среда, 1 октября 2014 г.

Призраки и пулемёты

Призраки и пулемёты
Сборник рассказов отечественных авторов, в котором все тексты объединены жанром стимпанка и темой викторианской Англии.

Казалось бы, волна моды на сгампанк уже должна схлынуть, — но она всё растёт с каждым годом, как за рубежом, так и у нас. Интереса к викторианству добавил ещё один модный тренд - Шерлок Холмс. Многочисленные псевдовикторианские романы продолжают получать на Западе литературные премии, и если увлечение веком расцвета Британской империи продолжится, то не исключено, что один из следующих «Букеров» получит какая-нибудь детективная семейная сага о нескольких поколениях британских лордов. Вот и молодое поколение русских фантастов, набив руку на сетевых конкурсах, пишет истории из жизни вымышленных Британий, с дирижаблями, автоматонами, вампирами, блэкджеком и... Стоп, это из другой сказки.

Правда, концепция антологии «Призраки и пулемёты» - странный предмет: вроде есть, а вроде её и нет. Стимпанковая Англия, как заявлено в аннотации? Тогда непонятно, откуда на страницах антологии вампиры («Убийце требуется сыщик» Элеоноры Раткевич, «Приходящий гость» Дарьи Зарубиной, марсиане (ехидный кроссовер Конана Дойла и Уэллса «Эра Мориарти. Хрящи и жемчуга» Максима Тихомирова) и фэнтезийные гномы («Шкатулка с сюрпризом» Андрея Уланова). Вячеслав Бакулин стилизует рассказ «Право третьей петли» под ирландскую легенду, в которой есть мистика, но нет никаких стимпанковых элементов. Действие отличного рассказа Александра Бачило «Прожигатель» происходит в стимпанковом, но абсолютно вымышленном мире. А Владимир Свер-жин пишет «Песчинку на весах истории» как абсолютно классический детективный рассказ о Шерлоке Холмсе, беззастенчиво подражая Конану Дойлу, — и только почти в самом финале оказывается, что всё не так просто и что Свержин «в своём репертуаре».


И так с любой попыткой объединить рассказы антологии по какому-то одному признаку. Например, немалая часть текстов стилизована под литературу XIX века. В книге можно найти истории, которые легко принять за написанные в викторианскую эпоху, а некоторые авторы ещё и устраивают литературные игры - по страницам сборника бродят вездесущий Шерлок Холмс, граф Дракула и капитан Немо, а также мелькает не всегда распознаваемый доктор Франкенштейн (например, блестящий рассказ Карины Шаинян «Рука полковника» можно прочитать как оммаж Мэри Шелли). Но с подобными рассказами соседствует откровенное фэнтези и тексты в экспрессионистском духе, в которых эмоций больше, чем содержания («Чуждое» Виктора Глумова и Андрея Левицкого, «Огонь под железным небом» Александры Давыдовой и Шимуна Врочека).

Некоторое единство можно отыскать не на формальном, а на содержательном уровне Одна из основных проблем стимпанка. как и его старшего брата киберпанка, - взаимоотношения человека и машины. И тут неважно, работает машина на микросхемах или на шестёренках. Для авторов «Призраков и пулемётов» технологии чаще всего становятся орудием разрушения, как в Deum Machina Андрея Гребенщикова (единственный текст сборника, страдающий классической МТА-шной болезнью многословия и переливания из пустого в порожнее), «Прожигателе» Александра Бачило или «Ниточках и марионетках» Александры Давыдовой. Если механическое творение изображается с симпатией, то его ждёт трагедия, как в «Чуждом» Глумова и Левицкого, где разъярённые жители города и сам город требуют уничтожить безобидную девочку-автоматона только потому, что она слишком похожа на живую.

Но человеческое практически всегда побеждает механическое. Иллюстрацией этому служат, например, очаровательный рассказ Анны Гуровой «Подкрадывающийся танк» или «Нераскрытое дело Холмса» — заключительный рассказ Дмитрия Силлова. Первопричиной всех событий оказывается отнюдь не искусственное создание, а стоящий за ним человек. И это вполне в духе модерна, к которому отсылает нас стимпанк: именно человек служит центром Вселенной и основой всего.

Неровная и местами наивная, но увлекательная и остроумная попытка «русского хождения в стимпанк».

Призраки и пулемётыПризраки и пулемёты

Электронная книга: Призраки и пулемёты