вторник, 16 июля 2013 г.

Либба Брэй. Мятежные ангелы. Прекрасное далёко

Джемма Дойл и ее подруги продолжают учиться в школе Спенс, готовясь к своему дебюту в высшем свете, но не могут удержаться от того, чтобы не наведываться в иной мир, Сферы. Тем временем в Сферах происходят странные и зловещие события, в которых приходится разбираться прежде всего Джемме, владеющей магией Ордена...

Первая часть трилогии о Джемме Дойл, «Великая и ужасная красота», вошедшая в список бестселлеров «Нью-Йорк Таймс», в наших краях получила неоднозначный приём. Это было ожидаемо: книга Либбы Брэй не очень-то соответствует стандартам девичьих любовно-мистических романов. В ней мало романтики, зато много размышлений о самоопределении молодых женщин в «мужском мире», героини демонстрируют массу неприятных сторон характера, а магия и иной мир показаны как нечто опасное и зловещее. Пока читательницы дискутировали на тему, возможны ли эротические фантазии у шестнадцатилетней девушки (притом что психологи давно дали на этот вопрос однозначный ответ), одна за другой вышли на русском вторая и третья книги трилогии.

Вторая книга почти так же хороша, как первая. В ней получает неожиданное продолжение история мятежной жрицы Цирцеи, которая появляется «во плоти» — и оказывается совсем не той, кого мы ожидали увидеть, опираясь на слухи. Вообще, сюрпризов в этой истории хватает, и Джемма не всегда успевает сориентироваться и понять, кто ей настоящий друг, а кто враг. Впрочем, ей иногда бывает не до того — писательнице вздумалось «подсыпать перца» в вялотекущую личную жизнь героини, организовав ей классический для подростковых романов любовный треугольник. Это, пожалуй, единственная предсказуемая линия романа, составленная из готовых штампов. Всё остальное в «Мятежных ангелах» совсем не так просто, что делает чтение по-настоящему интересным.


Но, увы, «Прекрасное далёко» роняет высоко поднятую планку. Во-первых, эта книга безбожно затянута: восемьсот страниц — это чересчур для подросткового романа, который положено читать влёт. И дело не только в количестве страниц, но и в содержании. В романе слишком много лишних эпизодов, героини заняты в основном личными проблемами, а Джемма радостно разбазаривает свою магическую силу на то, чтобы устраивать мелкие пакости противникам и организовывать удобную жизнь для себя и подруг. Сюжет, связанный с войной в Сферах, не движется почти до самого финала из-за нерешительности главной героини, занятой собой. Во-вторых, автор испортила впечатление о себе как о писательнице. умеющей подать острый вопрос равноправия полов тонко и стильно: к финалу она скатывается до прямолинейных феминистских лозунгов. Эта тема для Брэй, очевидно, настолько важна, что она заставляет всех трёх героинь вступить в свою самостоятельную жизнь без брака и вообще без мужчин: Энн получает шанс сделать карьеру, Фелисити неожиданно оказывается «не такой, как все» — кстати, смелый ход для автора девичьих романов, — ну а Джемме приходится пережить настоящую трагедию.

В тех местах третьей книги, где речь идёт о войне в Сферах и интригах вокруг неё, эмоциональный накал подчас заставляет забыть вялые «светские» эпизоды романа. Яркие описания иного мира и его обитателей одновременно завораживают и пугают. Отдельно стоит отметить линию четвёртой из подруг, красавицы Пиппы, которая в финале первой книги добровольно ушла в Сферы: «отравившись» тёмной магией и собственной жаждой власти, она претерпевает жуткую метаморфозу и превращается в чудовище. А последние главы романа отдалённо напоминают битву за Хогвартс из «Гарри Поттера» — не только по антуражу, но и по динамике и эмоциям.

Что до пресловутой темы секса, то к ней Либба Брэй относится куда свободнее своих коллег по ремеслу — это стоит иметь в виду, открывая её книги. Их персонажи живут чувственной жизнью, пытаясь совладать с подростковыми гормональными бурями. Автор не боится слова «любовник», откровенных сцен и даже темы педофилии. При общепринятой целомудренности подростковых книг, герои которых в лучшем случае только целуются, трилогия о Джемме Дойл действительно может шокировать.

Если бы не тенденциозность и рыхлость финального романа, трилогия о Джемме Дойл была бы почти идеальным «романом взросления» для девочек. Впрочем, она всё равно выделяется на общем «сумеречно-голодноигровом» фоне этого жанра.