четверг, 19 декабря 2013 г.

Алекс Адамс. Ещё жива

Жизнь Зои Маршалл шла своим чередом: унылая работа уборщицей, ссоры с родственниками, случайно вспыхнувшая интрижка с собственным психоаналитиком. Но однажды всё изменилось: на Землю пришла таинственная болезнь «конь белый», вестник конца человечества. Любой может оказаться монстром, и каждый сам за себя... Но именно сейчас у Зои появилась цель, ведь она носит под сердцем ребёнка, отца которого надеется отыскать.

В последнее время тема апокалипсиса стала в фантастике, пожалуй, одной из самых популярных. Хорошо, если выходит оригинальная книга вроде «Тепла наших тел» Айзека Мариона, где представлена нестандартная версия зомби-апокалипсиса. Совсем иное дело, когда очередной автор берёт за основу своего романа уже многократно использованный шаблон. Книга Адамса, увы, из последней категории. Ключевая её проблема — именно в недостатке оригинальности. После каждой второй страницы в голове возникает одна и та же мысль: «Где-то это уже было». На фоне общей шаблонности текста все его достоинства кажутся уже не столь важными. Да, язык Адамса хорош, местами текст так и хочется растащить на цитаты. Да, главная героиня — очень удачный образчик волевого женского персонажа (единственный вопрос: почему уборщица?). Да, автор умело балансирует на грани психологизма и жестокого натурализма. Достоинства текста можно перечислять и далее, вот только банальность идей и сюжетных поворотов от этого никуда не исчезнет. К тому же тексту присуща излишняя «киношность» диалогов — они слишком театральны, слишком играют на публику. Впрочем, вряд ли этот роман когда-нибудь станет голливудским киносценарием — подобных лент и так полно.


А ещё книга страдает от переизбытка феминизации. Смущает вовсе не главная героиня — она как раз к месту; выводит из равновесия то, что подавляющее большинство второстепенных персонажей тоже женщины. И если у Терри Пратчетта в «Пехотной балладе» тотальная принадлежность буквально всех персонажей к женскому полу возведена в гениально-абсурдный абсолют, у Адамс такое обилие героинь кажется надуманным.

Неплохо написанная, но абсолютно шаблонная история о выживании и сохранении человеческого облика в условиях апокалипсиса.

Алекс Адамс. Ещё живаАлекс Адамс. Ещё жива