Великий Уолт Дисней умер полвека назад, однако основанная им анимационная студия до сих пор остаётся крупнейшей и известнейшей на планете. Не стоит, однако, думать, что дела на ней всегда шли так безоблачно. История Disney изобилует взлётами и падениями, но за каждым спадом наступает новое возрождение. Наиболее успешный для студии период пришёлся на начало девяностых годов и получил название «ренессанс «Disney». Именно тогда вышли такие хиты, как «Русалочка», «Красавица и чудовище», «Аладдин» и «Король Лев». Сейчас, в 2010-е, есть все основания полагать, что Disney переживает свой второй Ренессанс.
ПРОБЛЕМЫ ВОСЬМИДЕСЯТЫХ
Первый раз тёмные времена для Disney наступили в семидесятые годы после смерти основателей компании, Уолта и его брата Роя О. Диснея. Примерно в то же время на пенсию отправилось целое поколение ведущих художников-аниматоров, на протяжении десятилетий определявших лицо студии. Поначалу это не казалось фатальным. На смену ушедшим пришли молодые талантливые аниматоры, получившие образование в Калифорнийском институте искусств при поддержке Уолта Диснея. Картины начала семидесятых — «Коты-аристократы», «Робин Гуд» и «Спасатели» - отлично выступили в прокате, причём последняя лента удостоилась номинации на «Оскар». Совет директоров Disney пребывал в полной уверенности, что со студией всё хорошо, а значит, ничего менять не нужно.
Именно из-за этого начались проблемы. Молодые режиссёры, жаждавшие перемен, не могли найти общий язык с консервативным начальством и один за другим покидали студию. В конце семидесятых сразу несколько художников во главе с Доном Блутом ушли с Disney, заявив, что студия совершенно перестала развиваться. Ушедшие сотрудники создали собственную компанию Don Bluth Productions, которая в восьмидесятых выпустила такие картины, как «Американский хвост», «Земля до начала времён» и «Все псы попадают в рай». Конкуренция была серьёзной: мультфильмы Дона Блута по стилю и качеству почти не отличались от работ Disney. Можно представить, как жалели в руководстве студии, что деньги и лавры за эти мультфильмы достаются другой компании.
Ещё несколько сотрудников были уволены за слишком авангардные и обременительные для бюджета идеи, расходившиеся с политикой компании. В частности, пострадали Тим Бёртон, будущий гуру готического кино, и Джон Лассетер, который позже стал одним из основателей студии Pixar. Они оба пытались сломать стереотипы, привнести что-то новое, нестандартное, но тогдашнему руководству их рискованные идеи оказались не нужны. Интересно отметить, что впоследствии оба режиссёра, добившись успеха, вернулись к плодотворному сотрудничеству с Disney. Но это случилось уже в XXI веке.
А тогда на дворе были восьмидесятые, и на студии начинался застой. Её новые мультфильмы были уже не так успешны. Главным коммерческим провалом этого периода стала лента «Чёрный котёл», которая при бюджете в 25 миллионов долларов заработала всего 21 миллион. В какой-то момент основную прибыль Disney начали приносить уже не мультфильмы, а телевизионные проекты, игровые фильмы и парки развлечений. Руководство стало подумывать, что пора и вовсе отказаться от анимации.
В 1985 году анимационное подразделение Disney было переведено из главного офиса компании в Бёрбанке в расположенный неподалёку Глендейл. Несколько лет художникам приходилось трудиться в разнообразных ангарах, складах и даже трейлерах. Однако переезд пошёл им на пользу. Вышедший в следующем году «Великий мышиный сыщик» успешно выступил в прокате и убедил начальство, что на мультфильмах ещё рано ставить крест. Более того, боссы решили увеличить штат компании и расширить производство, чтобы новые картины выходили не раз в два-три года, а ежегодно. Были открыты филиалы в Лондоне и во Флориде.
Дела наконец-то снова пошли на лад.
ПЕРВЫЙ РЕНЕССАНС
Началом эпохи «диснеевского Ренессанса» принято считать «Русалочку». Вышедшая в 1989 году анимационная сказка стала самой успешной картиной студии за несколько десятилетий. Но главное, она задала основной формат мультфильмов Disney на годы вперёд: сказочно-приключенческие комедии с песнями в духе бродвейских мюзиклов. Эту форму Disney отточила в следующих своих работах - «Красавица и чудовище» и «Аладдин». Но главным хитом эпохи «первого Ренессанса» был, конечно, «Король Лев», который на тот момент стал самым кассовым анимационным фильмом всех времён.
