Когда в год великого противостояния планет из дыма вышли боевые треножники марсианских пришельцев, на борьбу с чудовищным врагом оказались брошены лучшие силы Соединённого Королевства. Харьковские писатели Дмитрий Громов и Олег Ладыженский, выступающие под псевдонимом Генри Лайон Олди, попробовали представить, где были в это бремя культовые литературные герои викторианской Англии — и начали, разумеется, с величайшего сыщика всех времён и народов, мистера Шерлока Холмса.
Наверное, каждый, кто читал «Войну миров» Герберта Уэллса, помнит этот эпизод: на сонный английский городок надвигаются боевые марсианские треножники, обыватели разбегаются в панике, тепловые лучи скользят по крышам домов причудливыми зигзагами, артиллеристские батареи одна за другой взлетают на воздух, едва сделав пару залпов, — и только миноносец «Сын грома», краса и гордость флота Её Величества, успевает дать врагу достойный отпор. В самоубийственной контратаке он разносит в клочья один треножник, таранит второй... И героически гибнет, охваченный пламенем. Очень эффектная сцена. С этого эпизода начинается и новый роман Генри Лайона Олди «Шерлок Холмс против марсиан». Вот только дальше события развиваются по сценарию, далёкому от классического: подвиг «Сына грома» становится лишь драматическим прологом к грандиозному избиению инопланетных захватчиков. На глазах у остолбеневшей публики таинственная сила, которую во времена менее просвещённые сочли бы сверхъестественной, сокрушает боевые машины одну за другой. Но «век пара и электричества» нуждается в рациональных объяснениях, и в прибрежный город Молдон прибывает самый рассудительный герой эпохи - мистер Шерлок Холмс...
Сами Громов и Ладыженский определяют жанр своей новой книги как «мэшап», но это дефиниция скорее ироническая. Тот мэшап, который мы знаем («Андроид Каренина», «Гордость и предубеждение и зомби» и так далее) предполагает куда более обширные заимствования из классических литературных первоисточников. В «Шерлоке Холмсе против марсиан» речь идёт скорее о стилизации (обычно именуемой «пастиш»), местами переходящей в пародию. Тем более что вслед за Шерлоком Холмсом (и неизбежным доктором Ватсоном) на страницы романа просачиваются и другие культовые герои поздневикторианской эпохи: граф Цепеш, Дориан Грей, профессор Ван Хельсинг... Появляется даже Ктулху, персонаж, казалось бы, совсем из другого ряда. Однако великому сыщику уже доводилось встречаться с Великими Древними - например, в рассказе Нила Геймана «Этюд в изумрудных тонах», и Олди не забывают прямым текстом напомнить читателям о своём предшественнике. Да и с марсианами Холмс уже сталкивался, в книге, выпущенной той же «Азбукой» в 2013 году: антологии Джона Джозефа Адамса «Невероятные расследования Шерлока Холмса». Надо заметить, гений дедукции с Бейкер-стрит вообще частенько становится героем разного рода кроссоверов, от цикла Филипа Фармера «Семья из Нютоновой Пустоши» до романа Кима Ньюмана «Собака Д’Эрбервиллей», не говоря уж о пёстрой веренице экранизаций. Великое искушение — столкнуть лбами рациональное и потустороннее, дедукцию и интуицию, физику и метафизику и посмотреть, что получится. Тем более на фоне таких выразительных декораций, как насквозь мифологизированная викторианская Англия. Олди использовали эту возможность вполне сознательно - и достаточно эффектно. Хотя ближе к финалу, пожалуй, всё-таки перегнули палку, на живую нитку срастив шерлокиану с поттерианой: тут уж и явление Ктулху с Азатотом покажется более уместными...
Самое уязвимое для критики место в этом романе — логическое объяснение происходящего. Объяснение банальное, предсказуемое, в значительной мере сводящее на нет обаяние «викторианского кроссовера» (не говоря уж об остроте интриги). Объявить все эти поразительные события сном главного героя соавторы не рискнули (от такой ошибки они сами не раз предостерегали «молодых талантливых авторов»), но опасно приблизились к этой черте, введя дополнительную сюжетную линию буквально на первых же страницах. Впрочем, понять харьковских фантастов можно: иногда действительно безумно хочется, чтобы всё вокруг оказалось дурным сном, тяжёлым кошмаром, от которого можно проснуться -пусть помятым, измученным и с чудовищной головной болью.
Любопытный, но не самый удачный эксперимент Олди. Детективные рассказы сэра Артура Конана Дойла устроены так, что читатель узнаёт имя преступника одним из последних, в самом финале - таков канон жанра. В «Шерлоке Холмсе против марсиан» соавторы раскрывают подоплёку событий почти сразу, что несколько портит впечатление от книги.
Генри Лайон Олди. Шерлок Холмс против марсиан |
Электронная книга: Генри Лайон Олди. Шерлок Холмс против марсиан