среда, 7 августа 2013 г.

Страсть сильнее разума

«Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте», - сказал в XVI веке великий Шекспир. Однако его герои были, хотя и предельно романтическими, но все же вымышленными персонажами. А вот средневековый философ Пьер Абеляр и прекрасная Элоиза - люди вполне реальные. Пожалуй, история их любви гораздо печальнее и трагичнее, чем в известной пьесе. Несмотря на то, что они остались живы и даже дожили до старости.

Почти сорокалетний богослов, презирающий чувства и превыше всего ставящий холодный разум, и юная романтичная девица, живущая на попечении дядюшки-священника, - на первый взгляд Пьер Абеляр и Элоиза совершенно не подходили друг другу. Тем не менее именно они оставили после себя одну из самых захватывающих историй любви эпохи Средневековья.


Книга вместо меча

Философ Пьер Абеляр родился в 1079 году в Западной Франции. Впрочем, тогда его звали иначе: Пьер дю Пале. Он был старшим сыном мелкого рыцаря, поэтому со временем должен был начать носить доспехи и сражаться на турнирах. Однако с детства он противился этой судьбе -мальчику хотелось учиться. Страсть юного Пьера к наукам была так сильна, что родители уступили и отдали его в монастырскую школу. К двадцати годам он уже получил право именоваться богословом. Теперь его манил город Париж, где собрался весь цвет французской схоластики (средневековой философии).

Парижского университета еще не существовало, но в городе находились известные на весь средневековый мир богословские школы. Туда-то и отправился юноша, принявший новое имя - Пьер Абеляр. Молодой человек был красив и хорошо сложен, но более всего ценил собственный ум. В Париж он отправился с одной целью - достичь славы на ученом поприще. И ему это удалось. Пока цвет рыцарства бился на землях Палестины, создавая Иерусалимское королевство, Пьер Абеляр сражался в ученых диспутах. Перед силой и гибкостью его ума пасовали многие, даже те, кто прежде были его наставниками. Один из них, глава школы при церкви Нотр-Дам-де-Пари, Гильом де Шампо, был вынужден оставить свой пост, дабы избежать постоянных диспутов, в которых он раз за разом терпел поражение от провинциального философа. Управление школой было поручено Абеляру, который умел просто и убедительно доказывать самые сложные для понимания вещи. Отбоя от учеников не было. Абеляр был счастлив, что в столь молодом возрасте достиг почестей и богатства. Его не интересовало ровным счетом ничего - только наука. О такой эфемерной вещи, как любовь, Абеляр и не думал. К сорока годам он мог лишь снисходительно улыбнуться вопросу, не мучают ли его терзания плоти. Терзаний он не знал.

Искушение как эксперимент

Пьеру нравилось, что ученики смотрят ему в рот. По собственному признанию, он был тщеславен, высокомерен и обуян гордыней. На лекции, которые он читал для учеников, приходили знатные парижане. А также немало особ женского пола, которые посещали школу Абеляра, поскольку им очень нравился сам философ. Это только разжигало его тщеславие. Но никаких чувств к особам женского пола он не ощущал. Ради интереса он даже решил найти какую-нибудь юную девственницу и проверить, способно ли женское очарование тронуть его сердце. Заранее он был убежден, что закаленный диспутами ум философа с легкостью преодолеет любое искушение. В качестве «подопытной» была избрана племянница каноника Фульбера, шестнадцатилетняя Элоиза. Фульбер сам показал Абеляру два своих «домашних сокровища»: библиотеку и умную племянницу. Она с детства обучалась в монастырях, знала латынь, греческий и древнееврейский, что в те времена считалось удивительным для барышни даром. Насколько хороша собой была Элоиза, судить сложно. Сам Абеляр упоминал лишь соразмерность членов ее тела и особо выделял необычный ум. Но современники считали ее красавицей.

Дом, в котором жил Абеляр, сгорел во время пожара, и философ искал себе новое пристанище. Тут-то и появилось щедрое предложение каноника Фульбера: если Абеляр согласен заниматься науками с его Элоизой, каноник предоставит ему кров. Как учителю Абеляру было позволено не только беспрепятственно встречаться с Элоизой, но даже бить ее, если она будет плохо успевать в обучении. Пьер дал согласие и переехал к Фульберу. Он был уверен, что задуманный эксперимент докажет непостоянство чувств и великую силу зрелого ума. Как бы не так!

