вторник, 13 августа 2013 г.

Днепровская вольница


Запорожская Сечь вот уже несколько веков остается символом безудержной удали, лихой вольницы и безрассудной отваги. Но кто они такие - запорожские казаки? Откуда взялись, как жили и куда подевались?

Первые поселения вольных людей в степи, возле порогов Днепра появились еще в XIII-XIV веках. Постепенно обитателей этих мест стали называть «казаками». Слово тюркского происхождения перешло в русский язык от монголо-татар. Обычно им называли разбойников, промышлявших на больших дорогах. А иногда - охранников, которых нанимали для обороны от этих самых разбойников.


Казак казаку рознь

В середине XVI века разрозненные казачьи отряды стали объединяться в единую силу. В 1553 году волынский князь Дмитрий Вишневецкий заложил на острове Малая Хортица деревянно-земляной замок, построив его на собственные средства. Так возникла первая Сечь - Хортицкая. С польским королем у Вишневецкого отношения не заладились. Зато он свел тесную дружбу с московским царством. Будучи далеким родственником Ивана Грозного, Вишневецкий со своими казаками принимал активное участие в походах против крымских татар. Однако вскоре крымчаки, совместно с турками, разорили Хортицу. Вишневецкий получил во владение город Белев (в современной Тульской области) и навсегда покинул Днепр. А казачество вновь рассыпалось на отдельные мелкие поселения. И тут на днепровскую вольницу обратили внимание короли Речи Посполитой.

О том, что хорошо бы иметь на юге постоянное войско, способное в случае необходимости дать отпор туркам, поляки мечтали давно. Сигизмун II Август в 1572 году издал указ о создании «реестрового казачества». На службу было принято 300 человек, которые давали присягу верно служить короне, отражать набеги татар, подавлять крестьянские волнения и участвовать в королевских походах. Это казачество было торжественно названо Войско Его Королевской Милости Запорожское. В дальнейшем король Стефан Баторий увеличил количество реестровых казаков в два раза.

Зваться реестровым казаком было не только почетно, но и выгодно. Высокий статус, почет, регулярное жалованье... Воттолько к настоящей Запорожской Сечи они имели отношение очень условное. Реестровые казаки жили не на Днепре, а в городке Трахтемирове Киевского воеводства. Там находились их казна, арсенал, архивы и госпиталь. Настоящих запорожцев они презрительно именовали «голытвенными казаками» - от слова «голытьба». Польская корона тоже не признавала вольное казачество днепровских порогов, хотя использовала их для военных походов, совместно с реестровыми казаками. Получилось, что одновременно существовали две Запорожские Сечи: официальное реестровое войско и дикая днепровская вольница, получившая название «низового казачества». И те и другие настоящими, разумеется, считали себя, а оппонентов именовали самозванцами.

Московское государство всегда относилось к «низовой» Сечи серьезно: как к доброму союзнику в борьбе с турками и татарами, но опасному противнику во время польских походов. Ведь воевать запорожцы умели и любили. На вооружении у казаков всегда было самое передовое оружие тех народов, с которыми они воевали. Доверяя острой сабле, казаки не забывали про пистолеты, ружья и пушки. А их легкие суда «чайки» наводили ужас на морях и реках.

«Низовое лъщарство»

«Низовая» Запорожская Сечь не была государством. Это было совершенно уникальное для XVI-XVII веков сообщество свободных людей, которые жили так, как хотели, не подчиняясь власти извне. Все решения принимались сообща, на куренных и кошевых радах (собраниях). Все казаки Сечи считались входящими в кош (общину или товарищество), который делился на 38 куреней. Курень - это и воинское подразделение (типа батальона или полка), и длинный деревянный дом (скорее, казарма), в котором жили казаки. Вся территория, на которой раскинулась Сечь, делилась на 8 паланок (округов).

Самым главным человеком на Сечи был кошевой атаман, избираемый на кошевой раде. Ему принадлежала огромная власть - он разрешал споры, выносил смертные приговоры и командовал войском. Его ближайшие помощники занимали должности судьи, есаула и писаря. А уже за ними по старшинству шли куренные атаманы. Всего те или иные должности на Сечи занимали чуть более сотни человек. Все остальные были равны.

