Считается, что музеи не могут быть прибыльными. Почему в последнее время появляется все больше бизнесменов, стремящихся доказать обратное?
Фокусы с мыльными пузырями, опыты с молниями и несколько десятков экспонатов, которые можно потрогать и посмотреть в действии, - открытый в марте 2011 года Музей Занимательных Наук «Экспериментаниум» обещает массу впечатлений. По словам владельцев, дела идут настолько хорошо, что доходы уже позволили открыть филиал в Киеве, на очереди еще один - снова в Москве. «Экспериментаниум» не единственный в своем роде. Музеи эротики, пастилы, утюгов, техники Apple, кукол, ретроавтомобилей, граммофонов и фонографов, кошек, водки, кофе, валенок - число частных музеев в России в последние годы заметно увеличилось. При каких условиях они способны приносить прибыль?
С МИРУ ПО НИТКЕ
Посещение музея до сих пор остается одним из самых дешевых видов досуга в России: по информации экспертов, осмотр экспозиции в среднем по стране обходится в 40 рублей. Для сравнения, билет в кино втрое дороже. Стоит ли удивляться, что большинство энтузиастов музейного дела уверены: коллекции, в том числе частные, работают на благо общества, а значит, приносить деньги не могут и не должны. Например, в Музее русской иконы вход бесплатный, экспозиция целиком существует на средства мецената -заместителя генерального директора Московской страховой компании Михаила Абрамова. Вход в Ломаковский музей старинных автомобилей платный, но билеты по 200 рублей ситуацию не спасают. «Частная экспозиция - это подвиг. Выручки хватает только на освещение зала площадью 10 тыс. кв. м и оплату небольшого штата охранников. Реставрация экспонатов, а их около 500, ремонт здания - все это за мой личный счет. Я как-то подсчитал: чтобы музей стал рентабельным, билет должен стоить 850 рублей. Но тогда сюда никто не пойдет», - жалуется его владелец Дмитрий Ломаков.
Впрочем, его позицию разделяют далеко не все предприниматели: по мнению многих, частные музеи могут приносить прибыль. Главное - знать, как их «готовить». Вот только для начала не мешало бы разобраться, какие собрания считать частными. В России мало собственно частных музеев, но много негосударственных - тех, что получают финансирование не от Министерства культуры РФ. Следуя этой логике, Палеонтологический музей, который финансирует РАН, и корпоративный музей Сбербанка можно причислить к негосударственным. А на практике все зависит еще и от того, кто учредитель экспозиции и зарегистрирована ли она как музей. К примеру, в Санкт-Петербурге под брендом «Музей шоколада» де-факто работает розничная сеть бутиков по продаже сладостей. Именно поэтому эксперты расходятся в оценках, сколько действительно в России частных музеев. По разным данным, в Москве их примерно 150, а в стране - от 500 до 10 тыс.
В ТЕМУ
«Посетите музей эротики «Точка G»!» - на Старом Арбате молодой человек навязчиво сует в руки прохожим рекламные листовки. Туристы, разгуливающие по одной из главных улиц столицы, не упускают возможности завернуть в столь эксцентричное место. Открывшаяся в июне 2011 года московская «штучка» обошлась ее создателю Александру Донскому недешево - в 61 млн рублей, но о потраченных деньгах бизнесмен не жалеет: по его словам, музей практически сразу вышел на самоокупаемость. «Сейчас входной билет стоит 500 рублей. Финансовые показатели, как и у любого музея, неравномерные: большую часть года он работает в ноль, однако в январе и августе приносит прибыль порядка 2 млн рублей», - рассказывает г-н Донской. Продажа билетов далеко не главная статья дохода: при экспозиции есть магазин интимных товаров, чистая прибыль которого в 2012-м составила 3,8 млн рублей.
Воодушевленный этим опытом, Александр Донской запустил две тематические выставки, посвященные СССР и власти. Последнюю, правда, довольно быстро закрыли благодаря стараниям депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга от «Единой России» Виталия Милонова. Но это не отрицает тот факт, что особой популярностью пользуются экстравагантные музеи необычной тематики, замечают эксперты. Вот и г-н Донской продолжает развивать свой проект: в прошлом году открыл филиал в Санкт-Петербурге, вложения в который оказались куда скромнее - чуть более 2 млн рублей.
«Экспериментаниум», в отличие от заведения Александра Донского, рассчитан на другую аудиторию: интерактивные экспонаты созданы для того, чтобы их трогали и изучали дети, кроме того, здесь организуют специальные познавательные шоу. Но его эффективность вполне сравнима с эффективностью «Точки G». По словам владельцев, музей вышел на самоокупаемость спустя семь месяцев после запуска, однако в низкий сезон результаты бывают отрицательными. Сейчас в центр, занимающий 2,5 тыс. кв. м, приходят около 25 тыс. человек ежемесячно, притом что средняя стоимость билета- 450 рублей. Показатели прибыли, которую приносит проект, собственники не раскрывают, однако уверяют, что средств на развитие хватает. «Посещаемость достаточно быстро стала высокой. В будни основные посетители - участники школьных экскурсий. Они редко заказывают шоу-программы и не тратят много денег в магазине, в выходные, наоборот, востребованы шоу и магазин», - говорит совладелица музея Наталья Потапова.
