воскресенье, 28 июля 2013 г.

Принцесса датская

Датчанку Нанну Фабрициус, которая поет под псевдонимом Oh Land, называют молодой Бьорк. Певица от сходства не отказывается, но равняться предпочитает на Пеппи Длинныйчулок.


На первый концерт Oh Land в Нью-Йорке пришли семь человек, считая ее бойфренда, художника-абстракциониста Эске Ката. Не густо, но мысль перебраться на Гудзон в любом случае была верна на сто процентов. Музыкальная индустрия в США работает как хронограф, и то, что в Москве или Копенгагене проходило бы под грифом «на грани фантастики», там — нормальная практика: в числе случайных семи зрителей послушать никому не известную датчанку заглянула Аманда Гоуст — автор песен Джеймса Бланта и Бейонсе, глава звукозаписывающей компании Epic Records. «Зашла в пустой клуб, там была эта девочка с большим бантом на голове, — вспоминает Аманда. — Я присела и, хотя обычно ухожу с концертов минут через пять-десять, осталась до конца. У хорошего музыканта должны быть три вещи: лицо, голос и песня. У Oh Land есть все что нужно, поэтому я сразу предложила ей контракт. Помню, она чуть со сцены не упала, когда меня увидела, потому что только прочитала в журнале статью, где меня назвали самой влиятельной женщиной в мире музыки. Что неправда, конечно».


Рожденный быть повешенным не утонет — это точно про нее, двадцативосьмилетнюю Нанну Эланд Фабрициус. Музыка была ей написана на роду: мама, оперная певица, любила разгуливать вокруг дома в кринолине и петь во весь голос, а папа, органист, приводил домой коллег на репетиции. В их доме было весело, взбалмошно и креативно. «Мы с сестрой не играли в куклы, а сразу придумывали целый мир», — вспоминает Нанна. Но безмятежность копенгагенского пригорода оказалась девушке не по вкусу: «Наверное, я перфекционистка, поэтому выбрала балет, который требует от человека абсолютного совершенства». Отучившись в местной балетной школе, в шестнадцать она объявила, что отправляется покорять Нью-Йорк. Родители с трудом уговорили ее не уезжать так далеко и ограничиться школой в Стокгольме при Шведском королевском балете. Через три года врачи диагностировали у нее сдвиг позвонка и запретили танцевать.

«Я всегда думала, что, если что-то пойдет не так, у меня останутся танцы, и даже если я буду несчастна в любви, то по крайней мере точно буду хорошей балериной. Танцы были единственным, в чем я была действительно сильна, и когда они исчезли, я провалилась в черную дыру». Нанна вернулась домой и дни напролет валялась в кровати, слушала музыку и представляла, что танцует. Потом музыка стала рождаться у нее в голове, к аккордам добавились слова, и обнаружилось, что вообще-то она всю жизнь сочиняла песни: «В детстве я писала обо всем на свете — от моей морской свинки до страсти к пирожным, просто не придавала этому значения».

Выложенную на Myspace запись заметил местный диджей, вместе они на коленке записали альбом Fauna. На обложке двадцатитрехлетняя Нанна поставила Oh Land, превратив свое второе имя в название волшебной страны, куда «можно спрятаться от реальности и творить». Ее второй альбом спустя два с половиной года вышел уже в Америке, на лейбле Epic Records, и с новенькой захотели познакомиться, а еще лучше сотрудничать Рианна, Шакира и Кэти Перри.

Нанна стала очередным скандинавским поп-сюрпризом, какие появляются примерно раз в десятилетие, чтобы взмахнуть натуральными волосами цвета пшеницы, игриво взглянуть из-под челки, спеть простую мелодию с легким северным акцентом — и покорить Америку. В семидесятых так сделала группа ABBA, потом a-ha, потом Бьорк, с которой теперь сравнивают Нанну. А она ни в каких сравнениях не нуждается — просто сражает наповал непосредственностью и талантом, идущим откуда-то из расщелин в северных фьордах.

Нанна сейчас выступает по всей Америке и из гастролей каждый раз привозит по сувенирному стеклянному шару с пластмассовым снегом и фигуркой внутри. В нью-йоркской квартире с видом на Манхэттен, где певица живет с верным бойфрендом Эске и шитцу по кличке Ян, шаров все равно уже больше полусотни.

Этим летом Oh Land выпустила сингл Renaissance Girls и объявила, что намерена стать продюсером и создать собственный лейбл Tusk or Tooth.

В отличие от Мадонны, которая в ее возрасте заявляла, что цель у нее одна — покорить мир, Oh Land власть над планетой не интересует: «Я лучше буду маленькой девочкой из Дании, которая пишет саундтрек к жизням людей, правящих миром. Пеппи Длинныйчулок мне куда симпатичнее Снежной королевы». Но по балету она тоскует, как прежде, и, тщательно подходя к выбору одежды («Я по четыре раза возвращаюсь в магазин, чтобы понять, «разговаривает» ли со мной понравившаяся вещь»), не может устоять при виде розового атласа. «Из него шьют пуанты, которые мне уже не надеть, — вздыхает Нанна и тут же снова улыбается: — Зато можно безнаказанно есть пончики».