Даже атаман не мог оспорить решение кошевой рады, которая собиралась в обязательном порядке раз в год. Право голоса на ней имел любой сечевой казак. Но стать «сечевым» было не так-то просто. Мало было просто прийти на Сечь и заявить о своем желании присоединиться к казачеству. Требовалось соответствовать нескольким условиям.

Во-первых, желающий вступить в Сечь должен был быть вольным и неженатым. Так что беглым крепостным сподручнее было податься на Дон, чем к запорожцам. Хотя для того, чтобы подтвердить свой вольный статус, достаточно было дать слово, чем, конечно, многие пользовались. Во-вторых, принимались только православные или те, кто готов был сменить веру. И наконец, в-третьих, требовалось выучиться «сечевому лыцарству».

Только после семи лет обучения кандидат получал статус «испытанного товарища» и допускался на Сечь. Тогда же ему давалось прозвище-фамилия - вспомните гоголевских Тараса Бульбу или Мосия Шило.

Те, кто пока что испытания не прошел, жили на границах Сечи и именовались «зимовыми казаками». Туда же отправляли тех, кто решил жениться. При этом все они считались в составе «низового войска». Но не участвовали в радах и получали только малую толику от военной добычи.

Законы, установленные на Сечи, были крайне суровы. Тяжким преступлением считалось воровство, которое всегда каралось смертью. За драки, надругательство над женщиной или грабеж православного населения били кнутом, приковывали к столбу. Но самая жуткая кара ждала того, кто пролил кровь своего товарища-казака. Убийцу живьем клали в могилу, сверху ставили гроб с его жертвой и закапывали. Дезертиров казаки презирали особо - их до смерти забивали камнями. Пожалуй, только такими жесткими мерами и можно было держать в узде эту гремучую смесь, собравшуюся на Днепре.

Союз с Россией

Отношения Запорожской Сечи с Россией всегда были непростыми. До середины XVII века казаки не раз ходили на Москву в походы. В Смутное время воевали за Лжедмитрия I, поддерживали польского королевича Владислава, претендовавшего на российский престол.

Однако по мере укрепления Речи Посполитой православные казаки стали все неуютнее чувствовать себя в союзе с жестко-католическим государством. Это вылилось в восстание Бориса Хмельницкого в 1648 году. Будучи казачьим полковником, он сумел объединить реестровых казаков с «низовым войском» и совместно дать бой польскому королю. Результатом стала Переяславская рада 1654 года, которая объявила о переходе казаков под власть России. Так возникло новое автономное образование - Гетманщина. Там снова бок о бок стали существовать две Сечи: Войско Его Царского Величества Запорожское (реестровые казаки) и «низовое войско».

Союз с Россией оказался недолгим. Во время Северной войны произошло роковое предательство гетмана Мазепы. На Полтавскую битву гетман привел всего несколько сотен казаков. Но уже до этого запорожцы развернули активные боевые действия против русских. Правда, обнаружилось, что «полки нового строя», созданные Петром I, не по зубам казачеству. Сечевики потеряли былую лихость, перестали заимствовать военные новинки у противника. Стали тяжелы на подъем и неповоротливы в бою.

Как результат - в мае 1709 года Запорожская Сечь была полностью разгромлена тремя русскими полками под командованием Петра Яковлева. Крепости были разрушены, курени сожжены, казаки разогнаны или перебиты, а около 400 человек взяли в плен, и многие позже были казнены.

Дальнейшая история запорожского казачества - это бесконечные скитания, в попытках найти новый дом и возродить былую славу. Пришлось просить покровительства у заклятых врагов - турецкого султана и крымского хана. Но там казаки не прижились. Они вернулись в Россию при Анне Иоанновне и основали Новую, или Подпольненскую, Сечь почти на том же месте, где потерпели поражение от Петра. Они охраняли российскую границу, участвовали в Русско-турецких войнах, но былого размаха уже не достигли никогда.

Точку в истории вольного казачества поставила Екатерина Великая, которая 3 августа 1775 года подписала манифест «Об уничтожении Запорожской Сечи и о причислении оной к Новороссийской губернии».

(с) Виктор Банев