Геолог-разведчик Рамон Эспехо попал в переплёт. Его ищет полиция, а сам он столкнулся с некой тайной, которую не должен был знать, да к тому же угодил в плен. «И поскольку он не единственный, кто обнаружил эту тайну, теперь Рамону следует помочь своим тюремщикам найти того, второго. Если откажется — убьют. Если поможет — убьют сперва второго, а затем и его самого. И всё это происходит в неосвоенной части планеты Сан-Паулу, покрытой тропическими джунглями и населённой опасными тварями.
Сотрудничество нескольких писателей - штука всегда непредсказуемая. Особенно если речь идёт о долгосрочном проекте, который на старте не имел ни внятной концепции, ни сколько-нибудь завершённой идеи. И дело здесь даже не в таланте каждого из участников проекта - вопрос в том, насколько они в принципе сумеют «спеться» и создать цельное, единое произведение.
История «Бегства охотника» стартовала в 1976 году, когда фантаст и редактор Гарднер Дозуа начал некий рассказ о плавающем во тьме персонаже. Рамон Эспехо постепенно вспоминает своё прошлое, а затем... Затем у Дозуа случился затык: он не знал, что делать с рассказом дальше.
Через год по приглашению своего друга и коллеги Джорджа Мартина Дозуа выступал в женском католическом колледже и там прочёл начало этого рассказа. Мартин был заинтригован и требовал продолжения, но Дозуа по-прежнему ничего не приходило в голову - кроме идеи, чтобы Мартин сам взялся за продолжение.
Так появилась вторая часть этой истории, однако до завершения было далеко. Мартин размахнулся на роман, сделал свой фрагмент, отправил историю Дозуа - и снова всё застопорилось. Экземпляры рукописи долго лежали в ящиках их письменных столов, в 1991 году Мартин даже пытался привлечь к работе своего друга, Роджера Желязны. Тот заинтересовался, однако всё никак не находил времени, а в 1995 году Желязны не стало - и проект снова оказался заморожен. Завершить его сумел лишь Дэниел Абрахам, молодой фантаст, знаменитый у нас в первую очередь по фэнтезийной тетралогии «Суровая расплата» и космооперному циклу «Пространство» (в соавторстве с Таем Фрэнком, под псевдонимом Джеймс Кори). Сперва появилась повесть Shadow Twin («Двойная тень», 2004), затем Дозуа доработал её до романа «Бегство охотника».
И вот, почти к сорокалетию первых строк «Бегства», книга вышла на русском. Открывал я её с некоторой опаской: если уж издатели в пору небывалой популярности Мартина так тянули с её выпуском, наверное, с книгой что-то не так?..
Оказалось, ничего подобного. «Бегство охотника» — это вполне бодрый приключенческий НФ-роман, с несколькими неожиданными сюжетными поворотами (и одним предсказуемым), с более-менее самобытным миром. В общем, если бы он вышел в семидесятых-восьмидесятых, вполне вписался бы в тогдашний литературный пейзаж. Но и сейчас читать его можно с удовольствием, хотя насчёт перечитывания - не уверен.
В принципе, главная проблема романа напрямую вытекает из того, как его сочиняли. Сознательно или нет, авторы заложили в эту историю два конфликта, две проблемы. Есть Рамон Эспехо с его нелёгкой судьбой - и к концу книги он со своими невзгодами разбирается. Но есть конфликт, связанный с внешней угрозой, - и он сперва обозначен как довольно серьёзный, а затем как-то неловко затушёван, списан на нет.
На самом деле истории, рассказанной в «Побеге», должно было хватить именно на повесть - для романа она маловата. Не уверен, что расширение пошло исходной книге на пользу, но в целом у этой разнородной тройки авторов получился увлекательный приключенческий роман, вполне достойный прочтения.
Дэниел Абрахам, Гарднер Дозуа, Джордж Мартин. Бегство охотника |