четверг, 19 декабря 2013 г.

Терри Пратчетт. Шмяк!

Годовщина битвы в Кумской долине - опасное время для Анк-Морпорка. Потому что на улицах его появились глубинные гномы — самые гномские гномы из всех, когда-либо существовавших. И местные тролльи банды тоже оживились. A лорд Ветинари не хочет неприятностей, и уж тем более ни к чему они командору Ваймсу. Если начнутся неприятности, разве он сможет быть дома ровно в шесть?

С год назад появилась информация о том, что планируются съёмки нового фантастического сериала - на сей раз по мотивам цикла о Страже. Как знают постоянные читатели Терри Пратчетта, это один из наиболее разработанных и любимых им «стримов» в большой вселенной Плоскомирья. Он возник как пародия на полицейский детектив, однако в первом же томе перерос сам себя и стал чем-то намного большим, нежели просто пародия.

Если задуматься, этот цикл и вправду идеально подходит для экранизации. Каждый роман выстроен по одному и тому же принципу: есть некая мелкая проблема, которая оказывается лишь верхушкой айсберга; есть побочные сюжетные линии, связанные с основной, хотя связь эту мы подмечаем далеко не сразу; есть, наконец, обманные ниточки и внезапные сюжетные финты. И хотя в каждом томе существует отсылки к другим романам, они минимальны, так что с циклом спокойно можно знакомиться начиная с любой из книг.


«Шмяк!» в этом смысле вполне эталонен и по-хорошему предсказуем. Очередные проблемы с охраной правопорядка возникают у Ваймса в канун знаменитой битвы в Кумской долине. До сих пор никто не знает, кто кому гам вломил: гномы троллям или наоборот. Главное, что оба этих вида враждуют уже много веков подряд, а накануне «юбилея» проблемы только обостряются. Вполне в духе «позднего» Пратчетта развлекательный сюжет приобретает здесь серьёзное звучание: разумеется, аналоги извечной вражды гномов и троллей каждый без труда отыщет и в земной истории.

Точно так же узнаваемо и то, что немедленно появляются те, кто «знает, как надо», те, кто с яростью фанатиков готов призывать к смертоубийствам, лишь бы только не допустить мира. Но что делает Пратчетта уникальным писателем, так это способность посмотреть на проблему со всех сторон. Он. безусловно, на стороне стражей порядка, но вместе с тем напоминает нам: они тоже люди, и ничто человеческое им не чуждо (к какому бы виду они ни принадлежали). Поэтому не через гномов и не через троллей, а именно через Ваймса — тоже по-своему фанатика — в мир пытается пробраться древнее зло. И чтобы остановить внутреннего, наиболее страшного и разрушительного врага, Ваймсу необходим внутренний Стражник. И ещё — возможность ежедневно читать вслух детскую книжку о пропавшей коровке.

Если проанализировать остальные, якобы побочные сюжетные линии, мы обнаружим, что и они рассказывают о том же: об одержимости в разных её видах. Вот новичок Стражи - завязавшая с питьём крови вампиресса. которая объясняет Ангве. что можно быть ещё и женщиной, а не только стражницей и вервольфом. Вот одержимый страстью к наркотикам тролль-подросток по имени Кирпич. Вот история о сошедшем с ума художнике, который и известен-то благодаря одной-единственной безумной картине...

Интересно, что при этом Пратчетт, конечно же, «достраивает» Плоский мир - не только развивает уже известные нам нюансы мироустройства, но и вводит новые. Однако ни те, ни другие не становятся для него и читателей самоцелью. Пожалуй, цикл Пратчетта — одна из немногих популярных фантастических серий, где фанаты больше увлечены игрой слов и обсуждением идейных нюансов, нежели инвентаризацией самого мира. Его география, история, политическое устройство стран, местные обычаи - всё это важно лишь тогда, когда работает на сюжет. И детально прописывать этот фон Пратчетту не нужно - его герои оживают и без того!

Судя по отзывам критиков, последние книги писателя уже не так остроумны и содержательны: всё-таки пишет он их, сражаясь с болезнью Альцгеймера, а она накладывает свои ограничения. Но «Шмяк!» по праву принадлежит к разряду лучших, самых удачных работ мастера. Остроумный, глубокий, со стремительным сюжетом, он оставляет приятное послевкусие и желание вернуться к роману через какое-то время. Потому что это книга о правильных вещах и вечных истинах, а о них следует иногда говорить вслух. Пoэтому-то они и вечные, верно?..

Терри Пратчетт. Шмяк!Терри Пратчетт. Шмяк!