четверг, 22 августа 2013 г.

Made in the USA

Уже 250 американских компаний вывезли производство из Китая, Индии и других стран. Чем их не устроили «глобальные фабрики»?


Boeing, Apple, General Electric Whirlpool, Emerson Electric, Ford Motor company... Список корпораций, решивших частично или полностью отказаться от сборки продукции за тридевять земель, растет с каждым днем. И в следующие 10 лет эта тенденция будет только нарастать, прогнозируют в Boston Consulting Group (BCG). Более того, в США перебираются даже китайские производители! В июне этого года Lenovo Group, мировой лидер на рынке ПК открыла свою первую фабрику в Северной Каролине. Чем вызвана промышленная лихорадка в Америке и что она даст национальной экономике?


ОШИБКИ ПРОШЛОГО

Некогда четвертый по величине город Америки, Париж Запада, где в начале XX века обосновались Ford, Dodge, General Motors (GM), Chrysler и Packard... Это Детройт. Самое крупное муниципальное банкротство в истории США - это тоже Детройт. Его долги превысили 18 млрд долларов, и в конце июля 2013 года город был объявлен банкротом.

Проблемы начались еще 40 лет назад, когда автомобильные компании стали выводить оттуда производства в Китай и Мексику, а квалифицированные сотрудники массово уезжали. Процветающий мегаполис превратился в декорацию для голливудских антиутопий и прибежище безработных и криминала. О былом величии свидетельствуют лишь штаб-квартиры американских автогигантов - GM, Ford и Chrysler. Для городского бюджета предприятия «тройки» - последняя надежда. Но чтобы оживить Детройт, этих денег уже недостаточно...

Опустевшую нишу тем временем пытаются заполнить китайские автопроизводители: в Детройтскую китайскую бизнес-ассоциацию входит около 100 компаний, большая часть которых - из автомобильного сектора. Бизнесмены открывают офисы и инвестируют в продажу ремней безопасности, разработку новых технологий и т.д. С явным прицелом на будущее производство. Благо на заводах GM и Ford уже давно трудится много китайских рабочих, так что с квалифицированными кадрами проблем не будет.

Все последние годы американские промышленники пытались выиграть за счет дешевой рабочей силы за рубежом - ценой таких городов, как Детройт. А оказалось, что секрет успеха в другом - производить товар не как можно дешевле, а как можно ближе к потребителю. Ирония судьбы в том, что со временем это становится и дешевле.

БЛИЖЕ К ТЕЛУ

В 2000 году средняя почасовая оплата в КНР равнялась 0,5 доллара, а к 2015-му она вырастет до 4,5 доллара, подсчитали эксперты BCG. «Зарплата китайского рабочего ежегодно увеличивается где-то на 15-18%, - отмечает президент Reshoring Initiative Гарри Мозер. - Американского - на 3%. При этом продуктивность последнего в разы выше». Впрочем, постепенно на первый план выходят совсем иные показатели.

В ряде отраслей - в тяжелой промышленности, машиностроении и электронике - затраты на рабочую силу составляют 20-30% от общей стоимости продукта. В производстве компьютеров эта доля и вовсе мизерная. В итоге разница в затратах на рабочих в США и в Азии компенсируется за счет снижения прочих издержек. А так как разрыв постепенно сокращается, многие компании, переехав на родину, поближе к своим основным клиентам, экономят больше других.

Например, до того, как компания Bailey Hydropower вернула производство цилиндров для гидравлических систем из Индии в Штаты, доставка товара занимала пять недель. Плюс возрастающие транспортные издержки. По оценкам аналитиков BCG, средняя стоимость перевозки одного стандартного 40-футового контейнера из Китая на западное побережье США за три года увеличилась вдвое - с 1184 долларов в 2009-м до 2302 долларов в 2012-м.

«Помимо сокращения транспортных расходов компании, размещающие свои производства в Америке, сильно экономят на электроэнергии, - говорит партнер BCG Джастин Роуз. - В 2012 году средняя цена за электричество для промышленных потребителей в Китае была на 65% выше, чем в Штатах. Разница в стоимости природного газа -237%». Получается, что, выбирая другие страны из-за дешевой рабочей силы, на различных издержках бизнесмены теряют 20-30% от реальной производственной цены.

Этим летом китайская Lenovo перебралась в США. Президент подразделения компании в Северной Америке Джей Паркер заявил, что вывод производства из Китая, то есть офшоринг, позволит им стать более гибкими в работе с американскими клиентами. «Люди готовы заплатить больше, если товар будет доставлен быстро, - сказал директор по связям с общественностью Lenovo Group Ltd Брайан Тинглер. - Кроме того, открыв завод здесь, мы можем оперативно модифицировать тот или иной продукт по техническим условиям заказчика». По словам исполнительного директора Центра индустриального развития при Университете штата Северная Каролина Терри Рэтклифф, пример Lenovo свидетельствует о том, что США давно пора переключиться с модели массового производства на модель, направленную на потенциального клиента. И обеспечить ему товар более высокого качества. Именно это и есть главный аргумент в пользу возвращения производства на родину - решоринга.

ЦЕНА МОДЫ

«Подписавшись на офшоринг, вы обрекаете себя на неведение, - уверен Гарри Мозер. - Очень сложно следить за качеством продукции, когда вы на другом конце света». Примеров полно. Г-н Мозер упоминает, в частности, американского производителя пуговиц Scovill: переехав в Китай, компания ежегодно после сезона отпусков недосчитывалась 20-25% сотрудников. Они либо переходили на другое предприятие, либо просто не возвращались.

