среда, 15 октября 2014 г.

Маша по прозвищу Зверь

Мария Шарапова
Теннисистка Мария Шарапова - о том, чем стоит жертвовать ради успеха.

1991 год.
Ребёнок-индиго

Родители жили в Гомеле, это 80 километров от Чернобыля. В апреле 86-го произошла та страшная авария. А вскоре мама узнала, что беременна. И вот ради меня они всё бросили, уехали в небольшой сибирский городок Нягань, где я и родилась. А через два года мы переехали в Сочи, поближе к маминым родителям. Я помню то время в основном по рассказам отца. Как он ходил на корт - хотел научиться играть в теннис. И брал меня с собой. А чтобы я никому не мешала, мне давали детскую ракетку. И пока отец занимался с тренером, я в одиночку стучала мячом об стенку. Представьте себе, четырёхлетний ребёнок несколько часов подряд как заведённый бьёт ракеткой по мячу, и видно, что ему это страшно нравится! Естественно, это привлекло внимание отца. Он нашёл мне тренера. В шесть лет я освоила кручёную и резаную подачи. Тренироваться могла часами. Для меня не существовало слова «устала»: если надо было - терпела. И стала обыгрывать не только своих сверстниц, но и тех, кто много старше. Никого не боялась. Потому что мне всегда, во что бы то ни стало нужно победить. А потом папа взял меня в Москву на мастер-класс, который проводила легендарная теннисистка Мартина Навратилова. Она-то и убедила отца, что у меня явный талант, но любой талант нужно развивать, и посоветовала ехать в академию Боллетьери в Америку. И отец решил - едем.


1995 год.
Хождение по мукам

Подумать только, мы прилетели в Америку, не зная английского языка, у отца не было никаких связей и всего семьсот долларов в кармане! Помню, что ещё дома, собирая чемодан, больше всего волновалась из-за книжек: хотела взять как можно больше, ведь мне казалось, что таким образом я увожу с собой частичку своей страны. Мне было семь лет...

Только прилетели во Флориду - и сразу невезение. Мы же первым делом отправились в теннисную академию Ника Боллетьери, у него тогда тренировались все мировые звёзды - Андре Агасси и Пит Сампрас. Там оценили мои способности, но посоветовали прийти... через два года! Семилетних детей в школу просто не брали. Мы этого не знали. Да и откуда?

Отец решил не возвращаться в Россию. Брался за любую работу - и таксистом был, и строителем. Я дико скучала по маме - ей отказали в американской визе, и с мамой мы увиделись лишь через два года. Если честно, иногда всё это вспоминаю, примериваю на себя - а смогла бы я расстаться на два года со своим ребёнком? И не уверена, что смогла бы...

Папа приходил домой поздно ночью. Утром готовил мне еду на весь день и, чтобы она не остыла, заворачивал в одеяло, - и снова уходил на весь день. Был момент, когда не было денег заплатить за аренду квартиры и нас хотели выселить, - в последний момент обошлось.

Ровно через два года мы вернулись к Боллетьери, и он сразу же предложил мне стипендию, покрывающую все расходы на обучение. Меня зачислили в группу, где занимались девочки на десять лет старше меня. Это была наша с отцом первая победа! Омрачённая, правда, тем, что в академии я узнала, что такое психологический терроризм: была группка девочек, которые меня просто изводили - могли, к примеру, разбудить среди ночи, чтобы я убралась в комнате... Завидовали, ревновали к успеху? Не знаю! В академии я никому не жаловалась. Не представляю, как всё это выдержала бы, если бы не папа. Он всегда был опорой для меня. Всегда был со мной рядом - во время моих тренировок, во время моих поражений и побед. Я прекрасно отдаю себе отчёт, скольким он пожертвовал ради меня. С одной стороны, это естественное желание каждого родителя - чтобы дети жили лучше, были лучше. Но стоит ли ради этого приносить свою жизнь - свои личные амбиции и способности - в жертву?.. Иногда мне кажется, что я никогда не смогу отблагодарить его за это в полной мере.

2004 год.
Испытание победой

Постоянно вспоминаю полуфинал, когда под ноль проигрывала и уже была готова паковать сумки, а потом пошёл дождь, и всё перевернулось! И я победила! И до сих пор вздрагиваю, когда вспоминаю финальный поединок против Серены Уильямс. Когда судья объявил, что я победительница, не поверила своим ушам! Я смотрела на отца, искала у него подтверждения, что всё происходящее не сон. На тот момент Серена была фавориткой, а мне было всего семнадцать. В меня никто и не верил. Это уже потом были победы в Австралии, Париже, Нью-Йорке... И осознание того, что победа - это сущее испытание. Потому что кажется, что после такого взлёта ты уже не сможешь проиграть. И тут же проигрываешь. .. Теперь про поражения я знаю всё. Что проигрывать желательно с достоинством. И, конечно, из проигранной игры можно вынести гораздо больше, чем из выигранной. Это я усвоила.

