среда, 7 августа 2013 г.

Сто пудовое дело


Предприниматель из Челябинской области Артем Артемьев в 2011 году попал в Книгу рекордов России, изготовив гирю весом в сто пудов. Впрочем, в узком кругу спортсменов-гиревиков и поставщиков спортивного оборудования он был широко известен и до этого: гири, изготовленные по его патентам, занимают 50% российского рынка.

Свои первые деньги Артем заработал еще школьником. Будучи старшеклассником, он покупал, обрабатывал и сдавал в заготконторы коровьи шкуры, которые экспортировались в Италию для производства обуви. Тогда, в середине 1990-х, он зарабатывал за один сезон столько, что мог купить подержанные «Жигули». Но самый первый свой заработок Артемьев потратил на фотоаппарат Polaroid (не ради забавы: односельчане обменивали шкуры на фотографии) и аппаратуру для показа видеофильмов. Летом, когда «шкурный» бизнес затихал, Артем «гастролировал» по соседним деревням с импровизированным видеосалоном, показывая фильмы под обычным тентом, натянутым прямо на улице.

Едва поступив на филфак Магнитогорского педагогического университета, Артемьев открыл в городе магазин «Память», в котором начал продавать ритуальные принадлежности и надгробия, которые сам же производил из мраморной крошки в пустующем здании казенной бани. Кстати, в начале 1998 года Артемьев передал магазин родителям (мама Артема — библиотекарь, папа — фермер), но, не выдержав высокой конкуренции, они закрыли его через год.


На втором курсе Артемьев, вдохновленный примером родственника своей будущей жены, успешно занимавшегося оптовой торговлей спорттоварами, открыл магазин спортивного инвентаря, вложив в него $8 тыс. Как вспоминает предприниматель, дела сразу пошли отлично: покупатели не верили, что кожаный мяч может стоить всего $50 (доллар тогда стоил 6 рублей). «Подняли цену до $150, мячи стали продаваться еще лучше», — добавляет Артем. Бизнес забуксовал в августе 1998 года, после дефолта. Объем продаж резко упал. За товар, взятый на реализацию, нужно было рассчитываться в долларах, а американская валюта разом подорожала вчетверо. Артемьеву пришлось влезть в долги.

Только через два года (за это время Артем успел создать, а затем свернуть еще один бизнес — первое в Магнитогорске радиотакси) дела спортивного магазина пошли в гору. Сменив ассортимент, Артемьев вместо мячей стал продавать бильярдные столы, солярии и тренажеры, изготовленные под заказ: денег на склад у предпринимателя не было. «Нас рекомендовали клиентам даже конкуренты», — вспоминает Артемьев. По его мнению, дело было не столько в новом ассортименте, сколько в сервисе. Его продавцы давали консультации как профессиональные спортивные тренеры. «В магазине с широким ассортиментом продавцы не могли изучить каждую позицию, поэтому за мячиком за 2 рубля шли к нашим конкурентам, а за тренажером за 200 тысяч — к нам. Лучше консультацию давать за 200 тысяч, чем за 2 рубля», — улыбается Артемьев.

Магазин спорттоваров работает до сих пор, правда, уже под руководством супруги бизнесмена. Сам же Артемьев переключился на производство обрезиненных «блинов» для штанг и гантелей. Еще в школе он увлекся силовыми тренировками, поэтому знал, какой должна быть идеальная штанга. Он видел, что товар пользуется спросом, и, не тратя времени на анализ рынка, стал договариваться о производстве дисков с местными металлообрабатывающими предприятиями. Оказалось, что там подобные побочные заказы не воспринимают всерьез — они были куда менее выгодными, чем профильные, — и поэтому не следят за качеством. Доплачивать за качество было невыгодно уже Артемьеву — он планировал продавать диски дешево. Заказывать товар в Китае Артем тоже не хотел: по его мнению, качество массовой продукции там хуже, чем в России, и к тому же китайские обрезиненные диски имеют неприятный запах.