Текстильное направление компании Walt Disney приняло окончательное решение о возвращении в марте этого года, причиной стал очередной трагический случай в Бангладеш в ноябре 2012-го. Тогда в результате пожара на фабрике погибли 112 человек. Из дальних стран уже вернулись Brooks Brothers, Saks и различные мелкие игроки, такие как School House и дизайн-студия Karen Капе. Они планируют расширять производство за счет новых фабрик в США, а не в Юго-Восточной Азии.

«Сегодня Нью-Йорк переживает настоящий ренессанс в производстве одежды, - рассказывает эксперт Американского промышленного альянса (AAM) Стивен Капоззола. - Слова Made in the USA действуют лучше всякой приманки, и грамотные предприниматели на этом зарабатывают». В городе открылся бизнес-инкубатор Manufacture New York для компаний из fashion-индустрии, желающих вернуться на родину. И опять-таки товары с лейблом Made in the USA - ответ на требования рынка. В ноябре прошлого года эксперты BCG провели опрос в США и Китае на тему потребительских предпочтений. Так вот, более 80% опрошенных американцев и 61% китайцев сказали, что готовы скорее переплатить за товар, выпущенный в США, нежели купить его дешевый китайский аналог.

А ведь производители и дизайнеры одежды были одними из первых, кто покинул североамериканский континент ради оптимизации расходов: зависимость от стоимости труда делает эту индустрию наиболее тяжелой для решоринга. Даже сейчас, когда зарплаты в Азии растут, разница остается ощутимой. Если в Бангладеш рабочий на швейной фабрике получает 14 центов в час, то в Америке - 12 долларов. Тем удивительнее, что производители одежды теряют интерес к рынку дешевой рабочей силы.

ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛУДНОГО СЫНА

Решоринг очередной компании - настоящий праздник для американской экономики. Благодаря этому крупные игроки решают проблему безработицы: создание одного рабочего места в промышленном секторе влечет за собой создание еще двух-трех дополнительных мест в сфере услуг, говорит Стивен Капоззола.

По сравнению с прошлым годом количество незанятых американцев уменьшилось на 1 млн - сегодня их 4,3 млн человек. Только в производственном секторе, согласно данным Бюро трудовой статистики США, за последние пару лет появилось 530 тыс. рабочих мест, причем каждое десятое - в результате решоринга. Сейчас на американских фабриках и заводах работает 11,9 млн человек, но это все еще на 6 млн меньше, чем в нулевых. В целом рост занятости пока не перекрыл предыдущее падение. Даже наметившегося оживления в автопроме (182 тыс. новых рабочих мест с 2009 года, 5 тыс. только за июнь 2013-го) недостаточно, чтобы выполнить установку Барака Обамы: 1 млн новых рабочих мест к концу второго президентского срока. «Задача не из тривиальных, - замечает г-н Капоззола. - Для ее решения экономике нужно генерировать по 23 тыс. рабочих мест ежемесячно». Однако для массового возвращения производств требуется более благоприятный бизнес-климат.

«Чтобы он стал таковым, Вашингтону необходимо принять ряд мер, - продолжает эксперт. - Ориентировать налоговый кодекс на поддержку производств, вводить преференции для торговли внутри страны и покупать американские продукты на американские доллары». Если каждый человек из 200-миллионного населения купит отечественную продукцию на 20 долларов, это сократит дефицит платежного баланса США на 5 млрд долларов. Кроме того, надо бережнее относиться к своей интеллектуальной собственности и больше инвестировать в инфраструктуру. Из-за падения расходов на оплату труда и ослабления доллара сейчас крайне выгодно производить машины и автозапчасти в Штатах. Однако нужно стимулировать и другие промышленные отрасли. Самая острая проблема здесь - кадры. Современные производства - высокотехнологичные площадки, на которых еще надо уметь работать.

АМЕРИКАНСКАЯ МЕЧТА

Когда все эти условия будут выполнены и решоринг приобретет массовый характер, в промышленности появится около 500 тыс. новых рабочих мест, прогнозирует Гарри Мозер. Если китайские зарплаты будут и дальше расти такими темпами, то число «репатриантов» увеличится в разы, а это 2 млн рабочих мест, повышает ставки Джастин Роуз. Прибавьте к этому поток иностранных предпринимателей в Штаты, уже превратившиеся в одну из самых дешевых площадок для производства (начиная от машин и заканчивая мебелью), - это почти 5 млн новых рабочих мест, уточняет г-н Роуз. Если валютные махинации в Китае прекратятся, то...

Спустившись с небес на землю, стоит признать, что не все так просто. Эксперты утверждают, что только для реализации первого пункта необходимо десятилетие, а то и два. Для второго - серьезная рецессия в Китае. Третий процесс займет лет 30. Четвертое условие - самое трудное, ведь оно неподвластно США. «КНР манипулирует своей валютой и субсидирует индустрии, которые занимаются экспортом, - говорит г-н Мозер. - Ни Буш, ни Обама до сих пор не смогли решить вопросы несбалансированной торговли с Китаем». Но даже промежуточный результат - это благо для американской экономики. По словам Джастина Роуза, при 2,5 млн рабочих мест ВВП страны может прибавить 70-115 млрд долларов. Слишком большой куш, чтобы от него отказываться.

А если ничего не делать? Мексика все еще крайне привлекательное место для производства и, скорее всего, таким и останется. «По нашим оценкам, к 2015 году средняя стоимость производства в Мексике будет на 6% ниже, чем в Китае, и на 20-30% ниже, чем в Японии, Германии, Италии и Бельгии, - сообщил партнер BCG Майкл Зинсер. - А зарплата будет на 19% меньше, чем в КНР». Сконцентрировать производство в Мексике -меньшее из возможных зол. Ведь тамошняя продукция содержит в 4 раза больше американских, чем китайских, деталей, подчеркивает старший партнер компании Хал Сиркин. И Штатам хорошо, и соседям не обидно.

(c) Ольга Богданова