Успехи анимационных картин привели к расширению компании. Студия начала производить малобюджетные продолжения кассовых хитов, которые выходили сразу на видео. Самой заметной из таких лент стала картина «Возвращение Джафара», послужившая также и пилотной серией мультсериала «Аладдин». Кроме того, Disney приложила руку к адаптации «Красавицы и чудовища» и «Короля Льва» на бродвейской сцене.
Накопив денег и уверенности, компания решилась на дерзкие эксперименты с новыми технологиями - правда, пока что не своими руками. Для создания компьютерных мультфильмов Disney объединила усилия со своими прежними конкурентами - студией Pixar. Первым совместным детищем двух компаний стала «История игрушек». Её поставил Джон Лассетер, который наконец исполнил свою не состоявшуюся в восьмидесятые мечту - первый в истории полнометражный мультфильм, полностью созданный при помощи компьютерной анимации. Позднее студии продолжили сотрудничество, поставив совместно «Историю игрушек 2» и «Корпорацию монстров».
Это был новый пик успеха. А затем проблемы опять дали о себе знать.
ОЧЕРЕДНОЙ СПАД
В октябре 1994 года противоречия в рядах руководства привели к увольнению главы анимационного подразделения Джеффри Катценберга, с именем которого многие связывают успехи компании в начале 1990-х. И действительно, после его ухода прибыли пошли на спад. Вышедшая в 1995 году «Покахонтас» собрала в прокате 346 миллионов долларов, сборы «Горбуна из Нотр-Дама» составили только 325 миллионов, а «Геркулеса» (1997) - уже 252 миллиона. Мультфильмы Disney были по-прежнему хороши, но уже начинали казаться публике однообразными. Зрители хотели чего-то нового. А тут ещё Катценберг основал студию DreamWorks, которая стала одним из главных конкурентов предыдущих работодателей Джеффри. Новая студия очень быстро переключилась на производство «чего-то нового», а именно компьютерной анимации, которой Disney в собственных, не совместных с Pixar проектах слишком долго пренебрегал.
Падение прибылей совпало с ростом издержек, поскольку Disney ввязался в «зарплатную войну» с DreamWorks: обе студии старались удержать от перехода к конкурентам своих лучших сотрудников. В результате производство мультфильмов стало ещё дороже. Затраты выросли более чем в два раза: «Король Лев» стоил 79 миллионов долларов, а «Геркулес», снятый всего через три года, - уже все 179 миллионов! А ведь от успеха новых картин сильно зависела работа других подразделений компании. Ведь любая полнометражна Disney порождает массу побочных продуктов: запуск новых аттракционов в тематических парках, съёмки выходящих сразу на видео продолжений и телевизионных мультсериалов.
Стремясь исправить ситуацию, руководство наняло целую армию исполнительных продюсеров, призванных более плотно наблюдать за производством. И это сработало: на какое-то время дела действительно наладились. Вышедшая в 1998 году «Мулан» заработала 305 миллионов долларов, а появившийся годом позже «Тарзан» — целых 448 миллионов. Но к началу двухтысячных из-за сильной конкуренции между Disney и DreamWorks зарплаты художников-аниматоров достигли исторического максимума. Затраты на производство мультфильмов увеличились ещё больше. Когда в 1999 году новым президентом Walt Disney Feature Animation стал Томас Шумахер, он начал искать, как сократить убытки. Первым делом был серьёзно урезан штат — из 2000 сотрудников к концу года осталось всего 1200 человек, которым вдобавок сократили зарплату.
Дальше студия пережила несколько серьёзных ударов. Целый ряд мультфильмов, на которые возлагались большие надежды, оказался убыточным. В прокате провалилась «Фантазия 2000» (убытки составили около 100 миллионов долларов), затем «Похождения императора» и «Атлантида: Затерянный мир» тоже не окупили затраты на производство. И это в то время, когда «Ледниковый период» DreamWorks окупился вшестеро.
