четверг, 25 июля 2013 г.

ОЭСР: светлое будущее?

На что придется пойти России, чтобы стать членом «клуба избранных».


Не прошло и года с момента вступления России в ВТО, как в высших кругах задумались о ее членстве в ОЭСР. Переговоры с организацией могут завершиться уже в 2015 году, планируют в правительстве. Вступив в «клуб богатых государств», где генерируется две трети мирового ВВП и куда идет 80% прямых иностранных инвестиций, Россия сможет повысить свою привлекательность и улучшить политический имидж, считают сторонники присоединения. Только вот стоит ли эта игра свеч и есть ли у нас хоть какие-то шансы ее выиграть?


БЕДНЫЕ И БОЛЬНЫЕ

«Вам нужно повышать расходы на здравоохранение и бороться с бедностью», - сказал генсек ОЭСР Хосе Анхель Гурриа в январе на Гайдаровском форуме. Россия тратит на здравоохранение около 4% ВВП, а в ОЭСР средний стандарт госфинансирования этой сферы - 9,5%. Такой разрыв не сократить за короткое время. И хотя в последние годы расходы на нее повышались, ждать, что тенденция сохранится, не стоит, замечает член правления Института современного развития Евгений Гонтмахер. Причина - замедление экономического роста.

Вопрос неравенства доходов еще более острый. «В России наряду с ЮАР, Бразилией, Мексикой и Китаем наибольший разрыв в уровне доходов среди государств G20», - констатирует директор Института международных организаций и международного сотрудничества НИУ ВШЭ Марина Ларионова. По оценкам ОЭСР, 17% россиян живут за чертой бедности, в то время как средний показатель в странах «клуба» -10%. И не исключено, что ОЭСР нам еще льстит: по расчетам Евгения Гонтмахера, бедных в России -35-40%, причем доход ниже официального прожиточного минимума - удел трудящихся россиян. Если в стране две трети рабочих мест с плохим оборудованием, низким уровнем организации труда, о каком высоком доходе можно говорить?

«Нынешнее устройство экономики не способно побороть бедность», -убежден эксперт. «Как правило, если экономика растет за счет природных ресурсов, большая часть доходов поступает к более богатым гражданам страны», - соглашается Марина Ларионова. Нужны институциональные реформы, перестройка самой экономики, чтобы в ней возникали качественные рабочие места. Это долгий процесс. Пока ситуацию, по мнению г-жи Ларионовой, можно исправить перераспределением: ввести налоги на роскошь, на наследство и отказаться от плоской шкалы подоходного налога.

БОЙ С ТЕНЬЮ

«Переход на дифференцированный налог - один из самых спорных вопросов в переговорах с ОЭСР», - признает директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Следовать рекомендации ОЭСР теоретически возможно, но едва ли это сделают. В «Основных направлениях налоговой политики РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» написано, что в долгосрочной перспективе, а это не менее пяти лет, действующая система налогообложения сохранится.

Плоская шкала НДФЛ может измениться только после выборов 2018 года, заявил первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов на Петербургском международном экономическом форуме в июне. Сейчас не время: экономика России сбавляет обороты. Ее рост в этом году не превысит 2,4%, дает оценку Минэкономразвития. Есть риск, что увеличение налоговой нагрузки помешает его восстановлению и ухудшит и без того плохой инвестклимат. «Вместе с тем введение прогрессивного подоходного налога сегодня может привести к тому, что зарплаты станут уходить в тень, - поясняет Игорь Николаев. - И нынешние 13% платить не будут. Это нужно было делать еще в середине 2000-х, когда экономика развивалась». А с ростом теневого сектора продолжит расти и коррупция. Правда, пример других стран показывает, что даже членство в ОЭСР не всегда избавляет от этой напасти. По другим аспектам, в частности избежанию двойного налогообложения и методологии трансфертного ценообразования, российская налоговая практика приближается к стандартам ОЭСР, подчеркивает главный советник вице-президента по налоговым вопросам Ernst & Young Джеффри Оуэнс.

