среда, 15 октября 2014 г.

Однажды писательница Джоджо Мойес открыла преимущества книготерапии

Джоджо Мойес
Врачи сказали, что моему младшему сыну нужна операция. Всё произошло не вдруг - мы долго сдавали анализы, потом ждали результатов, окончательного диагноза. И всё это время я тихо умирала от страха: а если во время операции что-то пойдёт не так, а что, если?.. И я никому не могла показать, что со мной происходит, тем более сыну. И как тут было справиться с паникой? Наверное, можно было подсесть на прозак или записаться на курс к именитому мозгоправу, я знаю, в подобных обстоятельствах так многие поступают.

Но я привыкла искать опору только в себе, так уж воспитана. Я сделала по-другому. Я убежала от страха в другую реальность - села писать новую книгу. Предвижу возмущённого читателя, который заявит: зачем мне писательские комплексы и «тараканы», мне и своих хватает! Отвечу так: во-первых, не нужно быть Фрейдом, чтобы понять - уж лучше убегать от реальности с помощью книготерапии, чем антидепрессантов или алкоголя. А во-вторых, честно - до этого момента мне и в голову не приходило использовать работу в качестве психотерапии. Меня подстегнула к этому история актрисы Эммы Томпсон. Всегда знала её жизнерадостной и здравомыслящей. Но после того, как распался её первый брак, она впала в депрессию. И знаете, что она использовала в качестве спасательного круга, чтобы вынырнуть из этого состояния? Она села писать сценарий по книге Джейн Остин. Убежала в далёкий XVIII век с его дамами в пышных юбках и щёголями в костюмах с иголочки. В тот мир, где порядочные люди часто оказываются в очень тяжёлых обстоятельствах, и в этом нет их вины, но если они добрые, честные и благородные, в конце концов даже из тупиковой ситуации находят выход. И в этом смысле художественная литература обладает куда большим терапевтическим эффектом, чем любые пособия из серии «Как перестать беспокоиться и начать жить» или бархатный голос Опры Уинфри. А возращаясь к Эмме Томпсон, вы же помните, чем закончилась её история? На съёмках фильма по своему сценарию она познакомилась со вторым мужем, а потом ещё и «Оскар» получила.


В моём случае спасательным кругом оказался XX век, я укрылась в 1946 году, когда моя бабушка Бетти в числе сотен военных невест из Австралии - женщин и девушек, которые вышли замуж за английских военных, что несли службу вдали от родины, - предприняла долгое и изнурительное морское путешествие в Англию, чтобы встретиться с моим дедом. Я описывала их историю, но, по сути, писала о том, о чём слышала от бабушки с раннего детства: как бы тебе ни было плохо, ты это выдержишь, так же, как выдерживали все те, кто жил за несколько веков до тебя, и будут выдерживать те, что ещё даже не родились... Если хотите, так я училась стойкости. И уверена, что этим же заряжена и моя книга, а уверена потому, что «Корабль невест» не только самое любимое, но и самое успешное моё «детище».