Месть каноника Фульбера

Элоиза по тем временам считалась уже «перезрелой» невестой. Шансы на замужество уменьшались, а сердце требовало любви. Красивый учитель влек ее к себе. Так и задумывалось. Но к ужасу Абеляра, эксперимент вышел из-под контроля. Он-то думал, что прочитает эту девственницу как книгу, не привязываясь к ней душой. Но вместо этого безнадежно влюбился. Влюбился так, что чувствовал, как глупеет на глазах. Ученики не понимали, что с ним происходит - куда исчезло его остроумие? Вместо ученых бесед он начал писать стихи и песни. И сам их же пел, славя имя своей возлюбленной Элоизы. Парижане стали перешучиваться. На дядю Элоизы смотрели с понимающей хитрой ухмылкой и удивлялись, что тот ничего не замечает. А Абеляр вместо научных штудий совершенствовал искусство любви. Это могло бы длиться вечность, если бы однажды Фульбер не застал парочку в постели. Он был так возмущен, что тут же выставил Абеляра за дверь и примерно наказал Элоизу. А узнав, что его непорочная и разумная племянница ожидает ребенка, каноник просто впал в отчаяние.

Несмотря на угрозу полного краха его духовной карьеры (учителя церковных школ не имели права жениться), Абеляр поспешил выкрасть свою возлюбленную из дома ее опекуна. Переодетая в мужское платье, она вместе с Пьером уехала 8 Бретань, к его сестре. Там же родился их сын, названный двойным именем Пьер Астролябий. Затем Абеляр отправился к Фульберу и все-таки попросил руки Элоизы. Каноник согласился. Но вслед за этим уговаривать пришлось саму невесту. Она так боялась погубить карьеру своего ненаглядного, что противилась заключению брака. Свадьбу сыграли при условии соблюдения строжайшей тайны. Но этого не вынес Фульбер. Он разболтал о состоявшемся таинстве всем.

Пьер решил на время «сдать» свою Элоизу в монастырь, где продолжал с ней сожительствовать. Каноник же подумал, что Пьер хочет спрятать свой грех, и глаза ему застила ярость. Он нанял несколько слуг и подослал их в дом Абеляра среди ночи. Над несчастным философом была проведена жестокая операция - его оскопили. Для Абеляра это была не только болезненная процедура, но и конец блистательной карьеры: скопцы не имели права занимать высокие духовные должности. Ему теперь оставалось лишь принять монашеский сан. Того же самого он потребовал от Элоизы. Она любила мужа, а не Бога, но полностью покорилась Абеляру,

Вечная верность

Дальше жизни Абеляра и Элоизы шли раздельно. Пьер жил в разных монастырях, продолжал читать лекции и вызывал гнев высшего духовенства своими воззрениями. Писал книги, которые по приговору церковного суда были сожжены, и даже был назван еретиком. Элоиза стала аббатисой и пестовала своих монашек. Через десять лет после разлуки между Пьером и Элоизой возникла странная переписка, которая длилась несколько лет. «Сказать: я тебя люблю, - признавалась она, - значит сказать: ты не умрешь». Элоиза пыталась рассказать своему единственному о своей любви, отказываясь даже от Бога. А Пьер в ответ сухо и по пунктам доказывал: все, что между ними было, всего лишь порочная страсть. Он даже восславлял ночь, когда инструмент членовредителей лишил его той части тела, которая не позволяла уму быть отрешенным и взыскующим. Эта переписка сохранилась: страстные слова Элоизы и холодные ответы Пьера. Абеляр не смог убедить Элоизу, что их любовь - греховное проявление похоти. И переписка оборвалась. В 1142 году Пьер умер в монастыре в Клюни, но тело его перевезли в монастырь Элоизы и погребли в часовне. Сама Элоиза покинула этот мир в 1164 году, и ее похоронили рядом с ним. Сегодня останки Пьера и Элоизы перевезены в Париж и находятся на кладбище Пер-Лашез. А на доме при церкви, где жил каноник Фульбер, имеется надпись: «Здесь жили Элоиза с Абеляром. Искренние возлюбленные. Драгоценные образцы для подражания. Год 1118». Что же касается сына Пьера и Элоизы, то он с детства был отдан в монастырь и прожил свою жизнь монахом.

(с) Андрей Васильев