вторник, 13 августа 2013 г.

Опасный путь на восток

Одной из важнейших задач для покорителей морских просторов был поиск прохода из Атлантического океана в Тихий. Попытки обогнуть Американский континент с севера продолжались несколько веков. И увенчались успехом только в начале XX века!


Каких-то 500 лет назад европейцы наивно полагали, что стоит им пересечь Атлантический океан - и откроются страны Востока - Китай, Индия, столь привлекательные своими экзотическими товарами. Колумб, открыв в 1492 году Америку, создал для европейцев серьезную проблему. Оказывается, чтобы добраться до стран Востока, надо каким-то образом обойти громадный новый материк, растянувшийся от льдов северных до льдов южных. И это еще не все - выяснилось, что за открытым материком раскинулись бескрайние воды другого океана (Магеллан дал ему имя Тихий). Только преодолев его, можно добраться до вожделенной цели. Но как попасть из Атлантического океана в Тихий?

В 1520 году Магеллан открывает пролив между Южной Америкой и архипелагом Огненная Земля. Еще через полвека знаменитый пират и мореплаватель Фрэнсис Дрейк находит другой путь из Атлантики в Тихий океан - пролив между Огненной Землей и еще не открытой Антарктидой. Оба пролива остались на картах мира под именами их первопроходцев. Оба они по разным причинам оказались крайне сложны и опасны для судоходства. Да и далеки от Европы очень. Но и известный европейцам путь на Восток вокруг Африки тоже не короток и небезопасен. Одним словом, назревала необходимость поиска новых маршрутов в Восточную Азию в обход разлегшейся поперек дороги Америки.


Плавание двух братьев

Лет за 20 до открытий Колумба датский король Христиан I отправил к Гренландии пару кораблей. В состав экспедиции, ставившей целью поиск и исследование новых земель, был включен португалец Жуан Кортириал. Экспедиция открыла много новых островов и проливов. А главное, побывала на новой земле, которую за прекрасный сельский ландшафт назвали «Лабрадор», что по-португальски означает «земледелец». Ни о какой Америке тогда никто не знал, все вроде выглядело обычным делом - открыли новую землю, дали ей имя. Однако по возвращении датские капитаны удостоились почестей и наград, а король Португалии сделал Кортириала губернатором одного из Азорских островов. Лишь позже стало ясно, что открытый Лабрадор - часть нового континента. В 1500 году Португалия посылает к Лабрадору экспедицию во главе с сыном Кортириала Гашпаром. Америка уже найдена, и король ставит Гашпару задачу обойти ее с севера и найти путь в Китай. По сути, целью впервые стал поиск Северо-Западного прохода - то есть морского пути через Ледовитый океан вдоль побережья Северной Америки.

Льды помешали Гашпару продвинуться далеко, но на следующий год он вновь привел к Лабрадору два корабля. Вторым командовал его младший брат Мигель. На сей раз, обойдя Лабрадор с севера, они направились к Ньюфаундленду. Здесь пути братьев разошлись: старший продолжил плавание, а младший возвратился в Португалию. Больше им не суждено было встретиться. Гашпар пропал без вести, став первой известной жертвой в будущем длинном мартирологе Северо-Западного прохода.

Год спустя Мигель отправился на поиски пропавшего брата и тоже бесследно исчез. Еще неоткрытый проход неумолимо вел счет своим жертвам.

«Секреты моряка»

После того как вышла в свет книга «Об открытии нового пути в Китай», написанная картографом при дворе королевы Елизаветы Хэмфри Гилбертом, в Северную Атлантику отправились несколько экспедиций. В том числе под началом Джона Дэвиса (в прошлом пирата, открывшего в Южной Атлантике Фолклендские острова). Он заново (после викингов) открыл Гренландию, затем прошел дальше по неизвестному ранее проливу (получившему позже его имя) и, к своему удивлению, увидел впереди свободное ото льда море. Дэвис решил, что он стоит у выхода в океан. Но войти в него помешали жесточайшие шторма. После возвращения Дэвис написал книгу «Секреты моряка», в которой уверенно говорил о существовании прохода. И чутье не обмануло его: открытый пролив действительно вел к Тихому океану!

