четверг, 21 ноября 2013 г.

Ким Ньюман. Профессор Мориарти. Собака д’Эрбервиллей

У каждого своя страсть. Кто-то дня не может прожить без задачек для своего холодного разума (и порции кокаина), а кому-то милее всего риск. Опасность — вот что ценит превыше всего в этом мире полковник Моран. И когда судьба сводит его с самым опасным человеком в Лондоне, полковник этому оказывается только рад... по крайней мере, первое время.

За последние несколько лет на русском языке вышло огромное количество книг, так или иначе связанных с приключениями Шерлока Холмса. Его биография, рассказы о ранних годах Холмса и о его старости, истории о наследниках, учениках, противниках детектива-консультанта, пародии, пастиши, фантастические кроссоверы...

В этом длинном ряду разностилевых текстов роман Кима Ньюмана занимает особое место. В первую очередь потому, что написан он от лица полковника Себастьяна Морана - персонажа, которого, кажется, до Ньюмана в качестве героя использовали всего один-единственный раз: это сделал Гейман в рассказе «Этюд в изумрудных тонах». Но если у Геймана мы попадаем в заведомо альтернативную, фантастическую реальность, то мир Ньюмана — это мир канонической шерлокианы... ну, за редкими и приятными исключениями.

Крис Вудинг. Водопады возмездия

Летающий корабль «Кэтти Джей» словно магнитом притягивает неудачников. Капитан и владелец — второразрядный мошенник и авантюрист Дариан Фрей, которому не доверяет даже собственная команда. В экипаже — патологический трус, глуповатый смельчак, врач-пьяница, беглый раб, обвиняемый в страшном убийстве маг-демонист и девушка-штурман, в которой есть что-то нечеловеческое... Взявшись за очередное дело, Фрей со товарищи внезапно оказываются самыми разыскиваемыми преступниками в мире и становятся марионетками в большой политической игре.

До недавнего времени Крис Вудинг был известен прежде всего как автор подростковой фантастики. Добившись успеха в этом направлении, он решил написать цикл для взрослой аудитории. Когда в 2009 году роман «Водопады возмездия» вышел на английском, автор не скрывал, на какие произведения ориентировался. Среди источников вдохновения он называл «Остров сокровищ» и «Записки Флэшмена», фильмы об Индиане Джонсе и игры про Лару Крофт... Но, пожалуй, сильнее всего в романе заметно влияние культового телесериала Джосса Уидона «Светлячок».

Разношёрстная компания колоритных неудачников мотается по миру на корабле и влипает, зачастую по собственной глупости, во всевозможные неприятности. Правда, корабль этот не космический, а воздушный. Действие «Водопадов возмездия» разворачивается в фэнтезийном мире, который по уровню развития приблизительно соответствует Земле XIX века, так что магия тут соседствует с авиацией и огнестрельным оружием.

Андрей Мартьянов, Елена Хаецкая. Der Architekt. Без иллюзий

Нацистская Германия проиграла ещё в 1941 году. Речь не о военном поражении, а о куда более страшном — о неизбежном экономическом крахе. Безобразная агония затянулась на четыре года. Но что, если бы на место дилетантов, тянущих страну ко дну, вовремя пришли профессионалы, способные трезво оценить ситуацию и повернуть русло истории?..

Издательство «Тактнкал Пресс» выпускает книги, призванные утолять сенсорный голод фанатов многопользовательской игры World of Tanks, и до последнего времени специализировалось на красочных глянцевых альбомах «про танчики». Единственное исключение — фантастическая антология «Бот войны», составленная Сергеем Чекмаевым в 2012 году. Тоже, разумеется, «про танчики». «Без иллюзий» - первый роман, выходящий в этом издательстве. Точнее, первая часть романа-трилогии Der Architekt, посвящённого альтернативной истории Третьего рейха.

В чём главная слабость отечественной альтернативно-исторической фантастики, а тем паче - попаданческой прозы о Второй мировой войне? Ну, помимо очевидной литературно-художественной несостоятельности? В неспособности авторов к комплексному, системному анализу событий эпохи. Технари-«заклепочники» погружаются в хитросплетение ТТХ боевых машин. Самодеятельные военные историки анатомируют сражения Второй мировой в поисках точек бифуркации, ключевых эпизодов, когда история могла повернуть в другое русло. Нет числа и книгам, построенным на одном-единственном эмоциональном посыле: «Эх, Сталина на вас нет!». Исключения можно пересчитать по пальцам - и «Без иллюзий», несомненно, принадлежит к их числу.

