На райской планете Танире, дорогом межзвёздном курорте, за три недели убито пятеро: четыре человека и один из инопланетян, которых земляне именуют попросту эльфами. У всех на щеке вырезан фирменный знак убийцы — косой крест. Что это — случайные жертвы серийного маньяка, ритуальное жертвоприношение или работа хорошо организованной банды, - предстоит выяснить инквизитору первого класса Маккинби и его сексапильной помощнице Делле.
Если вы искренне скучаете по простым, понятным фантастико-приключенческим произведениям Олега Дивова и недоумеваете, куда его понесло начиная с «Консультанта по дурацким вопросам», этот роман послужит вам утешением. Пляшите: Олег Игоревич вернулся к космической фантастике! С детективной интригой в основе сюжета, но тем не менее. Мир романа «Леди не движется» скроен по лекалам, хорошо знакомым читателям космооперы. Человечество давным-давно освоило галактику, установило контакт с инопланетными расами, колонизировало десятки, если не сотни планет... И принесло с собой все слабости и пороки современной цивилизации. Амбициозность, меркантильность, непомерная гордыня, склонность к слабо мотивированной агрессии по-прежнему обуревают наших потомков. Что делать — такова человеческая природа. Люди будущего научились за считанные дни преодолевать бескрайние межзвёздные пространства, вытворять разные забавные штуки с гравитацией, продлевать жизнь до полутора сот стандартных лет, но так и не сумели победить преступность. В том числе и в самых высокопоставленных, привилегированных кругах.
А раз сохранились преступники, никуда не денешься и от правоохранительных органов: полиции, шерифов, федералов... И, разумеется, от частных детективов всех мастей. На одного из таких сыскарей, Августа-Александра Пола Николаса — и ещё двенадцать имён - Маккинби, выпускника инквизиторского училища, и работает главная героиня этого романа Делла. Маккинби — парень непростой. Мало того, что инквизитор первого класса, миллионер, красавец и аристократ, так ещё и самый настоящий гений, на зависть Шерлоку Холмсу. Ну, по крайней мере, так нас уверяет автор. Да и сама Делла ему под стать: бывший тактический разведчик, элитный армейский офицер, бывший полицейский на одной из самых неблагополучных планет, бывшая супруга крупного аристократа... Ряд убийств, которые они расследуют на курортной планете Танира, на первый взгляд смахивает на дело рук обычного маньяка — или, в крайнем случае, религиозной секты, — но инквизитор и его помощница чувствуют, что обе версии ведут следствие в тупик...
Самое занятное в этом романе - всё здесь не то, чем кажется, а термины значат что угодно, кроме того, что должны обозначать согласно словарным статьям. Инквизитор не борется с ересью - это просто сыщик высочайшего класса, расследующий очевидную уголовщину. Аристократы, звёздные принцы, графы, князья и бароны - потомки богатых и влиятельных родов, удачливых авантюристов, но прав на дворянские титулы у них не больше, чем у Романа Абрамовича или Анатолия Чубайса. Эльфы, орки, индейцы — инопланетяне с типично эльфячьей, орочьей или индейской внешностью. И так далее. Собственно, и детективом этот роман только прикидывается. Во-первых, Дивов явно преувеличивает квалификацию своей героини: автор даёт читателю достаточно информации, чтобы он тут же, не отходя от кассы, решил задачки, над которыми она, бедняжка, бьётся несколько сотен страниц. Во-вторых, поимка преступников явно интересует писателя куда меньше, чем личные отношения и социальные связи героев — иными словами, великосветские сплетни и слухи, скандалы и интриги. Наконец, вы можете представить себе рассказ Конана Дойла о Шерлоке Холмсе или Агаты Кристи об Эрюоле Пуаро (или. скажем, роман Дэшила Хэммета), обрывающийся на полуслове? Убийца не изобличён, подоплёка преступления не вскрыта, но утомлённый автор ставит финальную точку и отправляется на заслуженный отдых. Конечно, герои ещё не побывали на родных планетах орков и эльфов, Делла не свела давние счёты, романтическая линия не завершена... Продолжение, разумеется, следует: в своём блоге Дивов уже сообщил, что перед нами всего лишь первая часть объёмистого романа. Что неудивительно: материала хватит ещё на дюжину томов, писать такое можно километрами - и читать сутками, не утомляясь. Но это уже не детектив, а роман-фельетон - жанр не менее заслуженный (смотри биографию Диккенса или Дюма), но совершенно иной.
При всём уважении к Олегу Дивову не могу сказать, что «Леди не движется» для него шаг вперёд. Шаг в сторону — несомненно. До сих пор ничего подобного из-под его пера не выходило. Правда, конкуренция Олегу Игоревичу предстоит изрядная: в космоопере (с разным уклоном) за последнее десятилетие отметились многие наши ведущие фантасты, от Лукьяненко до Олди. Но это все-таки не в мейнстриме с десятками авторов локтями толкаться.