пятница, 22 ноября 2013 г.

Кто я?

Пару лет назад дочка спросила меня, кто я такой. Ей было понятно, что я ее отец, но вот род профессиональных занятий оставался не ясен. Я замялся. Мне этот род тоже не был ясен. В целом-то я должен был ответить ей: «бизнесмен» или «предприниматель». Но язык не поворачивался. Хотя я к тому времени уже два года зарабатывал фермерскими продуктами. Сейчас прошло еще два года, и я по-прежнему смущаюсь, когда через силу говорю о себе «бизнесмен». Четыре года в бизнесе так и не сделали из меня бизнесмена.

Настоящий бизнесмен должен ходить в костюме, быть гладко выбритым и формулировать собственную цель ясно — выстроить свое дело так, чтобы оно приносило максимально возможную прибыль. Именно таким представляется мне человек, имеющий право называть себя предпринимателем. И все это не про меня. Умом я понимаю, что насчет костюма и гладких щек все давно не так, и полным-полно примеров заросших успешных воротил в худи и кроссовках, но вот с последним — с измерением эффективности собственного дела с помощью денег — все именно так. Прибыль определяет результативность. Все официальные определения бизнеса говорят нам, что это «деятельность, направленная на извлечение прибыли». Не зря же любой убыточный бизнес — предмет для разбирательства налоговых органов: «А зачем вы этим занимаетесь, если у вас нет прибыли?»


Такая установка на максимальную финансовую эффективность формирует и характер профессиональной деятельности бизнесмена. Прибыль — первична. Все остальное вторично. Понятно, что когда я скажу, что мне это не симпатично, то тут же вспомнят наши цены в LavkaLavka и сделают выводы: Акимов всех обманывает. Народ грабит, а делает вид, что деньги для него не главное. Но я все равно скажу, что мне это не симпатично. Мне неинтересно оценивать собственную профессиональную деятельность с точки зрения рублей, долларов, миллионов и (вдруг?) миллиардов в годовых отчетах перед акционерами. Меня гораздо больше заводит мысль, что эти рубли и миллионы нужны для того, чтобы эффективно достигать иных целей. То есть прибыль — это инструмент, а не цель. Кровь, без которой организму невозможно развиваться.

Иногда для таких, как я, используют определение «социальный предприниматель». В том смысле, что бизнес есть, но цели противоречат установке на максимальную прибыль, и вообще хочется что-то в жизни вокруг сделать лучше. Слова-то верные, но сочетание все равно коробит. «Я социальный предприниматель». Так точно не хочется определять себя, это еще хуже, чем просто бизнесмен.

Есть в американском мультсериале «Царь горы» часть, посвященная тому, как один из героев Хэнк в поиске вкусного стейка обнаруживает кооперативный фермерский магазин. Там он находит и лучший стейк, и вкуснейший помидор. При этом купить все это могут только члены кооператива, продавцы танцуют, чтобы разогнать очереди. А когда они видят, что касса переполнена деньгами, то с отвращением кричат: «Это что, прибыль? А мы трогали ее руками! Какая гадость!» И весь этот постмодернистский цирк мне очень нравится. Понятно, что в каждой шутке есть доля шутки — но вот все остальное мне кажется верным. Погоня за приумножением собственного финансового благополучия — это бессмысленно и, мало того, вредно. Римский клуб — уважаемая и влиятельная экспертная структура — еще в 2010 году назвал главной угрозой мировой экономики «стремление к бесконечному росту».

С недавних пор я погряз с головой в кооперативном движении. Мы смотрим, что происходит с этим на Западе, что происходило у нас в XX веке. Мы учредили кооператив и уже объединили в нем наших фермеров, придумываем разные схемы того, как покупатели смогут стать участниками этого же кооператива. Открываем фермерский рынок, где и фермеры, и покупатели выступают инвесторами и совладельцами.

Давайте попробуем забыть о том, как устроен современный мир. Представим себе, что у каждого из нас есть материальные потребности, которые мы бы хотели удовлетворить. Вкусная еда, хорошая одежда, дом, путешествия, юридические и прочие услуги. Все это может быть предоставлено вам в обмен на ваш вклад в сообщество таких «вкладчиков». Как это может работать? Что для этого надо сделать? С чего начать?

И вот это и есть для меня самое интересное. То, чем действительно хочется заниматься. То, чем я уже занимаюсь. Как это называется? Кто я? Мечтатель? Демиург? Болтун? Социальный инженер? Кооперативщик?

Ответа так и нет. Но интересно жутко.

(с) Борис Акимов