Эту поговорку обычно используют, когда говорят о каком-либо поиске, который не может закончиться успешно. Но на самом деле найти иголку в стоге сена совсем нетрудно. Для этого нужно выполнить всего две операции: поджечь стог, подождать, пока он выгорит, и тщательно обработать магнитом площадь пепелища. А когда иголка найдется, можно поподробнее ознакомиться с ее замечательной биографией.
Первые иглы, сделанные человеком, были костяными. Возраст наиболее древних из них, найденных на стоянках первобытного человека на территории нынешней Франции, - более 20 тысяч лет. Ими легко прокалывали шкуры, а вместо ниток использовали растительные волокна или сухожилия животных. Так появилась первая меховая одежда у наших далеких предков.
Монополия Англии
Древнейшая костяная игла на территории России хранится в Музее истории и культуры народов Сибири. Ей - 8 тысяч лет. Удивляет, каким чудом тогдашний умелец сумел сделать в ней крохотное отверстие!
Позднее на смену костяным пришли металлические иглы, бронзовые и железные. Считается, что первые железные иглы были завезены в Европу арабами в XIV веке.
Сначала в Европе их делали Германия и Испания. Иглы изготавливали вручную. Ушко в то время делать не умели, просто загибали кончик проволоки. С изобретением французским мастеровым Ришаром Аршалом волочильной доски для игольного дела производство иголок значительно упростилось. Современную иглу создал в XV веке тоже француз - проволочник Морис Туранжо.
Во время правления королевы Елизаветы в Англию прибыл немец Элиас Гроузе, который, по преданию, научил англичан делать иголки. Эта отрасль начала развиваться в стране именно с того времени. А в 1850 году англичане сделали настоящий прорыв в области механизации игольного производства: они придумали специальные игольные станки, которые впервые позволили наладить производство иголок с привычным нам ушком. Вскоре Англия вышла по производству иголок на первое место в мире и стала монополистом, поставляющим иголки не только в европейские, но и во многие другие страны мира.
Не только шитье
В XVI веке игла неожиданно нашла применение в совершенно другой области, весьма далекой от шитья, - с ее помощью художники стали делать офорты. Офорт - это самостоятельный вид гравюры, когда рисунок сперва процарапывается стальной иглой на металлической доске, предварительно покрытой слоем лака. В этом виде гравюры всю работу по углублению процарапанных бороздок рисунка выполняет азотная кислота (отсюда и название техники, от французского eau-forte - «азотная кислота»). Нанесенный рисунок при этом протравливается до желаемой глубины. Затем лак счищается с доски, в рисунок втирается краска и делаются оттиски. Иглы, которые используются для этого вида искусства, похожи на швейные, только в них нет ушка, а кончики игл заточены в виде конуса, лопатки или цилиндра.
Считается, что одним из создателей этой техники был великий Альбрехт Дюрер, который впервые применил ее в своем знаменитом офорте «Большая пушка».
Благодаря игле мир узнал таких замечательных художников, как испанец Франсиско Гойя, голландцы Антонис ван Дейк и Адриан ван Остаде, величайший из мастеров офорта Рембрандт ван Рейн. Выдающимися мастерами офорта в России были Зубов, Казаков, Баженов. Искусство офорта пользуется неизменной любовью художников и зрителей и в наше время.
Вдогонку за Европой
В XVII веке первые стальные иглы под названием «любские» (из города Любека) привезли в Россию немецкие купцы. До этого на Руси пользовались бронзовыми, а позже железными иглами, для богатых заказчиков их ковали из серебра. В Твери уже в XVI веке было производство так называемых тверских игол, толстых и тонких, которые успешно конкурировали на нашем рынке с иглами из Литвы.
В 1677 году только в одной Мещанской слободе в Москве уже насчитывалось 5 мастеров-игольщиков. Но до массового производства иголок в России было еще далеко. В Европе на лидирующих позициях в отрасли по-прежнему оставались Англия и Германия.
В старину отношение к иголке в России было очень уважительным. Считалось, что она обладает чудодейственными свойствами. В Вологодской области, например, невесте, чтобы защитить ее от злых чар, втыкали в подол одежды иголки. Было распространено и гадание на иголках. Брали две иголки, натирали их салом и опускали в стакан с водой. Если иголки тонули - жди беды, если они сходились вместе - будет свадьба, если иглы разошлись - есть препятствия к свадьбе, если расходились в разные стороны - замужества не будет никогда.
В 1717 году указом Петра I было предписано купцам братьям Рюминым и их компаньону Сидору Томилину основать игольное предприятие в Рязанском уезде, что и было исполнено. Купцы построили даже две игольные фабрики -в селах Столбцы и Коленцы на реке Проне. Россия в то время была страной преимущественно аграрной, и поэтому рабочих катастрофически не хватало. Царь дал разрешение нанимать их «где приищут и по какой цене похочат». К 1720 году набрали 124 ученика, в основном посадских детей из ремесленно-торговых семей пригородов Москвы. Учеба и труд были настолько
тяжелыми, что редко кто выдерживал.
Иголками, сделанными на этих фабриках, уже пользовалась бывшая царица, жена Петра I Евдокия Лопухина. Она за время своего почти тридцатилетнего заточения в монастырях и Шлиссельбургской крепости в совершенстве овладела ремеслом вышивальщицы.
Об этом ремесле бывшая царица вспомнила в разговоре со своим внуком Петром II в момент освобождения из заточения, преподнося ему в дар вышитую ленту: «Я, грешная, низала здесь каждый стежок своими руками».
Игольные фабрики, построенными братьями Рюмиными и Сидором Томилиным, оставались единственными в России на протяжении всего XVIII века. Они не только снабжали иголками всю Россию, но и работали на экспорт, поставляя свой товар в Персию и другие страны Востока.
В начале XIX века производство иголок в России стало развиваться ускоренными темпами, расширился их ассортимент. Промышленность начала выпускать множество игл самого различного назначения: для вязально-трикотажных, швейных, обувных машин и, конечно, для машинного и ручного шитья.
Несмотря на то, что изготовление швейных иголок хорошо механизировано, их производство и в наше время остается технологически довольно сложным. Стоит упомянуть, что в процессе изготовления иголка проходит через руки более 20 человек.
Японский обычай
У нас в стране нет традиции чествования игл, а вот в далекой Японии такой обычай существует с незапамятных времен. Ежегодно 8 декабря там проводится Фестиваль сломанных игл. Это буддистская церемония, которой уже больше тысячи лет. Если раньше в ней принимали участие только портные, то сегодня - любой, кто умеет шить.
Для игл сооружается специальная гробница, в которую кладут ритуальную пищу, ножницы и наперстки. В центр ставят большую миску с японским соевым творогом тофу, и в миску кладут все иглы, которые сломались или погнулись за прошедший год. После этого одна из швей произносит специальную молитву, благодаря пришедшие в негодность иглы за хорошую службу. Затем творог с иглами заворачивают в несколько слоев рисовой бумаги, пакет погружают в лодку и уходят на лодке в открытое море, где на глубине его бережно опускают в воду, вновь читая молитву благодарности.
(с) Генрих Тумаринсон