Олег Дивов. Леди не движется-2

Здесь многое не то, чем кажется: аристократия без монархии, светские инквизиторы, эльфы и орки, не имеющие никакого отношения к «волшебному народцу». Но даже в этом экзотическом мире сверхсветовых скоростей, где люди живут по полтораста лет, а из одной звёздной системы в другую можно добраться за пару дней, преступление остаётся преступлением — и наказание рано или поздно настигнет виновных...

Знаете, на чём держится популярность западных детективных телесериалов, всех этих «Костей», «Каслов», «Менталистов» и прочих? А я вам скажу: в первую очередь на сыгранности актёрского дуэта, который исполняет главные роли, мужскую и женскую. Она — хороша (и как детектив, и как женщина), он — чертовски хорош, её тянет к нему, его — к ней... Но ложное представление о профессиональной этике не даёт им взглянуть фактам в глаза. В результате уже к пятой серии зрителю глубоко до лампочки, кто отравил богатого дядюшку, поджёг бомжа на бензоколонке и грабанул Федеральный резервный банк. Он, зритель, кусает ногти в ожидании, когда же герои окажутся в одной постели — или хотя бы признаются друг другу в своих чувствах. Но предсказуемая развязка всё откладывается, он и она крутят романы с кем угодно — с подозреваемыми, свидетелями, изобличёнными убийцами-психопатами, - но только не друг с другом. И это архиверно, товарищи: как только здоровое любопытство публики будет удовлетворено, сериал потеряет половину аудитории и камнем пойдёт ко дну.

Вадим Панов. В круге времён

Вернувшийся к жизни Ярга пока не готов развязать открытую войну против Тайного города. Но, как опытный стратег, первый князь Дома Навь стремится заранее ослабить позиции будущих противников. Для этого Ярга подсказывает вышедшему в отставку наёмнику Андрею Ризныку, как воскресить древнее сосредоточение человской магии — Знающие Выселки. Понимая, что его используют, Андрей, как патриот своей расы, тем не менее не может упустить такую возможность. Правда, чтобы добраться до Знающих Выселок, ему придётся бросить вызов всем трём Великим Домам.

Обитатели Тайного города, как известно, относятся к нынешним хозяевам Земли - челам — с плохо скрываемым презрением. И это даже несмотря на то, что те не раз доказывали, как глупо их недооценивать. Достаточно вспомнить, сколько шороху навёл одинокий Мститель, сладить с которым самоуверенным Великим Домам удалось далеко не сразу.

Но то, как оказалось, были только цветочки. Мститель был лишь оголтелым фанатиком, обуреваемый примитивным желанием поквитаться со своими обидчиками. Совсем другое дело - Андрей Ризнык. Это опытный хитрый наёмник, действиями которого управляют не эмоции, а холодный расчёт и чувство долга. Такой враг куда опаснее простого маньяка.

Ник Перумов. Тысяча лет Хрофта. Книга 2. Молодой маг Хедин

За годы изгнания бывший бог Один, прозванный Старым Хрофтом, осознал, что в открытом бою Молодых Богов не одолеть. Но он, как и прежде, полон решимости поквитаться с новыми владыками Упорядоченного. Только теперь он возлагает свои надежды не на многочисленные рати, а на Истинных магов. Вернее, на одного из них — хитрого и любознательного Хедина. Как друг и наставник, Старый Хрофт помогает Хедину стать тем, кто положит конец владычеству Молодых Богов.

Первый том мемуаров Старого Хрофта повествовал преимущественно об эпохе, о которой мы доселе знали очень мало, — об истории Упорядоченного до того, как власть над ним захватили Молодые Бош. В конце концов, из героев саги Перумова, кроме самого Хрофта да последней валькирии, те далёкие времена почти никто и не застал.

Во второй половине «Тысячи лет Хрофта», вышедшей отдельной книгой, повествование добирается до «хорошо задокументированных» событий. В «Гибели богов» Хедин то и дело вспоминал о своей молодости и годах изгнания, о знакомстве со Старым Хрофтом и восстании Ракота. Да и из других романов мы могли почерпнуть немало информации об этих страницах истории Упорядоченного.

Но, как известно, история зависит от того, кто её рассказывает. Даже добросовестные мемуаристы нередко по-разному преподносят и трактуют одни те же эпизоды прошлого. И, судя по «Тысяче лет Хрофта», бывший бог в этом отношении ничем не отличается от какого-нибудь отставного политика, который на старости лет записывает свои воспоминания. «Тысяча лет Хрофта» совершенно не противоречит другим источникам в том, что касается хода событий, но «автор» по-своему интерпретирует произошедшее, мотивы участников и собственные поступки.