2008 год.
Открыла в себе новые способности

Начались боли в плече. Я ходила к врачам, и все меня уверяли - ничего особенного, обычное воспаление, скоро пройдёт. Я уговаривала себя: «Ну, это не самый плохой вариант, потерплю...» А плечо всё никак не проходило! Наконец, сделали очередной снимок, и выяснилось, что я около семи месяцев играла с разрывом связки плеча.

На лечение и восстановление ушло около восьми месяцев. Полгода я вообще не брала ракетку в руки. Конечно, я понимала, что нужно просто переждать и всё вернётся на круги своя. Мне ведь всего двадцать один год! С другой стороны, не скрою, я боялась, что потеряю прежнюю форму и не смогу снова играть на том же высоком уровне. А мне мало было просто вернуться на корт. Мне нужно было снова стать первой. Помню, в то время я не могла просто руку вверх поднять. Пришлось экспериментировать. Каждый день по несколько часов я пробовала играть разными ракетками - с разной балансировкой,струнами, натяжкой... Обычно я с трудом приспосабливаюсь даже к незначительным изменениям - это касается не только ракеток, даже обуви, -поэтому экспериментируем с тренером крайне редко, но тут другого выбора не было. Можно сколько угодно заниматься в тренажёрном зале, делать упражнения, но ничто не заменит времени, проведённого на корте, когда ты бегаешь и бьёшь по мячу сотни раз. Фактически я училась подавать с нуля!

Было ли у меня тогда желание бросить теннис? Ну уж нет!

Был период, когда я стала чувствовать себя не в своей тарелке -я привыкла, что есть режим, весь день расписан по минутам, а тут полная воля. Оказалось, от безделья больше всего и устаёшь. И я придумала себе занятие. Во-первых, записалась на курсы французского языка. Во-вторых, купила кулинарную книгу от известного шеф-повара Хосе Андреаса. И с азартом принялась осваивать его рецепты. Всё - от супов до мармелада - было продегустировано моей командой. Никто не пострадал! А ещё я занялась бизнесом. Я же безумная сладкоежка, с детства. Всегда мечтала, чтобы когда-нибудь придумали двойной, покрытый шоколадом шоколад... Так вот, иногда мечты сбываются, но немного в другой форме. Мне хотелось создать что-нибудь весёлое, молодое, абсолютно несерьёзное. И чтобы это дело на сто процентов отражало меня. Так появилась идея конфет - в виде теннисных мячей, туфелек, сумок. Здесь я участвовала в процессе от самого начала до конца... Работала только с теми людьми, с которыми хотела работать, и вкладывала собственные деньги. На этот проект ушло три года. И, конечно, ничего бы не случилось, если бы не та вынужденная пауза в спорте. И понимание, что ничегонеделание - самый невыносимый труд.

2014 год.
На распутье

Когда американский телеканал предложил мне поработать журналистом на Олимпиаде в Сочи, я сразу же согласилась - лишняя возможность вернуться в город детства. Я была не только комментатором, я готовила сюжеты о состязаниях, знакомила американцев с городом, с русской кухней, рассказывала о своей любимой русской еде - о борще, пельменях, салате «Оливье». Честно? Не ожидала, что у журналистов такая сложная работа. Долго готовишься к эфиру, а потом - бац! И всё переворачивается с ног на голову! И нужно успеть быстро переключиться ... Я давно уже перебираю варианты - чем смогу заняться после окончания спортивной карьеры, но журналистом теперь не стану точно!

Да, я в курсе, что в этом году меня назвали самой богатой спортсменкой мира. Ну, на самом-то деле деньги не обязательно делают человека счастливым. Хотя, с другой стороны, они делают жизнь легче. И сейчас меня невероятно радует, что эти деньги могут облегчить жизнь даже не столько мне, сколько моим родителям.

У меня было уже столько неудач ... И много раз можно было сказать себе и всем: всё, баста, больше никаких соревнований,деньги есть, победы есть, слава есть. Зачем напрягаться, вставать рано, когда за окном плохая погода и знаешь, что день будет тяжёлым? Ради чего? Когда плохое настроение или что-то болит, я убеждаю себя так: в жизни есть только один способ жить интересно - заниматься тем, что тебе действительно важно, к чему душа лежит. Не обязательно быть счастливым. Но жить интересно - обязательно.