среда, 1 октября 2014 г.

Виктор Колюжняк. Крокодилы мистера Пинки

Виктор Колюжняк. Крокодилы мистера Пинки
По улицам Лондона в сопровождении двух крокодилов прогуливается мистер Пинки. У него розовый галстук, своеобразное чувство юмора и невинное хобби — коллекционирование чужих вещей. Например, очков, прошлого или литературных сюжетов. Правда, их владельцы вовсе не горят желанием расставаться со своей собственностью, — но несговорчивых всегда можно заставить. Хотя кто знает, как обернётся дело, если жертвы мистера Пинки перестанут трястись от страха и перейдут в наступление.

На полке в ряду среднестатистических образцов городского фэнтези этот роман смотрится примерно как «Бестиарий» Борхеса, который неведомым образом оказался в средневековой библиотеке, где-то между «Повестью временных лет» и житиями святых. Книга категорически не вписывается в традиционные шаблоны и критерии, а следовательно — и в читательские ожидания. Сюжет пересказывать бесполезно, у каждого героя целая стая тараканов в голове, точки зрения скачут, художественное время внезапно оборачивается пространством и наоборот. Да что там, просто вспомнить похожие произведения - и то проблема: аналогии выходят однобокими и с большими оговорками. Словом, странная книга. На любителя.

Главный парадокс романа в том, что вначале он довольно ловко прикидывается обычным развлекательным чтивом. Во-первых, стиль подкупает простотой: никаких словесных финтифлюшек, переусложненных конструкций, «хливких шорьков» и замысловатой ритмики. Во-вторых, у персонажей очень земные, понятные проблемы, мотивы и эмоции. Для того, чтобы ими проникнуться, не нужно быть семи пядей во лбу - достаточно минимального опыта самокопания и жизни в социуме. Правда, композиция не самая простая, но разве это трудно — удержать в уме всего три сюжетные линии?.. И пока наивный читатель всё быстрее перелистывает страницы, чтобы уследить за перипетиями судеб героев, автор за углом весело потирает руки. Попался! Можно начинать охоту...


Арсенал у автора самый что ни на есть постмодернистский - ирония, подшучивание над читателем и размывание границ произведения. Художественная реальность трещит по швам, неявные аллюзии просят срочного толкования, а герои сами не знают, что им делать - смеяться над собой или плакать. Ситуация, в которой они оказались, всё сильнее выходит за границы объяснимого, и надо либо принимать её - вместе с разумными пресмыкающимися, магическими листовками, причудливыми галлюцинациями и необычайными метаморфозами, — либо сдаваться в сумасшедший дом. И перед читателем тоже стоит выбор - начать руководствоваться странной авторской логикой или закрыть книгу со словами «Что за бред?».

Те, кто выберет первое, будут вознаграждены сполна. Во-первых, по ходу повествования не встретится ни одного картонного персонажа. Даже на второстепенных ролях здесь абсолютно живые люди - яркие, забавные и вредные. Что уж говорить об основных героях - они многогранные, очень настоящие, мятущиеся, меняющиеся по ходу действия. Каждый из них пытается перерасти себя и стать сильней. Ведь главная идея романа - перестань жевать сопли и начни действовать. Сними розовые очки и повзрослей по-настоящему. Будь индивидуальностью, чего бы это ни стоило. А если будешь бояться и трястись в углу, ничего не дождёшься, кроме парочки крокодилов и их хозяина, что отберёт у тебя сокровище, владеть которым ты недостоин.

Во-вторых, у романа очень позитивный философский посыл. Всё будет хорошо. Правда. Главное — поверить в себя, и ты сможешь изменить мир. Именно личность — точка отсчёта и основа всего. Ты не игрушка в руках обстоятельств, ты сам пишешь свою судьбу. Причём автор ухитряется проиллюстрировать эту идею, ни разу не скатившись в излишнее морализаторство. А это дорогого стоит.

Единственный минус, который в итоге сводит на нет изрядную долю книжной магии, - финальный пассаж, в котором автор начинает с поучительными интонациями разъяснять причины происходящего. Прочитав его, читатель чувствует себя изрядно обманутым: автор зачем-то добавляет новые сущности, толком не разобравшись со старыми, нагоняет абсолютно не нужного пафоса, а из-за оригинального повествования вдруг показываются уши «Американских богов» Нила Геймана. Признаться честно, без этого пассажа книга смотрелась бы намного лучше. Загадочнее. «Страньше».

Оригинальный роман для любителей нестандартной фантастики - особенно тех, кто с пониманием относится к авторским розыгрышам.