В XVII-XVIII веках у истоков Северо-Западного прохода побывали корабли Генри Гудзона и Константина Фиппса. На корабле последнего служил молодой мичман, будущий прославленный адмирал и национальный герой Великобритании Нельсон. В ходе этой экспедиции он едва не стал жертвой полярного медведя, когда неосмотрительно решил размяться, сойдя с затертого льдами корабля. Только выстрел корабельной пушки, сделанный заметившим опасность матросом, отпугнул зверя и спас будущего героя.

Погибшая экспедиция

Весной 1845 года поиск прохода возглавил английский картограф и исследователь Арктики Джон Франклин. Ему довелось служить еще под командованием Нельсона, участвовать в Тра-фальгарском сражении. Франклин руководил исследованием арктического побережья Канады. Тогда, уже завершив работы, его люди попали в тяжелейшие условия. От неминуемой гибели их спасли эскимосы, снабдившие едой и теплой одеждой.

По возвращении Франклин стал членом Королевского географического общества, написал книгу и, наконец, женился. Ему было 37 лет, казалось бы, пора осесть на берегу, заняться семьей. Но не тот у него был характер!

Через два года после женитьбы он возглавил новую экспедицию в арктические районы Канады. Перед самым выходом в море Франклина настигло большое несчастье - не оправившись после родов, умерла его жена. Но он не стал откладывать отплытие. После возвращения в Англию Франклин женился вторично. Новой женой, окружившей его любовью и теплом, стала Джейн Гриффин. А Джон продолжил службу: три года на Средиземном море, затем семь лет генерал-губернатором в далекой Тасмании.

Наконец, с двумя кораблями он ушел на поиски Северо-Западного прохода. Как оказалось, навсегда. Через два года начались поиски уже не прохода, а пропавшей экспедиции. Более 40 спасательных экспедиций, многие из которых были снаряжены Джейн Франклин на ее собственные средства, искали Франклина в течение 42 лет. Могилы трех матросов нашли китобои. Были обнаружены вещи, бумаги и деревянные брусья, которые эскимосы взяли для своих чумов. Другие поисковики находили брошенные сани, предметы снаряжения, лодки и скелеты. Это были вехи на трагическом пути людей Франклина к материку от вмерзших в льды кораблей.

Об их борьбе со стихией узнали из найденного дневника Франклина, который он вел до самой кончины. В своей последней записи от 11 июня 1847 года Франклин обращается к жене: «Милая Джейн, не печалься - я все-таки нашел то, к чему стремился всю жизнь. Береги девочку. Храни вас Господь!»

В 1981 году группа, состоящая из археологов и криминалистов, провела раскопки на острове Кинг-Уильям. Было найдено множество принадлежавших экспедиции предметов и человеческих костей, изучив которые, криминалисты пришли к заключению, что тела были расчленены. Это косвенно подтверждало высказанную ранее версию о том, что среди членов гибнущей экспедиции имел место каннибализм. Дальнейшие исследования, к сожалению, подтвердили это страшное предположение.

Забытое открытие

В 1903-1906 годах норвежец Руаль Амундсен с шестью спутниками на маленькой зверобойной шхуне прошел по маршруту, проложенному Франклином, а затем, продвигаясь шаг за шагом в сложном лабиринте проливов, вышел к Тихому океану. Унесший столько жизней Северо-Западный проход был открыт! Заслуга Амундсена неоспорима. Тем не менее Королевское географическое общество приняло решение считать первооткрывателем Северо-Западного прохода Джона Франклина.

15 августа 1914 года без пышных торжеств (в Европе уже полыхала Первая мировая) был открыт Панамский канал - самый короткий путь из Атлантики в Тихий океан. Через проливы Магеллана и Дрейка теперь вынужденно идут только те суда, которые не может пропустить канал. Открытый неимоверно дорогой ценой Северо-Западный проход оказался не нужен. Но никто не вправе сказать, что жертвы мореходов были напрасны. Сделанные в процессе поисков прохода открытия продвинули человечество на много шагов вперед на пути познания своей планеты.

(с) Анатолий Буровцев