воскресенье, 28 июля 2013 г.

Заточенный для дела


Когда-то, еще в эпоху палеолита, неведомый нам охотник выцарапал острым камнем на стене пещеры фигурки людей и животных. Шли века... Появилась письменность. Знаки вырезали на камне, рисовали на папирусе кисточкой. В Ассирии письменные знаки выдавливались заточенной палочкой на табличках из мокрой глины, которые затем обжигались.


Счастливая находка

В Средние века научились писать кусочками свинца с заточенным концом. Начиная с XIV века художники в Европе использовали для рисования специальные штифты из сплава свинца и олова, а также серебряные. Именно таким штифтом - предшественником карандаша - делал многие свои рисунки великий Боттичелли.

В Европе в те времена бумага, приготовленная кустарным способом из тряпичного сырья, была очень крепкой, но с неровной шероховатой поверхностью. На такой бумаге писать заостренными металлическими штифтами было удобно.

В середине XVI века английские пастухи из графства Камберленд нашли в земле темную породу - довольно мягкий и хрупкий минерал. Из-за цвета, схожего с окраской свинца, залежи породы приняли за месторождение этого металла. Но когда оказалось, что найденное вещество непригодно для изготовления пуль, и стало ясно, что это не свинец, минерал стали называть графитом. Пастухи стали использовать графит, чтобы метить овец.

Вообще говоря, использование графита для письма было известно еще в Древней Греции, но впоследствии об этом забыли почти на две тысячи лет. Только в 1656 году вышел трактат о минералах, в котором впервые было приведено описание графита (от греческого grafo -«пишу»).

Стержни, которые делали из камберлендского графита, писали очень хорошо. Изготавливали их так: графит распиливали на тонкие пластинки, их шлифовали и нарезали на соломку, которую вставляли в тростниковую или деревянную оболочку. Такими были первые карандаши.

Слово «карандаш» тюркского происхождения, и в переводе «кара» означает «черный», а «даш» - «камень».

Этапы большого пути

Первый документ, в котором упоминается деревянный карандаш, датируется 1683 годом. В Германии производство графитных карандашей началось под Нюрнбергом в 1719 году. Немцы, смешивая тайно вывезенный из Англии графит с серой и клеем, получали стержень не такого высокого качества, но по более низкой цене. Чтобы скрыть подделку, производители карандашей прибегали к разным хитростям. В деревянный корпус карандаша в начале и на конце вставляли кусочки чистого графита, в середине же находился низкокачественный искусственный стержень. Иногда середина карандаша и вовсе была пустой. Так называемые нюрнбергские карандаши пользовались дурной славой. Но из-за высокого спроса их все-таки покупали.

Запасы графита в Камберленде были невелики. Несмотря на то что английский парламент ввел строжайший запрет на вывоз графита из страны и нарушение этого закона каралось смертной казнью, вскоре производство карандашей в Англии в связи с отсутствием сырья прекратилось. Позднее богатые месторождения графита обнаружили в России и других странах, но везде он был с примесями разных пород. Из него не получалось таких хороших стержней, как из камберлендского графита.

Второе и настоящее рождение графитового карандаша произошло лишь в 1790-е годы, когда почти одновременно француз Никола Жак Конте и венский мастер Йозеф Хардмут открыли новый способ получения стержней. По этому способу порошок графита соединяли с пластичной массой из глины и воды, уплотняли смесь под прессом и продавливали ее через специальное сопло. Получалась темная круглая нить, которую резали на стержни и их обжигали, чтобы сделать прочными. Изменение процентного состава смеси давало возможность делать стержни различной твердости. Впоследствии была разработана современная классификация карандашей по степени твердости и налажено их производство, от самых мягких до очень твердых.

Эта технология сохранилась и в современном производстве. Прежде всего потому, что она удобна: может быть использовано любое сырье, в том числе и с примесями. Карандаши получались стабильно высокого качества.