В процессе поиска подрядчиков Артемьев успел изучить технологию производства дисков... и в итоге решил изготавливать их самостоятельно. В 2002-м он арендовал цех, купил станки и нанял 10 сотрудников. В новоиспеченной компании «Титан» диски для штанг вырезали из стальных листов, после чего заготовки обтачивали и обтягивали резиной. Вскоре мощностей перестало хватать, и Артем перевел производство в деревню неподалеку от родного поселка. Там же Артемьев организовал собственный литейный цех: металл стал дорожать. Организовав цеха в бывшем коровнике расформированного совхоза, предприниматель рассчитывал найти на месте дешевую рабочую силу. «Это была иллюзия. Ничто так дорого не обходится, как дешевый персонал, — философствует бизнесмен. — Со многими работниками пришлось расстаться из-за пьянок. Один раз пришлось уволить всю смену». В итоге рабочих начали привозить из райцентра на автобусах.

Со временем «Титан» к обрезиненным дискам для штанг и гантелей добавил производство литых гантелей, гирь и грузов для тренажеров, а также грифов для штанг и гантелей. Предложив самую низкую цену на рынке и четко выдерживая график поставок, Артемьев покорил Москву, а потом и Россию: компания договорилась с крупными оптовикам (такими как «Евроспорт»), которые продают спорттовары розничным сетям. Сейчас, по оценкам предпринимателя, «Титан» занимает 20-30% российского рынка дисков.

В 2010 году Артемьев организовал свой бизнес иначе. Оставив за собой разработку новых товаров, он передал производство и сбыт партнерам — компаниям «Уральская гиря», «Атлант», « Прометей», которые сейчас арендуют производственные мощности у Артемьева и выплачивают ему отчисления за использование патентов. По словам бизнесмена, эти фирмы ему не принадлежат, он лишь оказывает им консультационные услуги. Сам же Артемьев является учредителем зарегистрированной в 2010 году фирмы «Айрон Кинг», которая производит тренажеры и детские спортивные площадки (ценовой диапазон — от тысячи до 40 тыс. рублей). Его новая компания, а также фирмы партнеров — «Атлант», «Уральская гиря», «Прометей» — объединились в некоммерческую организацию «Титан». Артемьева выбрали президентом. Нетрудно догадаться, что предприятия действуют как промышленный кластер. Например, «Айрон Кинг» производит тренажеры, покупая нужные для них грузоблоки у «Атланта», а диски и грифы — у «Уральской гири». В 2011 году гири Артемьева начали использовать на российских и международных соревнованиях, и это стало поворотным пунктом для его бизнеса. Чтобы разработать гири, которые устроят профессионалов, он долго общался со спортсменами, в том числе с чемпионом мира по гиревому спорту Иваном Денисовым, ездил на соревнования. «У спортсменов, пользующихся нашими гирями, улучшились результаты, — рассказывает Артемьев. — Дело в том, что мы усовершенствовали форму ручки, сместив центр тяжести ближе к месту хвата. Гирю стало удобнее вращать и поднимать, она меньше давит на запястье». Тем же способом Артемьев усовершенствовал и гири для тренировок. Сейчас тренировочные и любительские гири обеспечивают компании основной объем продаж. На долю спортивных гирь приходится 10% оборота. Всего же в настоящий момент «Уральская гиря» контролирует 50% российского рынка литых гирь. Главные конкуренты компании — китайские производители пластиковых гирь, наполненных песком. Они дешевле (оптовая цена любительской двухпудовой гири от Артемьева на данный момент составляет 1423 рубля, а китайского аналога — 1000 рублей), но, по мнению Артемьева, россияне предпочитают металлические гири. «Их удобнее вращать и поднимать. К тому же они практически вечные», — объясняет Артемьев.

(с) Наталья Кузнецова