Дания стремится полностью избавиться от необходимости использовать нефть, газ и уголь. И это у нее так хорошо получается, что опыт берут на вооружение другие страны. Но лучше бы они этого не делали...
В марте у побережья Дании несколько дней бушевали штормовые ветра. Однако вместо информации о разрушениях власти передавали сводки о новых рекордах. За время бури ветро-генераторы, которыми густо усеяна территория страны, выработали почти 4 тыс. МВт электроэнергии. Что очень много -все королевство в год потребляет примерно 6,4 тыс. МВт. Еще суток пять, и этот объем был бы перекрыт. Впрочем, и полученный результат - повод для гордости. Здесь ветер считают будущим энергетики. Уже сейчас его доля в энергобалансе Дании составляет 20% - такого показателя еще никто в мире не достигал. А в 2020-м он увеличится до 50%, и, наверное, снова можно будет говорить о рекорде. Хотя если все задуманное правительством удастся реализовать, дело может принять дурной оборот. Поскольку и сегодня ветряная энергия, оплачиваемая датчанами, приносит материальные блага прежде всего их соседям, нежели им самим.
РЕВОЛЮЦИЯ ОТ БЕДНОСТИ
Как и большинство других наций, датчане поначалу были озабочены скорее стабильностью поставок энергии, чем изменениями климата. Поэтому первые шаги по поиску новых источников топлива стали предпринимать сразу после нефтяного кризиса в 1973-м. Тогда на углеводороды приходилось 90% в энергобалансе государства, и дефицит горючего заставил сильно ужаться. Например, в нежилых помещениях по окончании рабочего дня отключали свет и отопление. Ввели программу «Выходные на велосипеде» и запретили владельцам АЗС по субботам и воскресеньям продавать бензин частным лицам. По словам представителя ассоциации State of Green Ивера Нильсена, в качестве альтернативы нефти рассматривали атомную энергию, но эта идея не встретила положительного отклика у населения - люди готовы были и зимой крутить педали велосипедов, лишь бы не иметь под боком потенциально опасные АЭС. Выбрали меньшее, как казалось, зло - уголь.
Но появилась новая проблема: резко возросли выбросы вредных веществ в атмосферу. Из-за кислотных осадков пострадали экосистемы озер. Пришлось снова пересматривать политику и на сей раз учитывать не только экономию, но и вопросы экологии. Поскольку в Дании почти всегда дуют сильные ветры, логично было использовать этот ресурс. В 1979 году власти предложили всем желающим финансировать из госбюджета до 30% стоимости установки ветрогенераторов. Идея понравилась в первую очередь жителям: они скидывались и строили на окраинах деревень целые ветропарки. Чуть позже, рассказывает вице-президент энергетической компании Energinet.dk Питер Йоргенсен, компаниям и частным лицам, объединенным в кооперативы, разрешили подключаться к общей сети и продавать излишки электричества по гарантированным ценам. То есть инициативу населения и предприятий поощрили возможностью заработать. Масштабы строек резко увеличились, и правительству пришлось озадачиться поиском средств на обещанные субсидии.
В 1992-м, напоминает старший экономист ОЭСР Стефани Жамэ, в Дании, одной из первых стран ЕС, ввели налог на выбросы углекислого газа. Этот сбор включили в стоимость всех видов топлива, в том числе «чистых», а полученные деньги тратили на дотации владельцам ветротурбин и промышленным предприятиям, чтобы те обновляли оборудование и создавали очистные сооружения. Затем к этому налогу прибавился сбор на поддержку развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ). В результате в тарифах на некоторые типы горючего экологическая надбавка достигла 36% - в Евросоюзе это до сих пор самый высокий показатель. Таким образом, радикальные перемены в энергетике финансировались за счет потребителей, «озеленение» экономики и сейчас обходится им очень недешево.
