суббота, 10 мая 2014 г.

Джим Батчер. Халтура

Джим Батчер. Халтура
Гарри Дрезден умеет притягивать к себе неприятности. Даже когда миру или его родному Чикаго не грозит смертельная опасность, а чародей всего лишь пытается взять выходной, выпить пиво в хорошей компании или поздравить сводного брата с днём рождения, эти невинные намерения оборачиваются очередными злоключениями. Да и друзья Гарри слеплены из того же теста. И даже когда рядом нет самого Дрездена, они с завидной регулярностью оказываются в эпицентре сверхъестественных переделок.

Подобно многим коллегам по цеху. Джим Батчер, прежде чем попробовать себя в крупной форме, оттачивал стиль и писательское мастерство на рассказах. Однако, как ни странно, в первые годы карьеры Батчер не опубликовал ни одного из них, долгое время будучи известен исключительно как автор романов. Только после того, как Джим стал популярным автором и к нему начали регулярно обращаться составители разнообразных антологий, читатели смогли познакомиться с его малой прозой. За несколько лет рассказов и повестей набралось на целый авторский сборник.

Примечательно, что над какими бы сборниками Батчера ни звали работать, он никогда не придумывал новые миры и персонажей, а неизменно обращался к Гарри Дрездену и его вселенной. Пожалуй, это было не совсем честно по отношению к читателям антологий, ведь многие из них наверняка дотоле с Дрезденом не сталкивались. А почти все рассказы, вошедшие в «Халтуру», даже откровенно хулиганские юморески об украденном пиве («Последнее предупреждение»), выходном дне Гарри («Выходной») или визитной карточке детектива («Виньетка»), рассчитаны на тех, кто знаком с циклом. То есть сами-то истории вполне самостоятельные и завершённые, но автор зачастую отталкивается от сюжетов романов и щедро удобряет тексты отсылками к циклу. Из-за такого подхода мимо тех, кто серию не читал, пройдут многие нюансы конфликтов и взаимоотношений её персонажей.


Более того, если вы уже начали читать «Архивы Дрездена», но ещё не добрались до последних выпущенных в России книг, читать «Халтуру» строго противопоказано. Так, повесть «Последствия», написанная специально для сборника, служит эдаким эпилогом романа «Перемены» (именно на нем пока остановились наши издатели) и, само собой, раскрывает концовку книги. Вдобавок действие большинства остальных рассказов разворачивается после девятой и десятой част ей основного цикла, и на страницах «Халтуры» походя разглашаются многие важные сюжетные повороты ранних книг.

С другой стороны, для поклонников Батчера, которые уже прочли все вышедшие на сегодня тома «Архивов», сборник станет отличными подарком и возможностью скоротать время в ожидании новых книг любимого цикла. Ведь по стилю и духу работы автора в короткой форме практически не отличаются от его романов. Стремительные сюжеты, обилие смачного магического экшена, остроумные диалоги, калейдоскоп из драматичных и комичных ситуаций — всё как привыкли любители «Архивов Дрездена». Разве что размах происходящего не столь велик, как обычно, да в некоторых историях чуть больше дурашливости, нежели в основной серии.

Всего в сборник «Халтура» входят одиннадцать произведений о мире Гарри Дрездена: четыре повести и шесть рассказов. Особенно интересны рассказ «Прикрытие» и уже упомянутая повесть «Последствия», позволяющие взглянуть на мир с непривычной точки зрения. Так, мы привыкли, что в романах повествование неизменно ведётся от лица титульного героя. Здесь же роль рассказчика переходит к другим персонажам — вампиру Томасу Рейту и сержанту Кэррнн Мёрфи. Очень любопытно ближе познакомиться с этими героями, получше узнать их внутренний мир, взглянуть на сверхъестественное Чикаго с их точки зрения и понять, каким они видят Гарри Дрездена.

Но, пожалуй, самым сильным рассказом сборника следует признать «Воина». Он подкупает необычным для «Архивов» конфликтом, в котором Дрезден сталкивается не с очередным кошмарным злом, а с человеком, который по убеждениям и целям очень похож на самого Гарри, вот только видит в нём исключительно врага. Такие серьёзные и неоднозначные истории Батчер рассказывает нечасто. А жаль.

Пожалеть можно и ещё об одном. Незадолго до появления антологии на Западе у Батчера вышла ещё пара рассказов, примыкающих к циклу. Это рассказ «Первоклассное волшебство», написанный в качестве приложения к настольной RPG про Дрездена и рассказ «Вооружённая справедливость», героем которого стал один из персонажей основного цикла Джонни Марконе. Но включить эти произведения в «Халтуру» автор то ли не успел, то ли не захотел.

Не позволяйте отечественному названию сборника ввести вас в заблуждение. Сочиняя рассказы, автор вовсе не халтурил, и его произведения в малой форме замечательно дополняют цикл романов о Гарри Дрездене.

(с) Дмитрий Злотницкий

Джим Батчер. ХалтураДжим Батчер. Халтура