вторник, 16 июля 2013 г.

Генри Лайон Олди. Дикари Ойкумены. Книга 1: Волчонок

Марк Кай Тумидус мечтал служить Родине. И одной из причин тому был его дядя — предатель собственной расы, лишённый всех чинов, владений и наград. Марк подспудно жаждал доказать, что он не такой, а потому пошёл в либурнарии, космический десант, основная задача которого — сбор «ботвы», будущих рабов. Taк начались головокружительные приключения героя...

Вселенная Ойкумены не желает отпускать своих создателей. Раз за разом Генри Лайон Олди возвращается в Галактику энергетов. И каждый раз не только открывает новую грань описываемого мироздания, но и экспериментирует с новой разновидностью космической оперы. Сложно сказать, какими будут продолжения «Дикарей», но первая книга, «Волчонок», — это переосмысление классической военной НФ.

И надо признать: такой книги от Олди ожидать не приходилось. Дело даже не в том, что история курсанта военно-космического флота Помпилии похожа на все истории учеников военных академий. Сложно было поверить, что автор решил этим и ограничиться. При чтении «Волчонка» не покидает ощущение, что где-то здесь должен быть подвох. Ну не может же быть такого, что Олди просто используют привычный жанровый антураж, ничего при этом не меняя и не привнося ничего необычного!

Оказалось, может. «Волчонка» совершенно спокойно можно публиковать в серии бесхитростной приключенческой космической фантастики. Её читатель примет роман на ура. Все ингредиенты на месте: стремящийся стать военным бравый герой, бесконечные тренировки, конфликты с сокурсниками, ошибки и промахи, после которых другой бы сложил руки. Но только не Марк. Он преодолеет все неурядицы и станет тем, кем всегда хотел быть, — настоящим военным офицером.


Впрочем, роман можно прочитать и по-другому. Олди всё же остались верны себе. На подложку из военной фантастики нанесён узор фантастики социальной, если не сказать -социально-психологической. Главным героем недаром стал помпилианец. От прочих рас-энергетов они отличаются тем. что принципиально используют рабов. Общеизвестный принцип «рабский труд не производителен» к жителям Великой Помпилии не относится. Ведь рабы нужны помпилианцам не для труда как такового. Отнятая свобода трансформируется в энергию, которая затем используется на благо империи. Важный нюанс: «отнятая свобода» — это не красивая фраза. Помпилианцы в процессе эволюции разработали «ментальное клеймо», которое может превращать в рабов других разумных. Хитрость в том, что и на психику самих помпилнанцев такой подход не мог не наложить свой отпечаток. В предыдущих книгах об Ойкумене об этом тоже шла речь, но в «Дикарях» связанные с «ментальным клеймом» аспекты вышли на первый план.

Сюжет «Волчонка» достаточно интересно выстроен. В романе три части, каждая из которых описывает отдельный этап карьеры Марка. Внутренний сюжет в каждой части свой, пусть и связанный с другими. Марка перекидывают служить на разные планеты Империи, благодаря чему читатель лучше узнаёт помпилианские нравы. В единую же картину сюжет сводят флэшбеки о прошлом Марка, о том, как он стал военным, и параллельная сюжетная линия, связанная с заговором против помпилнанцев.

И, конечно, дело не обошлось без фирменных приёмов Олди. Любовь автора к театру общеизвестна — в «Дикарях» сцена трансформировалась в арену цирка (дедушка Марка — известный клоун). Никуда не делись привычный Олди высокий слог (в авторской речи, конечно; герои говорят естественно) и отдельные подчёркнуто театрализованные эпизоды. Правда, экспериментов с языком на этот раз гораздо меньше, чем было в первых трилогиях об Ойкумене.

«Волчонок» — только начало истории, а потому неизвестно, куда приведёт дорожка Марка Тумидуса и кого же автор зовёт «дикарями Ойкумены». Но уже первый том затягивает. Здорово проработан характер главного героя. Описание необычной расы даёт повод задуматься о взаимном влиянии рабов и хозяев, целом — отличная пища для ума.

(c) Андрей Зильберштейн, "Мир фантастики"