В России производство первых карандашей с графитом было налажено М.В. Ломоносовым. В нашей стране, богатой лесом и месторождениями графита, Михайло Васильевич сумел силами жителей всего одной деревни Архангельской губернии впервые наладить выпуск карандашей в деревянной оболочке. Он же ввел в мировой обиход новую единицу измерения - гросс. Один гросс - это дюжина дюжин кар андашей. Именно такой была в те времена дневная норма производства карандашей мастером с одним подмастерьем. До сих пор во всем мире количество изготовленных карандашей измеряется в гроссах.

Хорошие и разные

Карандашная промышленность начала быстро развиваться во многих странах. На заре карандашного производства для оправы пробовали брать древесину разных пород. Ни ель, ни береза для этой цели не подходили. Идеально подходят виргинский можжевельник и южный красный кедр, растущий в Калифорнии, но это экзотические породы деревьев.

В нашей стране используют древесину сибирского кедра, реже - липы, ольхи, тополя. Древесину пропитывают воскоподобными веществами, чтобы она лучше резалась и в заточенном виде была гладкой.

Карандаши изготавливают твердые и мягкие, графитовые и цветные, специального назначения, например для снятия копий. И самых разных размеров - от изящных тоненьких, которые называют дамскими, до громадных сувенирных.

Уже выпускаются карандаши не в деревянной, а в полимерной оболочке, например на основе полипропилена. Полимерные оболочки прочны, карандаши в них легко затачиваются. Но главное, экономится ценная древесина, ведь большая часть материалов, из которых сделан карандаш, попадает , при его заточке в отходы.

Именно поэтому американец Алонсо Таусенд Кросс запатентовал в 1869 году конструкцию металлического карандаша. Графитный стержень размещался в металлической трубке и мог, при необходимости, выдвигаться на нужную длину. Так появился на свет всем известный ныне цанговый карандаш. В карандашах этого типа для изготовления очень тонких современных грифелей используются полимерные композиции, которые позволяют добиться нужного сочетания прочности и эластичности стержней.

Механические карандаши успешно используются в космосе, поскольку в условиях невесомости стабильно сохраняют свою главную функцию. Первыми их стали применять советские космонавты, что немало удивило американцев при осуществлении совместных полетов. Дело в том, что они для этих же целей имели специально разработанные маркеры оригинальной конструкции, что обошлось недешево.

Шестигранную форму оболочки карандаша предложил в 1851 году граф Лотар фон Фабер-Кастель, владелец фабрики Faber-Castell. Такая форма очень удобна для письма и рисования - меньше устают пальцы. Кроме того, шестигранные карандаши, в отличие от круглых, не скатываются с наклонных поверхностей для письма.

Шестигранная форма, как оказалось, может иметь и другое, неожиданное применение - с помощью такого карандаша успешно проводят массаж кистей. Карандаши нужно просто перекатывать между ладонями. Подоплека успокоительного эффекта очень проста. Руки - продолжение мозга, и, выравнивая напряжение в их нервных окончаниях, удается погасить очаги перевозбуждения в голове. При этом успешно снимаются судороги в пальцах после письма.

Каким будет карандаш в будущем - сказать трудно. Может быть, это будет карандаш, под воздействием которого будет меняться химический состав бумаги. Или это будет стержень с токами высокой частоты. Или карандаш-лазер. Не будем гадать, поживем - увидим.

Притча о карандаше

Карандаш обладает четырьмя качествами, которые нужно воспитать в себе, если хочешь прожить жизнь в ладу со всем миром.

Первое: чтобы писать, нужно время от времени затачивать карандаш. Эта операция, скорее всего, болезненна для него, но зато потом карандаш пишет более тонко. Значит, нужно уметь терпеть боль, ибо она, в конечном счете, облагораживает тебя.

Второе: если писать карандашом, всегда можно стереть резинкой то, что ты потом признаешь ошибочным. Исправлять собственные ошибки - это единственный способ постоянно быть на правильном пути.

Третье: в карандаше главное - это не дерево, из которого он сделан, не его форма, а графит, находящийся внутри. Поэтому думай о том, что происходит внутри тебя.

Четвертое: карандаш всегда оставляет за собой след. Ты тоже оставляешь после себя следы, а отсюда самое главное правило жизни: обдумывай каждый свой шаг.

Вот чему нас может научить самый обычный карандаш.

(с) Генрих Тумаринсон