вторник, 16 июля 2013 г.

Кертис Джоблинг. Восхождение Волка. Гнев Льва

Семиземелье, страна верлордов-оборотней, бот уже несколько десятилетий томится под властью жестокого монарха Леопольда Льва, который некогда явился с далёкого юга. Прежде сильные кланы Медведей, Лисиц, Оленей ныне вынуждены склонять голову перед королевскими солдатами, которые вовсю используют смертельное для оборотней серебро. Старинные пророчества гласят о страшном правлении лордов-котов, мертвецах, шагающих по земле, и Зле, что поднимет голову. Но надежда жива, пока жив последний из вервольфов...

Один из западных критиков назвал цикл Кертиса Джоблинга «Игрой престолов» для двенадцатилетних. Насчёт оптимального возраста читателей критик, пожалуй, погорячился, но сравнение с сагой Джорджа Мартина неслучайно. Хотя первый роман ничего такого не предвещает.

«Восхождение Волка» - простая история о том, как юноша Дрю из крестьянской семьи узнаёт, что он последний оставшийся в живых Волк, наследник бывшего короля и смертельный враг нынешнего монарха Леопольда Льва. Дальнейшие события любой читатель фэнтези может запросто предсказать — у Дрю впереди дальняя дорога, обретение врагов, друзей и любви. Не обойдётся дело и без взросления героя. Увы, но всё это не слишком выходит за рамки классических представлений о простой фэнтезийной авантюре.


А вот развитие событий во второй книге цикла уже гораздо ближе по духу к знаменитой саге Мартина. Причём это касается как мотивации героев, так и суровой действительности, их окружающей. Дрю вынужден выбирать между спасением похищенной подруги и собственной безопасностью: он наследник престола, единственный, кто способен объединить земли верлордов. Его друг Гектор, тихий и спокойный юноша, сталкивается с собственным братом, который готов пойти на всё, чтобы получить отцовский титул. Да и образы второстепенных персонажей становятся глубже, переставая играть чисто функциональную роль.

Частенько фэнтезийные романы разных авторов сравнивают с текстами Мартина из-за обилия нежданных смертей, предательств и прочих мрачных событий, которые приключаются с симпатичными читателю персонажами. Авторы подросткового фэнтези обычно таких крайностей избегают, но в «Гневе Льва» Кертис Джоблинг разошёлся не на шутку. Ближе к финалу становится ясно, что главные герои останутся на этом свете, но для прочих персонажей нет никаких гарантий.

А ещё «Гнев Льва» гораздо серьёзнее, чем «Восхождение Волка», с точки зрения того, как там показаны политика и война. Если по первому роману было не совсем понятно, как вообще устроены провинции Семиземелья. то в «Гневе» даются более развёрнутые ответы. Хотя в целом автор не слишком утруждал себя оригинальными идеями по поводу мироустройства. Необычность состоит только в наличии верлордов — людей, в буквальном смысле способных обращаться в своих тотемных животных. Причём Джоблинг прямо говорит, что таких созданий в Семиземелье огромное количество, а оборотни бывают абсолютно разные — не только волки или кошки. Есть оборотни-птицы и оборотни-ящерицы, а один из второстепенных персонажей вообще вершарк, то есть человек-акула.

Это была бы отличная придумка, если бы автор более тщательно продумал логику мироустройства. Почему в Семиземелье правят Волки, Львы и Бараны, а не, скажем, какие-нибудь крокодилы или орлы? Как при всём многообразии оборотней живётся простым людям, у которых нет такого дара? Ведь они же по факту оказываются низшим классом и никак не могут любить верлордов. Но ничего этого нет - перед нами обычная псевдосредневековая фэнтезийная реальность, которую автор не потрудился как следует проработать.

Возвращаясь к рекомендованному возрасту читателя, отметим, что «Верлорды» не слишком отличаются от романов Андрэ Нортон, которые подростковыми никогда не считались. Да, основные герои книг Джоблинга — подростки, но эти романы вполне способны заинтересовать и более взрослых любителей фэнтези.