В 2012 году, говорит министр климата, энергетики и строительства Дании Мартин Лидегор, доход казны от всех энергоналогов составил 40 млрд датских крон (около 7 млрд долларов) - почти 2% ВВП. А 10,5 млрд крон в этом общем котле - «зеленые» налоги нефтегазового сектора. В 1970-м в стране разведали месторождения углеводородов, в 1996-м за счет собственной добычи покрыли внутренний спрос на нефть и газ и начали экспортировать сырье. Несмотря на то что в королевстве обнаружилось такое богатство и его хватит на полное самообеспечение как минимум до 2020 года, власти заявляют, что черное золото им интереснее экспортировать. И поставили цель полностью отказаться от использования ископаемого топлива.
БЕЗ НЕФТИ
Чем сейчас живет энергетический сектор Дании? По сообщениям ассоциации State of Green, в производстве электроэнергии в стране 20% приходится на ветрогенерацию - такого нет больше нигде в мире. Если же смотреть только на ВИЭ, то ветер обеспечивает 70% энергии, биомасса - 21%, солнце, морские приливы и геотермальные источники - 9%. Для того чтобы регулировать мощности, работающие на разных ресурсах, власти создали компанию Energinet.dk. По словам Питера Йоргенсена, предприятие с помощью «умных» сетей переключает потребителей на самый выгодный вид генерации в данный момент. Сила ветра, к примеру, ощутимо влияет на конечную стоимость энергии. Кроме того, Energinet.dk через биржу Nord Pool Spot продает излишки электроэнергии в Германию, Норвегию и Швецию: внутреннее потребление составляет 6,4 тыс. МВт, а производство - 13,5 тыс. «Зеленый» экспорт - это еще одна надежда королевства.
Дания уже продает за рубеж все, что связано с «новой» энергетикой: турбины, машиностроительное оборудование, услуги по энергетическому аудиту... По информации Датского энергетического агентства, на такие технологии приходится 10% всего экспорта. А поскольку соседние страны идут по стопам королевства, этот показатель продолжит увеличиваться вслед за растущим спросом. Что будет дальше?
«К 2020 году доля ветра в энергобалансе вырастет до 50%, биогаза и биомассы [речь в основном о станциях, работающих на отходах животноводства, соломе и древесине] - до 20%. А еще через 30 лет, к 2050-му, страна прекратит использовать нефть, газ и уголь и будет на 100% обеспечена энергией из возобновляемых источников», - уверяет Мартин Лидегор. Сейчас выполнение «зеленых» планов обходится казне примерно в 3,5 млрд крон в год (около 620 млн долларов). Министр говорит, что в ближайшие восемь лет размер бюджетных инвестиций удвоится. В правительственных кругах и государственных компаниях почти не встретишь тех, кто сомневался бы в возможности достижения поставленных целей. Между тем экономисты и инженеры считают, что с имеющимися финансовыми и технологическими ресурсами добиться избавления от углеводородов пока не получится.
ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА
«Одна из самых больших проблем кроется в транспортном секторе», - отмечает Стефани Жамэ. Ведь бензину, авиакеросину и дизельному топливу в настоящее время нет никаких достойных альтернатив. «Да, можно, скажем, увеличить вдвое количество общественного транспорта, который использует водород или электричество. Но такие меры сократят численность частного автопарка всего лишь на 15%. А пересаживаться на электрокары в массовом порядке люди вряд ли будут», -рассуждает эксперт. Уже есть пример провала такого проекта.
В 2008-м бывший сотрудник немецкой SAP Шай Агасси создал компанию Better Place, которая обещала вытеснить с рынка бензиновые автомобили в Израиле и Дании. Бизнесмен получил беспрецедентную господдержку, в него поверили инвесторы, однако в мае 2013-го Better Place объявила о банкротстве. Машины вышли дороже, чем планировалось, в обслуживании они проигрывали обычным авто, да и деньги быстро закончились, а продолжать финансировать заскрипевший проект никто не захотел. Были идеи перевести на биотопливо и авиакомпании, однако до серийной реализации дело не дошло. Власти королевства говорят, что направляют средства на научно-исследовательские разработки и к 2050-му наверняка что-нибудь придумают, чтобы автовладельцы забыли про бензин.