ОЧЕРЕДНАЯ ПРОФАНАЦИЯ

Что же за беда с этой коррупцией? Казалось бы, Россия еще в апреле 2012 года присоединилась к Конвенции ОЭСР по борьбе со взяточничеством, с прошлой осени идут громкие судебные процессы, а общий уровень мздоимства не падает, что подтверждает и замгендиректора центра Transparency International в России Иван Ниненко. Преследования ограничиваются средним звеном - преподавателями, врачами, гаишниками... «Показательные аресты мелких коррупционеров создают видимость бурной деятельности силовиков, - комментирует главный эксперт Московского антикоррупционного комитета при Московской торгово-промышленной палате, бывший сотрудник ФСБ Анатолий Божков. - А редкие разоблачения чиновников высокого и среднего звена связаны либо с переделом сфер влияния, либо с воспитанием тех, кто не желает уходить с доходной должности».

После того как Прокуратуру лишили надзорных функций за следствием и дознанием, следственный комитет практически не контролируют, говорит г-н Божков. А рекомендации ОЭСР никак не реализуются. «В отличие от законов ОЭСР, в нашем Уголовном кодексе нет ответственности для юрлиц, - объясняет бывший заместитель председателя Верховного суда РФ, главный научный сотрудник Российской академии правосудия Владимир Радченко. - Но у нас есть Кодекс об административных правонарушениях, по которому к юрлицам применяются те же меры, что и при уголовной ответственности в ОЭСР». Это в теории. На практике законы применяются в ручном режиме.

«В России, как и в любой другой стране с сырьевой экономикой, чтобы побороть взяточничество, необходимо обязать компании, которые разрабатывают те или иные месторождения, публично открывать данные о том, сколько они платят правительству и какие у них соглашения, - говорит руководитель Transparency International Угетт Лабелль. - Властям, в свою очередь, стоит ежедневно отчитываться перед населением, куда и сколько денег было потрачено».

ИГРА В «ДОЧКИ» И ФИЛИАЛЫ

Спорным вопросом в диалоге с ОЭСР остаются и рекомендации в финансовой сфере. Открытие в России филиалов зарубежных банков и смягчение требований к участию нерезидентов в капитале российских банков обсуждались еще при вступлении России в ВТО. Позиция властей с тех пор не изменилась. «Мы готовы создавать условия для иностранных резидентов, только если они будут открывать здесь свои «дочки», а не филиалы», - озвучивает ее руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.

Ситуация двоякая. С позиции международного сотрудничества требования ОЭСР оправданны, так как устанавливают единые правила игры, считает эксперт «Опоры России», управляющий партнер юридической компании Legalvest Partners Александр Черноверхский. Но наши банки могут просто не выдержать конкуренции с иностранными. Да и происхождение капитала, с которым придут нерезиденты, тоже может вызвать вопросы. «Необходимо либо давать разрешения в разумных пределах и предусматривать механизмы для проверки капиталов, либо составлять списки компаний, которым запрещено создавать филиалы на территории нашей страны», - объясняет г-н Черноверхский. При такой схеме Россия могла бы оказаться в выигрыше, ведь эти изменения демонстрировали бы открытость нашего государства перед зарубежными инвесторами. Иначе лучше прекратить разговоры о создании в стране международного финансового центра.

ПОБОРОТЬ НЕУВЕРЕННОСТЬ

«Пенсионная система, действующая в России с 2002 года, - одна из самых эффективных и сбалансированных по сравнению с системами стран - членов организации», - оптимистичен глава делегации ОЭСР, главный экономист комитета по страхованию и частным пенсиям дирекции ОЭСР по финансовым делам и предпринимательству Хуан Эрмо.

Эксперты ОЭСР советуют России сохранить накопительную часть пенсии. В этом случае коэффициент замещения для россиянина со средним заработком, по словам г-на Эрмо, будет составлять почти 70%, а это выше среднего показателя ОЭСР - около 60%. И здесь все ключевые решения уже приняты, рассказывает президент фонда «Центр стратегических разработок» Михаил Дмитриев. В июньском послании президента Федеральному собранию говорится, что и после 2014 года граждане сами будут выбирать, куда направлять 4% своих взносов - на страховую или накопительную часть пенсии. В результате они смогут либо сохранить тариф на формирование накопительной части в размере 6%, либо сократить его до 2%, увеличив ставку взноса на страховую часть с нынешних 10 до 14%.

