вторник, 13 августа 2013 г.

Рекорды «застоя»


Более полувека назад человечество придумало себе новую забаву - в 1955 году появилась на свет Книга рекордов Гиннесса. Трудно сказать, чем руководствовалась ирландская пивоваренная компания «Гиннесс», давшая толчок этому начинанию. Но идея прижилась: сегодня Книга ежегодно издается на 23 языках в более чем 100 странах.

Сегодня тираж Книги рекордов Гиннесса перевалил за 100 миллионов. Она вторая по массовости, уступая лишь Библии. Каких только чудес в ней нет - от количества кружек поглощенного пива до таких эпохальных событий, как покорение человеком космоса. С начала 90-х годов XX века Книга выходит и в России, которая внесла в нее свой вклад, серьезный во всех отношениях.


На земле

В 1993 году в Книгу был занесен «Уралвагонзавод» как самое крупное промышленное предприятие в мире. Известно, что его профильной продукцией являются известные, и не понаслышке, всему миру танки и прочая бронетехника. Кстати, о танках: попал в Книгу и знаменитый советский Т-34 - по мнению многих специалистов, лучший средний танк Второй мировой войны. Но в Книге он оказался не за свои выдающиеся качества, а как самый массовый танк всех веков и народов - заводами СССР было выпущено до 80 тысяч этих машин.

Вертолет Ми-26 был занесен в книгу как самый грузоподъемный. Он смог подняться с весом почти 57 тонн на высоту 2000 метров, а однажды поднял целый авиалайнер Ту-134. Истребитель МиГ-25 был признан самым скоростным серийным боевым самолетом. Он показал скорость 3395 км/ч (соответствует числу Маха 3,2).

В 1960-х годах самым большим в мире летательным аппаратом оказался первый советский экраноплан КМ, получивший от американцев кличку «Каспийский монстр».

Еще один летающий монстр, построенный на Украине огромный транспортный самолет Ан-225 «Мрия», отмечен в Книге как способный поднять в воздух самый большой единичный груз - до 188 тонн. Довелось ему перевозить на своей спине к месту старта советский космический челнок «Буран». Сверхзвуковой Ту-144 первым в мире из пассажирских самолетов превысил скорость, соответствующую числу Маха 2. В мае 1970 года им было показано 2,2 М.

На море

Но не только в воздухе ставились рекорды. Были они и на море. Как самые мощные в мире попали в Книгу атомные ледоколы типа «Арктика». 6 таких кораблей сошли со стапелей Балтийского завода в Санкт-Петербурге. Благодаря огромной мощности своей энергетической установки (75 тысяч л.с.) они способны пробиться в любой уголок Арктики. Доказательство тому - поход на Северный полюс в 1977 году, сделавший «Арктику» первым в мире надводным кораблем, достигшим полюса.

Не забыт и подводный флот. В Книгу по разным показателям попали 3 советские атомные подводные лодки (АПЛ). Первой из них принадлежит до сих пор не превзойденный рекорд скорости под водой. Это построенная в единственном экземпляре боевая, то есть несущая вооружение, АПЛ проекта 661 (главный конструктор Николай Исанин). В одном из походов эта лодка развила под водой скорость 44,7 узла (порядка 83 км/ч). В апреле 2011 года в Книгу была занесена построенная еще в 80-е годы XX века (серия из 6 кораблей) самая большая в мире АПЛ проекта 941 «Акула» (главный конструктор Сергей Ковалев). Полное водоизмещение этого гиганта составляет 49 800 т.

Еще одним рекордсменом - как самая глубоководная боевая подводная лодка - стала АПЛ проекта 685, печально известный «Комсомолец», ныне покоящийся на глубине более чем 1600 м в Норвежском море. В ходе глубоководных испытаний он успешно погружался на 1027 м, а погиб, унеся с собой 42 жизни, будучи на поверхности. Ни одной из рекордсменок сегодня уже нет в строю. Исключение - первая из «Акул», перестроенная для отработки новых образцов оружия. Списан и ледокол «Арктика».

Не так давно в Книгу рекордов была занесена российская АПЛ «Рязань» (главный конструктор Сергей Ковалев) в связи со своеобразным достижением - как самое быстрое в мире средство почтовой связи. Контейнер с почтой был загружен в головную часть баллистической ракеты. Стартовав из шахты АПЛ в Баренцевом море, ракета через 20 минут доставила почту за 5000 миль на Камчатку, где контейнер благополучно приземлился на парашюте.

(с) Константин Ришес