среда, 1 октября 2014 г.

Аластер Рейнольдс. Пространство Откровения

Аластер Рейнольдс. Пространство Откровения
Раскопки руин погибшей цивилизации на планете Ресургем много значили для знаменитого археолога Дэна Силвеста. Но, будучи на грани триумфального открытия, он был неожиданно отстранён от работы и арестован. Однако знания Силвеста нужны множеству людей, причём не только на Ресургеме. И вот уже в поисках археолога к планете летит «Ностальгия по бесконечности», корабль, команда которого давно перестала быть обычными людьми...

Конец девяностых годов прошлого века. Период, когда ныне столь любимый читателями жанр умной «новой космооперы» только вставал на ноги. Уже вышло «Пламя над бездной» Вернора Винджа и первые романы цикла «Пришествие ночи» Питера Гамильтона, но ещё нет ни «Золотого века» Джона Райта, ни «Глубины над бездной» того же Винджа, ни «Неба сингулярности» Чарльза Стросса. А до появления таких талантливых авторов, как Джеймс Кори или Ханну Райаниеми, вообще более десятилетия.

«Пространство Откровения» Рейнольдса вышло аккурат на переломе веков - в 2000-м. Масштабная космоопера не только сделала имя писателю, выведя его в число наиболее любимых читателями авторов НФ. Роман задал направление всей космической опере на десятилетие вперёд. Без сомнения, Рейнольдс не был первопроходцем. Напротив, если тщательно проанализировать текст, то станет понятно, что он вообще не привнёс ничего нового в жанр космооперы. Он собрал всё лучшее, что было создано мастерами космических историй, и творчески переработал. Причём источниками вдохновения писателя послужили произведения классической фантастики 1960-1970-х.


Достаточно просто перечислить прямо или косвенно затронутые Рейнольдсом сюжетные ходы и темы, чтобы оценить как масштаб авторского замысла, так и степень его... вторичности. Космическая археология, жизнь после смерти, киборгизация, узаконенная охота на людей, нано- и информационные технологии, террор и борьба за власть в рамках колонии, машины-убийцы и тому подобное. Но самое важное - используя любой из выбранных сюжетных ходов, Рейнольдс привносит туда что-то своё, после чего даже узнавший источник читатель не сможет предугадать, чем всё завершится.

Неплохо обстоят дела и с сюжетной интригой. Несколько временных линий, между которыми вроде как прошли десятилетия, поначалу вызывают недоумение. Но оно проходит, как только понимаешь, что в космосе Рейнольдса нет сверхсветовых скоростей, что «субстветовики» подчиняются законам привычной нам физики с классическим замедлением личного времени экипажа, тогда как на планетах время идёт уже обычным порядком. И когда все линии собираются воедино в одном пространстве-времени на планете Ресургем, для читателя наступает Откровение.

Во вселенной Рейнольдса человечество развивается разными путями - прежде всего из-за серьёзных расстояний между планетами. Конечно, о полной изоляции отдельных колоний речи не идёт, но и привычного по космооперам трафика «туда-сюда» между мирами нет. В результате жители разных планет психологически отличаются друг от друга достаточно сильно. Есть несколько развитых культур, есть множество местечковых. А ещё есть звездолётчики, и именно они самые интересные из героев. На первый взгляд астронавты такие же люди, как и «планетники», но постепенно становится понятно, что мыслят они иными категориями.

Вообще, персонажей в книге много и прошлое каждого - часть сюжетной интриги. Это прошлое постепенно раскрывается на протяжении всего романа, из-за чего создаётся впечатление, что герои развиваются, меняясь под влиянием происходящего. Но это не так, Рейнольдс обманывает читателя. Его персонажи — полностью сложившиеся личности, а то, что мы о них узнаём, позволяет лишь понять причины их поступков, не более.

Отдельно надо сказать о переводе. В 2002 году роман вышел на русском языке под названием «Космический Апокалипсис», причём переводчики в новом издании указаны те же. Но не обманывайтесь - тексты далеко не идентичны. Автор этих строк читал оба варианта, и старый запомнился лишь гениальной фразой «в том, как мигали эти огоньки, было что-то, беременное рассудочным дизайном». Остальное прошло мимо. Новый вариант тщательно отредактирован, исправлены ошибки перевода, значительно улучшились диалоги - и стало, наконец, понятно, почему на Западе книга имела такой успех.

«Пространство Откровения» - не шедевр, как, к примеру, «Гиперион», но мастерски выполненная космическая опера. Её не может испортить ни отсутствие оригинальных идей, ни немного провисающая в середине динамика повествования.

Аластер Рейнольдс. Пространство ОткровенияАластер Рейнольдс. Пространство Откровения