится людям их детство, потому что хочется быстрее подрасти. И в юности тоже все не тип-топ - опыта быстрее бы набраться... И так без конца. Либо ждем светлого впереди, либо грустим о прошлом. Но я, собственно, о другом...


Только когда школьные годы уходят в тень прошлого, нам становятся отчетливо видны вся бесшабашная прелесть и безумие этого удивительного периода в жизни. То, что вблизи казалось скучным, пугающим и отвратительным, впоследствии оказывается милым и смешным. Тягомотина математики, иероглифы химии, унылая тургеневщина литературы, бессмысленность упражнений на физ-ре - в воспоминаниях превращаются в 10-летку сплошных убойных моментов.

Почему так происходит? Наверное, то немногое, что мы выносим в выпускных клювиках со школы, успеваем за первые после школьные годы с блеском подзабыть: формулу спирта, закон Ома и опыты Раскольникова над старушками - что кому удастся лучше. И что же остается? Да вот то самое: атмосфера класса, репризы на уроках, битвы на переменках и ее (его) взгляд сквозь толпу на танцах в спортзале... Все остальное берем у жизни по ходу действия.

Уроки Валаама

Сейчас многие в поисках себя едут на Восток, где изучают йогу и медитацию, обращаются к духовным учителям. И почему-то обходят стороной свои, православные, святыни, сохранившие мудрость живших там святых отцов. В поисках ответов на духовные вопросы Вера Чайка поехала волонтером на Валаам.



Героине фильма «Ешь, молись, люби» понадобилось пересечь океан, чтобы обрести мир в душе. Этот фильм соответствует духу времени -тысячи туристов отправляются на Восток не просто посмотреть на достопримечательности, а с целью лучше понять себя, найти смысл жизни. С определенных лет я тоже искала этот пресловутый смысл. Занималась йогой, увлекалась аюрведой, читала «духовные» книги. Изучала все восточные веяния, пытаясь постигнуть их мудрость. И мне, крещенной в православной церкви, даже в голову не приходило открыть Библию. В погоне за чужим легко не заметить своего - родного и близкого. А ведь по-хорошему духовный поиск нужно начинать именно с этого...