Люди приходят к пониманию, что лучше взять управление будущей пенсией в свои руки. «По итогам 2012-го 52% всех пенсионных накоплений и резервов оказались в негосударственных пенсионных фондах, - комментирует г-н Дмитриев. - Впервые накопления в ВЭБе стали падать. И тенденция продолжается».

Чтобы грамотно пользоваться ситуацией, нам необходимо создать систему гарантий пенсионных накоплений, а для увеличения их доходности - расширить список инструментов инвестирования и увеличить горизонт инвестирования минимум до пяти лет, перечисляет президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Константин Угрюмов. Правильно выстроенная система станет источником длинных денег, уменьшит нагрузку на бюджет для выполнения нынешних обязательств и увеличит темпы развития экономики. Но пока все разговоры о системе гарантирования пенсионных накоплений разговорами и остаются. «И это, наверное, самая большая проблема в России, - высказывает мнение Хуан Эрмо. - Вам не хватает уверенности в том, что вы делаете».

ПОСТАВИТЬ НА СЧЕТЧИК

Энергоемкость российской экономики чудовищная, считает эксперт Всемирного фонда дикой природы (WWF) Михаил Бабенко. Согласно подсчетам ИА INFOLine, Россия по данному показателю уже на 25% превосходит Китай, который, в отличие от нас, активно развивает реальный сектор. Поэтому требования ОЭСР быть более рачительными вполне оправданны.

«Нельзя сказать, что до этого мы не задумывались о повышении энергоэффективности, - рассуждает старший эксперт Института энергетики и финансов Сергей Агибалов. - Просто многие механизмы зачастую не доработаны». Так, с одной стороны, идет повсеместная замена ламп накаливания на энергосберегающие, люди ставят приборы учета на воду, с другой - они не могут повлиять на свой счет за отопление. Да и счетчики не панацея, в условиях когда россияне не заинтересованы в единовременных, но весьма ощутимых инвестициях в их установку, добавляет руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. В бизнесе ситуация куда лучше. Проекты по повышению энергоэффективности, как правило, обладают хорошей окупаемостью. Частный бизнес мог бы стать серьезным подспорьем для правительства в реализации амбициозных планов по уменьшению уровня энергоемкости экономики на 40% к 2020 году.

НЕ ПОПАСТЬ В ЛОВУШКУ

Очевидно, что, вступив в ОЭСР, Россия сможет укрепить экономику. Хочет страна того или нет, ей придется отчитываться перед организацией по коррупционным показателям и уровню благополучия населения. При этом сам процесс подготовки к вступлению - борьба со взяточничеством, бедностью и расточительством - важный катализатор модернизации, говорит представитель генерального секретариата ОЭСР, ответственный за «российское досье», Николо Бонуччи. Ведь основные цели сотрудничества, по его словам, диверсификация российской экономики, ее рост и выход страны на международную арену.

Россия сегодня по многим статьям отстает от требований ОЭСР. «Преодоление этих препятствий в большой степени зависит от развития институтов, которыми, собственно, и обеспечивается экономический рост в более развитых странах, -убежден Михаил Дмитриев. - Нам критически важно решить проблемы госрегулирования, эффективности судебной и правоохранительной систем, а также развития гражданского общества». В противном случае Россия в своих попытках вступить в ОЭСР просто попадет в ловушку стран верхне-среднего уровня доходов, то есть застрянет на определенной стадии, которая лишь поначалу будет казаться благополучной. А ведь даже чтобы оставаться на месте, надо очень быстро бежать, говорила сказочная девочка Алиса. Очутившись же в такой ловушке, выбраться из которой почти невозможно, мы неминуемо будем скатываться вниз. Так что мы выбираем?

(с) Ольга Богданова