Другая проблема, которая вырисовывается на пути к светлому безуглеводородному будущему, - недовольство общественности. «Люди сыты по горло тем, что их собственность обесценивается, а сон нарушается из-за шума турбин», - заявляет активист антиветряного движения Бойе Енсен. До недавнего
времени «зеленая» энергетика практически не встречала никакого сопротивления. Теперь же в разных частях страны создано около 40 протестных групп, которые добиваются того, чтобы рядом с их жильем не устанавливали ветрогенераторы. Кое-что у них уже получилось. В коммуне Одсхерред, где шведская компания Vattenfall собиралась монтировать три турбины, под давлением активистов два ветряка из планов вычеркнули. А в Свеннборге принято решение запретить генераторы, у которых длина мачты превышает 80 метров.
Чтобы достичь намеченных показателей, властям придется строить ветропарки преимущественно в море. А это совсем другие деньги. По подсчетам Стефани Жамэ, инвестиции в береговые ветряки составляют 1,4-2,2 тыс. долларов на киловатт мощности, в офшорные же - 3-3,7 тыс. долларов. У правительства лишних денег нет: из-за старения населения и обширных социальных программ дефицит бюджета растет с каждым годом. Нагрузка на граждан и без того велика: в Дании самые высокие в ЕС налоги на доходы и доля экологических сборов в тарифах. Можно, конечно, еще туже затянуть пояса, чтобы люди оплатили энергетическую революцию. Но стоит ли игра свеч?
СКАНДИНАВСКОЕ СПОКОЙСТВИЕ
Стефани Жамэ полагают, что, избавившись от нефти, страна приобретет другую зависимость - от ветра. А это не такой уж качественный ресурс для производства энергии, чтобы жить без хлопот. «Датчане говорят, что с помощью ветра получают 20% энергии. Но правда в том, что используют они всего лишь 7%», - подчеркивает директор по научно-исследовательской работе лондонского Renewable Energy Foundation Джон Констебль. Ветер - нестабильный источник, зачастую он дует тогда, когда в электричестве нет необходимости. Атехнологий сбережения такой энергии пока не существует. Поэтому Дания создала своеобразный симбиоз с соседями - Норвегией и Швецией, живущими в основном за счет гидрогенерации.
Энергетические системы этих двух стран отличаются гибкостью: когда у датчан образуется излишек электричества, северяне сокращают выработку на своих ГРЭС. А когда ветры в Дании стихают, гидростанции снова включаются на полную мощь и их энергией пользуются все три страны. То есть они играют роль аккумуляторных батарей для королевства.
За последние восемь лет, по данным Центра политических исследований (CEPOS), Западная Дания экспортировала таким образом 57% всей ветроэнергии, а Восточная - 45%. И это можно было бы считать достижением топливно-энергетического комплекса, если бы не один момент. Электричество в Дании самое дорогое в Европе. А продавать его за рубеж приходится по спотовым ценам, которые бывают ниже, чем в королевстве. Более того, когда в ноябре 2009-го биржа Nord Pool ввела «отрицательные цены» (то есть поставщик приплачивает покупателю, чтобы его товар приобрели) с потолком в минус 200 евро за 1 Мвт-ч, страна стала нести потери. Впрочем, не страна, а жители. Ведь это они финансируют энергию ветра и ее экспорт. И они же в конечном счете субсидируют экологически чистую гидрогенерацию в Швеции и Норвегии.
Со строительством новых офшорных турбин себестоимость энергии увеличится, объемы ее излишков на пике мощности - тоже. Поставлять электричество за рубеж придется в больших объемах, но по более скромным ценам. В итоге убытки датчан только возрастут. При этом, как считают в CEPOS, Швеция и Норвегия не способны будут переварить эти дополнительные объемы, поскольку планы по расширению ветропарков есть у Германии и Нидерландов, а они тоже используют северные страны в качестве «аккумуляторов», как и Дания. Что же датчане? Сохраняют оптимизм. «Углеводородный рынок в Европе испытывает трудности. И это увеличивает затраты на энергоэффективность, но мы будем полностью переходить на возобновляемые источники энергии вне зависимости от того, что предпримут остальные», -резюмирует Мартин Лидегор.
(с) Регина Садыкова, Мария Симонова