Экскурсии и платные шоу едва ли не главный источник дохода частных музеев, подтверждает создатель Музея техники Apple Андрей Антонов. «Мы проводим 15 экскурсий в месяц, но думаем более плотно взаимодействовать со школами и вузами. Учащиеся с удовольствием рассматривают компьютеры, ведь вся техника работает, можно нажимать на клавиши и фотографировать ее. В ближайших планах - три экскурсии в день, тогда музей выйдет на самоокупаемость», - полагает он. Пока же проект полтора года работает в минус, и оставаться на плаву ему помогает экс-владелец сети re:Store Евгений Бутман. Только ли в экскурсиях дело?
Участники рынка отмечают, что основные расходы при открытии музея - арендная плата и приобретение экспонатов, от чего и зависит размер инвестиций. Если коллекция уже есть (а именно так зачастую и бывает), на запуск придется потратить около 1 млн рублей. В противном случае затраты возрастают в геометрической прогрессии. В остальном у держателя музея такие же правила, как у начинающего предпринимателя: беречь каждую копейку и уметь быстро найти деньги. Владельцы «Экспериментаниума» сняли помещение на территории заброшенного завода и отремонтировали его за свой счет, в итоге арендная плата вышла значительно ниже. А создатель Музея советских игровых автоматов Александр Стаханов сэкономил на интернет-сайте: страничку музея бесплатно сделала Студия Артемия Лебедева. Трепетное отношение к деньгам легко объяснимо: музеи обычно открывают на личные средства, деньги меценатов либо выигранные гранты. «Частные музеи регулярно участвуют в нашем конкурсе грантов. Так, Музей «Коломенская пастила» с 2008 года получил более 4,5 млн рублей. Еще один яркий проект - «Дом со львом» в деревне Поповка Саратовской области, где группа энтузиастов реставрирует крестьянский дом с уникальными росписями», -приводит примеры Лариса Зелькова, генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина.
БЫСТРЕЕ, ВЫШЕ, РЕНТАБЕЛЬНЕЕ
Доход, который приносят частные музеи, может быть гораздо выше, уверены их организаторы. Создательница «Коломенской пастилы» Наталья Никитина в 2011 году запустила вторую фабрику-музей, чтобы увеличить производство сладкого деликатеса и наглядно демонстрировать посетителям рабочий процесс. О первом музее речь зашла в 2008-м после чемпионата Европы по конькобежному спорту, проходившего в Коломне: тогда небольшая партия кисловатой пастилы, сделанной по историческому рецепту, произвела фурор среди туристов и местных жителей. «Мы понимали, что такой необычный продукт не выдержит конкуренции на полках сетевых ритейлеров. Покупателю надо о нем рассказывать, ведь о его истории мало кто знает», - говорит г-жа Никитина. Сейчас музей и производство работают в связке, оборот первого составляет 15 млн рублей в год, выручка магазина при фабрике - около 27 млн рублей. В планах у бизнесвумен - наращивать продажи пастилы и развивать еще один музей, открытый по аналогичному принципу. На этот раз - калача. «Без собственного производства о реинвестировании в новые проекты речи бы не шло», - подводит итог Наталья Никитина. Создатели «Экспериментаниума» сами делают все экспонаты и считают, что это одна из главных причин высокой доходности их детища.
Есть, конечно, и более простой способ повысить эффективность частного музея - скандал. «Когда в питерскую «Точку G» пришел депутат Милонов в компании журналистов федеральных каналов с намерением закрыть музей, у нас была самая большая выручка за всю его историю, а поток посетителей оставался высоким еще несколько дней», - вспоминает Александр Донской. Хорошую посещаемость можно обеспечить и по-другому - организовать тематическую выставку рядом с музеем, посетить который едут даже из-за границы: туристы зайдут в частный музей, пользуясь случаем. «Таких музеев много в городах Золотого кольца: в Ярославле - музей «Музыка и время», в Мышкине - экспозиция, посвященная мышам. В Тулу едут, чтобы побывать в музее Льва Толстого в Ясной Поляне, а заодно идут в музеи самовара и тульского пряника», - перечисляет вице-президент по въездному туризму Ассоциации туроператоров России Александр Курносов.
Наконец, немаловажная составляющая успеха - сувениры и копродукция. Весной этого года Александр Донской провез по своим музеям Упоротого лиса - потрепанное чучело лисы, ставшее в России популярным интернет-мемом. Увидеть экспонат вживую пришли многие интернет-пользователи, блогеры и журналисты. И хотя день пребывания лиса в музее стоил недешево - 100 тыс. рублей, г-н Донской все равно остался в плюсе: в первый день выручка составила 180 тыс. рублей, во второй - 200 тыс., и это не учитывая эффект от пиара и показатели магазина. «Единственное, чего мы не сделали, - не заготовили тематических сувениров. Тогда каждый хотел унести хоть что-то на память об этом странном интернет-герое. Думаю, мы могли бы заработать еще столько же», - рассуждает предприниматель. «Зарубежные музеи заботятся об имидже и раскручивают свой бренд, именно поэтому в Европе и США развиты производство и продажа фирменных сувениров. У нас это находится в зачаточном состоянии», - констатирует исполнительный директор Российского комитета Международного совета музеев Афанасий Гнедовский. Но как ни крути, брендинг, фишки и прочие атрибуты все равно должны иметь под собой твердую основу - качественную и востребованную экспозицию, резюмируют эксперты.
(c) Екатерина Шипилова