вторник, 13 августа 2013 г.

Кем был Рюрик?


В последнее время российская общественность озадачилась непростым вопросом на тему: «Кем был Рюрик, основатель, государства Российского?» Многие исследователи совершенно уверены в том, что наш славный предок был отнюдь не швед, а славянин-ободрит-варяг, да еще княжеского рода. И имя его значит «сокол», вот почему древний знак Рюриковичей - трезубец (стилизованный пикирующий сокол). А раз так, то «норманизм не выдерживает даже легкой критики». Однако же, не являются ли известия о кончине норманнской теории... несколько преувеличенными?

Происхождение Рюрика всегда интересовало историков. И чтобы понять, кто же скрывается за этим именем, необходимо для начала разобраться с трезубцем.


Трезубец - княжеский знак

Дело в том, что первоначально родовым знаком Рюриковичей был двузубец. Именно такой двузубец мы можем видеть на печати великого князя киевского Святослава Игоревича. Однако уже при великом князе киевском Владимире Святославиче двузубец превращается в трезубец. Ключ к объяснению этого «превращения» дает рисунок из болгарской летописи «Хроники Манасии», где дружинники Святослава под Доростолом изображены со стягами, увенчанными трезубцами. Вероятней всего, литой или кованый двузубец насаживался сверху на древко, вершина которого служила срединным зубцом, и этот-то видоизмененный родовой знак и принял Владимир Красное Солнышко.

Возврат к двузубцу произошел во времена великого князя киевского Святополка. Как свидетельствует «Повесть временных лет» (составная часть Лаврентьевской летописи), Святополк был не сыном, а племянником Владимира Святославича, и возврат к двузубцу был с его стороны актом протеста против узурпации Владимиром власти.

Обращает на себя внимание и то, что левый зубец «двузубца Святополка» выполнен в виде креста - явный признак воцарения христианства на Руси.

Однако возвращение двузубца не было долгим. Сын Владимира Святославича, Ярослав Мудрый, на своих монетах приказал опять изображать трезубец.

С тех времен трезубец неизменно появлялся на монетах и печатях как великих князей киевских, так и прочих русских удельных князей, а также использовался как великокняжеское клеймо.

Из последних известных русских правителей, пользовавшихся знаком трезубца, стоит назвать князя Льва Даниловича Галицкого.

Но это уже другая история.

В свете же вышеизложенного весьма сомнительно, что трезубец - это стилизованное изображение пикирующего сокола (хотя некое подобие есть). А двузубец на сокола похож еще меньше.

Кто создатель?

Вероятно, на вопрос «Кем был Рюрик, основатель государства Российского?» следует задать контр-вопрос: «А кто вам сказал, что Рюрик был основателем ГОСУДАРСТВА?»

Обратимся к Лаврентьевской летописи, которая многими исследователями считается истиной в последней инстанции.

В первых же строках читаем: «Се повести времянькых лет, откуду есть пошла руская земля, кто въ Киев нача первее княжити и откуду руская земля стала есть».

То есть, для летописца было важно, кто сидит именно в Киеве. И счет он ведет от «первого лета Олгова, Рускаго князя».

Почему такая честь князю Олегу - понятно. Это он, где силой, а где коварством, захватил Ладожскую землю, Смоленск, Любеч и, наконец, Киев, объявив его «матерью городов русских» (калька с греческого «метрополия» - столица). То есть создал эту самую Русь.

Почему Киев стал столицей - тоже понятно: судя по всему, он был наибольшим из захваченных городов и был ближе всего к центру тогдашней цивилизации - Константинополю.

Следовательно, именно Олег, а не удельный князек Рюрик, и есть основатель Руси!

Лаврентьевская летопись прямо не называет этническую принадлежность Олега, а Иоакимовская летопись, которой тоже принято доверять, именует его «урман-ским» (норвежским) князем. Хоть в этом наши исследователи правы - основатель государства Российского точно не швед! (Кстати, версию, что варяги были свей (шведы), пустил в научный оборот Иван Грозный, который писал с укоризной шведскому королю, что, мол, ваши предки варяги нашим предкам служили, посему и вы покоритесь.)

Предлагаю прочитать еще один отрывок из Лаврентьевской летописи (911 год от P. X.), где приводится договор великого князя киевского Олега с византийцам.

«...Мы от рода русского - Карлы, Инегелд, Фарлоф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Рюар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид - посланные от Олега, великого князя русского, и от всех, кто под рукою его, - светлых и великих князей, и его великих бояр, к вам, Льву, Александру и Константину, великим б Боге самодержцам, царям греческим...»

В сих именах пятнадцати послов «от рода русского» с трудом находишь что-то славянское. Видно, сильно уж они «западнославянские».

Правда, все эти Карлы и Ингельды быстро прижились на русской земле (кто не прижился - уехал домой или в Константинополь), и уже через два-три поколения таких «западнославянских» имен стало гораздо меньше, да и те стали звучать «роднее».

Но это уже совсем другая история...

(с) Андрей Подволоцкий