среда, 7 августа 2013 г.

Очарованный старец

Имя сибирского старца Григория Распутина, волей истории ставшего «другом» царской семьи и одной из причин крушения самодержавия, до сих пор окутано тайной. Кто-то считает его великим молитвенником за спасение России, кто-то причисляет к гениальным авантюристам, умело использовавшим обстоятельства исторического периода. Хотя одно совершенно бесспорно: в жизни этого неординарного человека женщины сыграли роковую роль!

Впервые Григорий Распутин появился в Петербурге в 1905 году. Это был тридцатишестилетний мужчина, высокий, жилистый, с неопрятной бородой и острым, пронзительным взглядом. Можно сказать, что своим взглядом, как ледокол бронированным килем, он проложил путь к царскому двору.

Но если льды аристократического снобизма и недоверия Распутин сокрушил без особых проблем, далее у него наступил черед более серьезных испытаний - «пытка» любовью. Женщины, буквально носившие его на руках, заставили старца изменить себе и довели до краха.

Впрочем, женщины окружали его с самого начала проповеднической деятельности. Они были теми самыми ступенями, по которым провидец поднимался к вершинам подлинной славы и влияния. Но, как выяснилось, женщины вели его не наверх, а вниз, и были они не ступенями, а самым настоящим наклонным полом, неустанно скользящим в бездну.


Узнанный пророк?

Женщины окружали Распутина с ранней молодости. Исследователи его жизни отмечали, что слабый пол с особой чувствительностью внимал его предсказаниям еще тогда, когда он был обычным деревенским парнем, добровольно постигающим евангельские премудрости, и тогда, когда он стал одним из «хлыстов», участвуя в их обрядах, более похожих на сексуальные оргии, чем на религиозные бдения. Трудно сказать, в чем тут дело: в каком-то особом умении Распутина воздействовать на женские души или в их религиозной экзальтированности, желании найти пророка, которому можно служить.

Правда, поначалу Григорию Ефимовичу очень помогли люди духовного звания - инспектор Санкт-Петербургской Академии архимандрит Феофан (Быстров) и епископ Гермоген (Долганов). Именно с помощью Феофана сибирский старец был представлен графине Софии Игнатьевой (урожденной княжне Мещерской), в доме которой собирался салон - нечто вроде «теневого кабинета министров». И это не преувеличение: в доме Игнатьевой бывали великие княгини Милица и Анастасия Николаевны, муж Анастасии - великий князь Николай Николаевич, а также видные политические и государственные деятели, журналисты, писатели, артисты. В ее доме Распутин познакомился с фрейлиной царицы Анной Вырубовой, с помощью которой попал в царские покои и которая сыграла в его жизни значительную роль.

Дамские почести

Надо сказать, что Григорий Ефимович не был игрушкой в женских руках - он прекрасно понимал, какое значение дамы имеют в реальной жизни, а уж в жизни аристократического общества и подавно. И в самом деле, «женская партия» в пестром многоголосье тогдашнего высшего общества царской России была одной из самых заметных. Это после революции женщину формально вывели на авансцену, а фактически сделали винтиком в громадном механизме государственного устройства. И подтверждение тому - практически полное исчезновение женских имен из списков государственных деятелей коммунистической России, которые решали судьбу государства. При «проклятом царском режиме» все было с точностью до наоборот: женщин не было видно, но фактически, даже находясь в тени, они оказывали на текущую жизнь громадное влияние. Тот же салон Игнатьевой (и участвовавшие в нем женщины) сыграл в истории России весьма заметную роль.

Распутин, обычный деревенский мужик, обладающий необычным даром, прекрасно это понимал. Об этом свидетельствует его запись в дневнике: «И много я думал о том, откуль почет мне придет? И после большого расположения постиг: моя дорога и почести - чрез бабу. Потому в бабе - дух живее, шуму она более делает, а без шуму - ни Бога, ни почести не сделать!»

Впрочем, старец Григорий, попав в дом Игнатьевой, практически в течение одного вечера доказал всем, что он отнюдь не шарлатан, не бесноватый болтун, которых в те годы в имперской столице было хоть пруд пруди, а подлинный предсказатель, читающий историю и человеческие сердца как открытую книгу. В первый же вечер Распутин предсказал графине Игнатьевой, что она переживет своих детей, великим княжнам Анастасии и Милице - что они умрут в изгнании. Гофмаршалу Александру Танееву напророчил милость императора и продвижение по службе, барону Штольцу - смерть от несчастного случая, княгине Белозерской - пожар в усадьбе.

