Школьники у закусочной. Гавана. Куба. Февраль, 2014 |
ЦВЕТ ПОВСЮДУ, ЕГО ПРОСТО НАДО УВИДЕТЬ
Сразу должна признаться в том. что я очень ленивый художник. Вместо того, чтобы натягивать холсты, выдавливать краски, я просто беру фотоаппарат, нажимаю на кнопочку — и сразу получаю результат. Я очень люблю прогресс, все, что придумано такими же ленивыми людьми, как я: посудомоечные и стиральные машины, роботы-пылесосы и прочие компьютеры — сколько времени освобождается, только снимай! Я так и делаю. Особенно когда светит солнце, тогда краски окружающего мира становятся особенно яркими, а для меня это очень важно. Я выхожу на улицу и прохожу иногда до двадцати километров в день в поисках удачных кадров. Стараюсь, чтобы камера была всегда с собой, даже если иду в аптеку или на деловую встречу.
Все, видимо, началось с того, что меня в бессознательном возрасте увезли на Кубу. Там я незаметно для себя и окружающих полюбила яркие сочетания цветов и потом постоянно их использовала в своих работах: и когда писала картины, и в иллюстрациях для журналов, а теперь и в фотографии. Причем я научилась находить цветное в любом месте, куда бы ни попала: и в Москве, и в Иркутске, и в Ростове-на-Дону, и много где еще. Поначалу люди удивлялись и никак не могли поверить, что в их городах есть такое.
С самой первой своей выставки я слышала вопросы про обработку и «Фотошоп», но потом все привыкли, особенно после того, как я начала преподавать в Школе визуальных искусств курс «Цвет в фотографии». Там и на выездных мастер-классах я учу других видеть цвет. Оказалось, что многие его не видят, потому что просто-напросто не обращают внимания, для большинства важнее сюжет, литературная сторона. Но если задуматься, понимание происходящего приходит только после того, как мы что-то увидели и почувствовали. Но я считаю, что в фотографии важно абсолютно все: и сюжет, и композиция, и цвет. Я не стану фиксировать самый что ни на есть потрясающий сюжет, если не увижу картину целиком. То есть с фотоаппаратом в руках я все равно остаюсь художником и решаю прежде всего художественные задачи. Например, я стараюсь очень бережно относиться к плоскости, потому как она двумерна, а то изображение, которое на ней появляется,— всего лишь иллюзия трехмерности. Поэтому я выстраиваю пространство в кадре таким образом, чтобы получилась сцена, на которой происходит действие. Мне важно, чтобы история, которую я фиксирую, умещалась в одном кадре и не оставалось даже намека на то, что за его пределами что-то есть. Каждый кадр для меня — законченное произведение. Другой кадр — другая история. Видимо, поэтому я занимаюсь именно уличной фотографией, а не репортажем или журналистикой, где надо транслировать событие, рассказывать о том, что происходит в мире, в стране. А я — режиссер своего собственного мира, несмотря на то, что натура вполне документальна и реалистична.
«С новым годом, с новым счастьем». 1 января 2013 г. Москва. Красная площадь. |
ГАВАНА ПЛЮС МОСКВА
Меня часто обвиняют в том, что совершенно непонятно, где сняты мои фотографии. Они могут быть с одинаковым успехом из Парижа, Берлина, Москвы или Кубы. Именно на этом я и построила только что вышедшую в издательстве «ФотоКарта» книгу «Habana + Москва». Мне кажется, что совершенно не важно, что, где и чем снимает человек,— важна личность, важно то, что именно он хочет сказать окружающим. Важен субъективный взгляд каждого отдельного человека, фотографа. Книга построена на сопоставлении двух родных для меня городов: в одном я родилась и прожила всю сознательную жизнь, в другом только ранее детство. Я смотрю, сравниваю, анализирую и нахожу, что проявления жизни в двух столицах чрезвычайно схожи и что люди есть люди, только условия, в которые они попадают, разные.
Тут приведу один эпизод, который я наблюдала в Англии: на платформе стояли очень чопорные мужчины и женщины, ждали поезда. Но неожиданно подали состав, в котором оказалось гораздо меньше вагонов, чем обычно. Что случилось с англичанами? Они мгновенно преобразились: толкаясь и злясь, полезли занимать места. Обстоятельства изменились — и тут же поменялось поведение, изменились люди. А в обстоятельства можно записать и глинистые почвы, и слишком высокую влажность, восемь месяцев зимы, палящее солнце... и много чего еще.
Рабочий полдень. Гавана. Куба. Февраль, 2014 |
ФОТОГРАФИЯ — ВОЗМОЖНОСТЬ НАБЛЮДАТЬ И УДИВЛЯТЬСЯ
Вообще, фотография для меня — возможность наблюдать и удивляться, но, по большому счету, возможность смириться с этим миром, найти в нем какие-то привлекательные моменты и сложить из них свою мозаику. Каждый раз удивительно, что кому-то созданный мною мир близок, что люди находят в нем что-то созвучное их мыслям и чувствам, и это не может не радовать.
Недавно я оказалась в городе, где не была лет пять и очень плохо ориентировалась. Но с удивлением обнаружила, что вот этот дом я снимала, и этот, и эту будку, и это окно... И по таким «засечкам» я добралась до нужного места. Получается, что фотография — это не только доказательство существования: «я здесь был, я это видел», но и возможность фиксировать, запоминать такие детали, которые в обычной жизни остаются незамеченными. Это как дополнительная память. Когда я рассматриваю свои снимки, я вспоминаю, с кем. когда и где они были сделаны, а иногда даже запахи, звуки и слова. Кроме того, я получаю возможность рассмотреть мельчайшие подробности, которые мистическим образом начинают рифмоваться и добавлять дополнительные смыслы изображению.
Я очень рада, что наконец изобретен цифровой фотоаппарат, который меня совершенно не ограничивает в количестве кадров: мне не нужно беспокоиться, что я что-то испорчу или у меня закончится пленка. Для меня это своего рода свобода, когда мне не надо думать о материале, а есть возможность полностью погрузиться в наблюдение и созерцание.
«Графика». Москва. Декабрь, 2011 |
Конечно, занятие фотографией очень сильно изменило не только мою жизнь, но и характер. Я стала гораздо уверенней в себе, даже наглее. Мне стало намного проще общаться с незнакомыми, а в итоге и со знакомыми людьми. Я вырвалась из дома, стала много путешествовать, увидела такие места, куда бы я ни за что не поехала без фотоаппарата. Я стала сверхнаблюдательной, и у меня развилась быстрота реакции. И я очень довольна, что все это со мной произошло, происходит и, надеюсь, будет происходить в будущем.
Вивиан дель Рио — художник, дизайнер, фотограф, член Московского союза художников и Союза фотохудожников России. Родилась в Москве. Детство провела с родителями на Кубе. Образование получила в Московском полиграфическом институте на художественном отделении по специальности художник-график. Окончила курс Fine Art в Carmarthenshire College of Technology and Art (Великобритания) как вольнослушатель. Занимается фотографией, живописью, иллюстрацией, дизайном. Автор книг «Бессознательная живопись», «Озеленение» и «Habana + Москва». Ее работы неоднократно выставлялись на персональных и групповых выставках. Живет и работает в Москве.