Руководство компании осознало, что рисованная мультипликация устарела и не справляется с конкуренцией со стороны компьютерной графики. Disney закрыла парижское отделение компании и практически полностью сократил штат художников-аниматоров. Находившиеся на тот момент в производстве «Планета сокровищ» и «Не бей копытом» были доведены до конца и даже получились довольно неплохими, но опять-таки неудачно показали себя в прокате. После завершения работы над ними была закрыта и студия в Бёрбанке. Единственным успешным проектом того времени оказался созданный во Флориде «Лило и Ститч». За счёт меньших затрат на производство (около 80 миллионов) фильм окупился в прокате. Однако уже следующий проект студии, «Братец медвежонок», выступил далеко не так успешно. Подразделение также было закрыто, a Disney официально объявила, что полностью переходят на компьютерную анимацию.
Это было громкое и смелое решение, фактически прыжок в неизвестность. Студия, прославившаяся на весь мир своей рисованной анимацией, отказывалась делать то, что, казалось бы, умела делать лучше всех в мире, и с головой окуналась в практически новую для себя сферу. К тому же первый блин вышел не то чтобы комом, но всё-таки неоднозначным. «Цыплёнок Цыпа» (2005), первый мультфильм Disney, снятый исключительно с помощью компьютерных технологий, неплохо выступил в прокате, но был негативно встречен критиками.
Но это, к счастью, был последний раз, когда студия Disney оступилась. Были сделаны должные выводы. В тот же год многолетнего президента компании Майкла Айснера сменил Боб Айгер, при котором и начался новый подъём Disney.
НОВОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Чуть ли не первым, что Айгер сделал на посту исполнительного директора Disney, стала покупка студии Pixar за 7 миллиардов долларов. Вместе со студией Disney достались два наиболее важных человека, Эдвин Кэтмулл и Джон Лассетер, которого Disney пыталась вернуть лет пятнадцать.
До покупки Pixar руководство Disney думало вообще отказаться от создания собственных анимационных проектов, однако Кэтмулл и Лассетер выступили против подобного решения. Они, напротив, занялись восстановлением былой славы студии. Первым делом в штат вернули множество специалистов, причастных к первому Ренессансу. В их числе были режиссёры «Русалочки» и «Аладдина» Рон Клементс и Джон Маскер, постановщик «Покахонтас» Эрик Голдберг, аниматоры Марк Хенн, Андреас Дежа и Брюс Смит. Кроме того, Лассетер решил вернуться к рисованной анимации. Впрочем, чтобы снизить затраты, часть работ, в том числе по цифровой раскраске изображений, передали сторонним компаниям и художникам-фрилансерам.
Главная же заслуга управленцев из Pixar состоит в том, что они изменили философию студии - или, если угодно, вернули её к корням. Лассетер слишком хорошо помнил, как директора в восьмидесятые мешали ему воплощать идеи, которые-де были недостаточно прибыльными. Теперь в Disney провозгласили: творчество превыше всего.
Плоды перемен стали видны достаточно быстро. В 2009 году Клементс и Маскер впервые за пять лет сняли для Disney нарисованный вручную мультфильм - «Принцесса и лягушка». В нём отчётливо прослеживается возвращение к формату музыкальных комедий начала девяностых. Этот же жанр, но уже в компьютерной анимации, развили две следующие анимационные сказки: «Рапунцель: Запутанная история» и «Холодное сердце». Сочетание классического стиля Disney и современных технологий привело к невиданному успеху. «Холодное сердце» стало первым в истории мультфильмом, завоевавшим в прокате более миллиарда долларов.
Но - и в этом тоже есть заслуга новой команды -Disney не зацикливается на музыкальных сказках о принцессах. Именно после прихода Лассетера и Кэтмулла студия занялась такими проектами, как «Вольт» и «Ральф». Обе картины сняты в достаточно нетипичном, экспериментальном стиле, ранее скорее присущем как раз фильмам Pixar. Эту традицию продолжает и «Город героев», первый в истории Disney компьютерный мультфильм по вселенной Marvel. Можно ли было представить себе такое ещё десять лет назад?
Коммерческий успех, благожелательные отзывы критиков, превши «Оскар» - налицо все признаки нового возрождения. И ведущая роль в этом принадлежит Лассетеру и Кэтмуллу, которые спасли анимационное подразделение Disney и поставили творчество во главу угла. Уолт Дисней, без сомнения, гордился бы своими последователями.
(с) Алексей Ионов, Александр Гагинский