Удивительно, но все эти предсказания рано или поздно сбылись. Сбылось даже самое невероятное предвидение: когда Милица и Анастасия спросили, станет ли их отец королем Черногории, Распутин ответил, что это случится через пять лет. И действительно, через пять лет, т.е. в 1910 году черногорским королем стал Никола I, отец Милицы и Станы.

Понятно, что старец с пронзительным взором и примечательной внешностью, знаток Евангелия и мастер предсказаний, не мог не быть представлен к царскому двору.

Удушающий круг

Женщины сделали свое дело - Распутина представили императрице и царю, он очаровал двор, заполучил известность и нужные связи. Казалось бы, что еще нужно человеку? Судя по всему, Григорий Распутин и в самом деле был наделен большим даром и в случае трезвого, благочестивого отношения к своему предназначению мог бы отсрочить падение самодержавия, а может быть, и вовсе спасти его от крушения. Но даже этот дальновидный, умудренный житейским опытом и напитанный религиозным духом человек не смог устоять перед житейскими соблазнами и тем, что в духовных кругах называется «сатанинской прелестью»: женскими соблазнами, коварством и развратом.

Спустя несколько лет после первого появления в салоне Игнатьевой Распутин был уже совсем другим человеком. И это неудивительно: всюду, где появлялся «святой старец» (а к этому времени подобный «титул» уже воспринимался вполне серьезно), его встречали горящие взоры, раскрасневшиеся щеки и молитвенный экстаз. «Чрез бабу - в люди», - когда-то провозгласил сибирский мудрец и упорно осуществлял свое намерение.

Женщин, через которых он шел в люди, было великое множество. И женщины в его жизни играли далеко не безобидные роли.

Но если до начала 1910-х Распутин представлял собой весьма трезвого (до 1914 года он не пил даже вина), сдержанного и умеренного человека, то с началом войны он окончательно пошел вразнос. Бесконечные восхваления, беспредельная лесть и бесстыдные предложения от участниц его кружка, так называемых «распутинок», превратили сурового сибирского старца в эдакого древнегреческого Пана - похотливого гуру, пьяницу, погрязшего в телесном и духовном разврате. Григорий был настолько увлечен своими поклонницами, которые не давали ему свободно шагу ступить, что у него совершенно не оставалось времени взглянуть на себя со стороны, чтобы оценить уровень падения. А оно было ужасным: в народе ходила пословица «Царь-батюшка с Егорием, а царица-матушка с Григорием». Поэтесса Зинаида Гиппиус писала: «Сам же Гриша правит, пьет и фрейлин е...». Он распылил свой авторитет, потерял уважение, растратил силу. К этому времени одна из его почитательниц Акилина Лаптинская, женщина необъятных размеров и деловых качеств, стала брать с посетителей деньги за то, чтобы повидать старца. Григорий уже не нуждался в царских подачках, но после этого пророческий дар был выхолощен окончательно: если по приезде в Петербург у старца были благие цели и великие возможности, то после десяти лет жизни в окружении фанатично настроенных дам он превратился в обыкновенного дельца от эзотерики. Распутин, этот сибирский метеорит небывалой силы, предвещавший России катастрофу, войдя в плотные слои петербургской жизни, распылился на мелкие облачка мнимой активности, устройства чиновничьих судеб, предсказания диарей и мигреней.

«Распутинки» - княгиня Мещерская, жена московского купца Вера Джанумова, генеральша Лохтина, жена и дочь царского камергера Муня и Любовь Головины, фрейлина Вырубова - буквально задушили старца в своих объятиях.

Сок вытек - осталась одна оболочка. Так что 29 декабря 1916 года компания убийц во главе с Юсуповым и Пуришкевичем уничтожила не пророка и великого старца, а всего лишь пустую оболочку некогда великого прорицателя, призванного спасти самодержавие и Россию.

Так закончился еще один иллюзорный проект - «чрез бабу» повлиять на судьбу России.

(с) Дмитрий Куприянов