воскресенье, 20 апреля 2014 г.

Неродовое имение

особняк-отель
Как превратить заброшенный особняк XIX века в прибыльный отель с купеческим колоритом.

В Европе несложно вообразить себя средневековым бароном - достаточно поселиться в гостинице, открытой в старинной усадьбе. Скажем, во Франции замки активно преобразуют в отели, а на юге Италии под гостиничные комплексы иногда перестраивают целые деревни. В России таких примеров немного. Открыв один подобный объект, предприниматель из Москвы Иван Синюшкин решил на этом не останавливаться: он намерен создать сеть отелей в исторических зданиях.

ИСТОРИЧЕСКИЙ НЕЛИКВИД

Обычная туристическая поездка в Ростов в 2000 году стала судьбоносной не только для г-на Синюшкина, но и для заброшенного памятника архитектуры XIX века на одной из центральных улиц города. «Мне на глаза попалась милая живописная развалина», - вспоминает бизнесмен. В 1998-м, потеряв работу, он открыл небольшое предприятие по деревообработке и продолжал искать, на что бы еще направить энергию. Оказалось, заинтересовавшее его здание некогда принадлежало известной семье купцов и меценатов Плешановых. Иван Синюшкин с братом выкупили его на аукционе и переделали под гостиницу. Проект имел все шансы «выстрелить», ведь в городе был только один конкурент - отель с богатыми советскими традициями на территории Ростовского Кремля. На восстановление дома, за который Синюшкины заплатили всего 60 тыс. рублей, понадобилось 8 млн, из них 3 млн взяли в кредит.

«В регионах особняки можно купить по символической цене, но реконструкция обойдется дороже, чем строительство нового здания, минимум в 2 раза», - констатирует управляющий партнер SMT Developments Сергей Маринин. По словам гендиректора компании «Метриум Групп» Марии Литинецкой, ориентировочный объем инвестиций в реконструкцию - от 1,5 тыс. до 3-4 тыс. долларов за 1 кв. м. Кроме того, закон налагает на собственников и арендаторов исторических строений жесткие ограничения. «Здание пришлось переделывать практически полностью», - говорит Иван Синюшкин. И добавляет: власти, благодарные за то, что он приобрел неликвидный актив, старались не вставлять ему палки в колеса и даже помогали - в рамках программ поддержки малого бизнеса.


И СВЕЧНОЙ ЗАВОДИК

Современная версия усадьбы Плешановых с номерным фондом в 11 комнат открылась в марте 2003 года. Проект быстро стал приносить прибыль, и владельцы инвестировали ее в дальнейшее развитие. Через несколько лет они скупили соседние здания, в том числе небольшой свечной заводик, принадлежавший тому же Плешанову. На расширение пришлось взять в кредит еще 10 млн рублей. Сегодня гостиничный комплекс занимает пять зданий общей площадью около 2 тыс. кв. м, где размещаются 21 жилой номер, ресторан, музей и библиотека. «В первые годы мы чувствовали себя очень уверенно, потому что конкурентов не было совсем», - рассказывает владелец. У гостиницы контракты более чем с сотней сервисов бронирования отелей, проводятся рекламные кампании. «И все же самый лучший канал продвижения - сарафанное радио», - считает Иван Синюшкин. Сейчас, когда конкуренция усилилась (в Ростове теперь почти два десятка гостиниц разного формата), принадлежность к историческому наследию выделяет «Усадьбу Плешановых» из общего числа.

Несколько лет назад предприниматель открыл на территории отеля офис туристической компании, торгующей экскурсиями в другие города с богатой историей - Кострому, Углич, Муром. Также организуются корпоративные выезды, прогулки на теплоходе по местному озеру. Но если гостиница принесла в 2013 году 25 млн рублей, 5 из которых - чистая прибыль, то доходы турагентства гораздо скромнее, замечает г-н Синюшкин.

БОЛЬШЕ УСАДЕБ ХОРОШИХ И РАЗНЫХ

В 2007-м у него появилась идея расширить бизнес - создать сеть отелей-усадеб, однако грянувший кризис не позволил воплотить задуманное. Правда, еще одну гостиницу, хоть и не переделанную из купеческого имения, а построенную с нуля, он все же открыл в Электростали. Доходы от нее меньше, да и постояльцы - люди, приезжающие в город по делам, у них иные запросы. Впрочем, предприниматель не расстается с идеей создания сети отелей усадебного типа. «Когда-нибудь, - уверяет он, - мы вернемся к этому проекту».

«Сегодня размещение гостиниц в исторических зданиях имеет смысл лишь в том случае, если в городе существуют ограничения на строительство новых, - утверждает вице-президент по развитию компании Sminex Сергей Свиридов. - Возведение отеля с нуля гораздо более эффективно». А вот архитектор Эрик ван Эгераат, директор проектной организации (designed by) Erick van Egeraat, полагает, что потенциал российской глубинки недооценен. «Она может предложить туристам не только красивую легенду, но и хороший отдых. Я считаю, что важно создать альтернативу даче - единственному месту отдыха от городской суеты на выходных, которое доступно жителям России», - заключает он.

(с) Регина Садыкова