Автомобильный рынок требует все более практичных и менее дорогих машин. Это показал прошедший в марте Женевский автосалон.
Стенды компаний в Palexpo, как и прежде, пестрели яркими инсталляциями. В их отблесках множество машин - от самых обычных до редких и дорогих. Кроме того, на площадке, наверное, каждого бренда есть готовый серийный автомобиль или прототип, использующие альтернативный источник энергии - водород либо электричество. Любое мотор-шоу предстает перед нами таким, каким его хотят видеть производители, - отличающимся от других. Но в действительности, если отбросить экзотику и выделить только новинки, которые вот-вот должны появиться в дилерских центрах, можно заметить то, о чем в современном автопроме говорить не любят, - сходства и повторения.
ПРЕМИУМ МЕЛЬЧАЕТ
Взятый несколько лет назад курс на универсализацию, повлекший за собой стремительный рост в сегменте кроссоверов во всем мире, накладывается на другую тенденцию: рынок все сильнее требует качества по разумной цене. Конечно, тот, кто всегда хотел сидеть за рулем кроссовера престижного бренда, скажем Porsche, вряд ли откажется от своего желания. Однако теперь реализовать его проще, ведь появился Масап, более доступный по цене, чем Cayenne. В Женеве состоялась его европейская премьера. Автомобиль меньше «старшего брата» и неслучайно представлен с дизелем, который, как известно, экономичнее бензинового варианта и ориентирован на практичного клиента. Но что важно, возможности этого SUV полностью соответствуют духу марки: он разгоняется до 100 км/ч всего за 6,4 секунды.
Премиальные бренды начинают активно расширять свои линейки за счет менее габаритных моделей. Их все охотнее выбирают и в развитых странах, особенно в Западной Европе (там из-за долгового кризиса люди становятся практичнее, но не хотят отказываться от хороших вещей), и в крупных развивающихся государствах. Например, в Китае, где растет доля состоятельных граждан.
В портфеле американской внедорожной марки Jeep самой компактной моделью числился Wrangler. Из-за оф-роудной направленности он скорее утилитарен, чем универсален, поэтому не в полной мере отвечает требованиям современного покупателя SUV. В Женеве концерн FCA - так с недавних пор именуется союз Fiat и Chrysler, в состав которого входит Jeep, - выкатил новый компактный SUV Renegade. Автомобиль преисполнен харизмы и, судя по всему, будет одинаково хорош на бездорожье и в городе. Особенно интересно, что в премиуме появляются не только популярные в масс-маркете компактные кроссоверы, но и переднеприводные хетчбэки. Речь идет о мировой премьере 2-Series Active Tourer от BMW. Раньше немцы выпускали машины исключительно с задним приводом, а сейчас создали хетчбэк с типом трансмиссии, который по сравнению с заднеприводным вариантом освобождает больше внутреннего пространства. Правда, не способствует разгонной динамике. В Женеве BMW также впервые показал концепт нового поколения Clubman принадлежащей ему британской марки Mini. «Футурист» длиннее нынешнего серийного образца на целых 26 см. Производитель пытается сделать Mini практичнее, тем самым сближая авто с продукцией материнской компании. К слову, будущие модели Mini станут использовать одну платформу с переднеприводными BMW. Британцы наметившейся тенденции не отрицают, но уверены, что проблем с позиционированием не возникнет: машины обеих марок сильно различаются и дизайном, и поведением на дороге.
Да, тема повышения функциональности автомобиля все актуальнее. А вопрос, насколько может навредить изяществу универсальный тип кузова, давно закрыт. В Женеве был представлен концептуальный трехдверный универсал Volvo Concept Estate. Длинный моторный отсек и плавно срезанная задняя часть придают ему формы, благодаря которым он мог бы поспорить в привлекательности даже с классическим купе. Кстати, оставаться верным купе обещал несколько лет назад шеф-дизайнер Jaguar Ян Каллум, заявляя, что компания никогда не будет производить универсалы. Как известно, требования рынка перевесили. На мартовском смотре была показана уже «заряженная» 550-сильная версия Jaguar XFR-S Sportbrake.
МАСС-МАРКЕТ ПРИБАВЛЯЕТ
Среднеценовой сегмент стремится к практичности. Хороший тому пример - Volkswagen Golf Sportsvan. В отличие от предшественника Golf Plus, у него длиннее кузов и выше потолок. Это значительно увеличило объемы салона и багажного отделения. В общем, авто переродилось в минивэн. Слагаемые sports и van отвечают потребностям покупателей. Большой дорожный просвет, с одной стороны, является важной составляющей многофункционального автомобиля, а с другой - конфликтует с динамикой передвижения, поэтому у Golf Sportsvan низкий клиренс.
А вот французский Citroen решил подойти к вопросу более гибко. Он продемонстрировал публике производственный вариант C4 Cactus, который из-за высокого клиренса можно отнести к сегменту кроссоверов. Хотя скорее это переднеприводный хетчбэк. Главная особенность C4 Cactus - харизматичная внешность. И надо сказать, такой яркий дизайн в море одноликих автомобилей способен стать сильным конкурентным преимуществом. Несмотря на то что эксперименты с внешностью могут крайне негативно повлиять на перспективы продукта, нацеленного на массовый спрос, Cactus получился очень даже привлекательным.
Кроме того, представители масс-маркета обзаводятся высокотехнологичной начинкой, достигающей уровня премиум-класса. Возьмем новый Ford Focus. У него теперь продвинутая мультимедийная система с функцией управления голосом - нечто похожее используется в Mercedes-Benz.
Технологичнее стал и популярный в России кроссовер Kia Sportage. Дисплей приборной панели прибавил в размерах (диагональ - 4,2 дюйма), появились новые опции: система изменения усилия на руле Flex Steer, подогрев рулевого колеса и электрорегулировка водительского кресла.
Для снижения затрат на разработку и производство новых автомобилей премиальные бренды будут сотрудничать с другими игроками. Так, недавно стало известно, что в 2017 году Infiniti планирует начать выпуск компактных машин совместно с Mercedes-Benz. Немцы в этой сфере давно работают с Renault, поскольку намерены расширить линейку компактных моделей. В результате таких партнерств производители будут использовать все больше одинаковых деталей. Например, в портфеле концерна Volkswagen уже есть восемь брендов легковых автомобилей - от бюджетных до люксовых, что не мешает ему активно унифицировать их платформы и компоненты. Как рассказал Ульрих Хакенберг, директор по техническим разработкам Audi, входящей в состав VW, в перспективе только одна модульная платформа Volkswagen MLB будет использоваться для 26 новых и обновленных моделей классов В, С и D.
(с) Дмитрий Панов