Сегодня на интернет-дневниках научились зарабатывать не только предприниматели. Монетизировать можно любимое хобби и даже стиль жизни
Хотите путешествовать по всему свету, одеваться в брендовые вещи и просто увлекательно проводить дни? Но ведь на все это нужны деньги, да и большую часть времени отнимает работа. А вот блогеры смогли найти уникальный баланс между досугом и делом. Более того, они получают неплохие доходы от подобного образа жизни. Одни довольствуются нехитрыми способами заработка вроде рекламы, другие запускают сопутствующие проекты, а кто-то становится авторитетной фигурой и капитализирует свою известность. На Западе уже давно появились лидеры мнений в области моды и красоты, кулинарии, путешествий. В нашей стране пока востребованнее универсальная тематика. Тем не менее специализированные блоги в России тоже набирают обороты, и на записях об одежде и туризме за месяц можно заработать десятки и сотни тысяч рублей, а то и свыше миллиона.
В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО
Мэттью Кепнес из Бостона обнаружил в себе страсть к путешествиям в 24 года, после того как в 2005-м познакомился в Таиланде с компанией ребят с рюкзаками, которые жили без привязки к определенному месту и постоянной работе. В июле 2006 года Мэттью уволился и отправился по городам и весям на целых 18 месяцев. В 2008-м сбережения закончились, в поисках заработка молодой человек создал блог «Кочующий Мэтт» (nomadicmatt.com) и с тех пор находится в одном большом путешествии. Дебби Паппин писала о туризме в печатные издания Великобритании, Австралии, Мексики и других стран. Блог classetouriste.be возник как портфолио фриланс-журналистки, где она публиковала самые яркие фотографии и заметки о поездках. В российской блогосфере один из наиболее звездных путешественников - Сергей Доля. Начал он свой дневник в 2008 году со статьи о поездке в Норвегию: печатные издания ее не приняли, а поделиться впечатлениями хотелось. Теперь в его послужном списке почти 100 стран, а блог еженедельно посещает 250-500 тыс. человек.
У девушки с хорошим вкусом есть шанс стать fashion-блогером. Начинается все с размещения любительских снимков на форумах и специализированных ресурсах (самый известный - lookbook.nu). Для более серьезной деятельности потребуются инвестиции. «Если учесть расходы на покупку камеры, оборудования для съемок, доменного имени, выйдет примерно 3 тыс. долларов», - подсчитала блогер Ольга Цой из Новосибирска. Сейчас она живет в Южной Корее, дневник myblondegal.com ведет на русском и английском языках и старается привлечь внимание местных производителей одежды. Лидия Фролова из Москвы стала публиковать свои модные образы на gvozdishe.com около года назад. Сегодня у блога сотни тысяч просмотров, хотя никаких особенных усилий для его раскрутки она не прикладывала. «Надо набрать достаточно «лайков» на lookbook - тогда аудитория сама к тебе придет. Да и спонсоры обычно ищут там блогеров для сотрудничества», - делится опытом Лидия. Еще одна москвичка, Виктория Платина, создала модную страничку как «дочернее предприятие» своего имидж-агентства City Style Project, которое оказывает услуги шопинг-сопровождения.
ЦЕННЫЕ СТРАНИЦЫ
Кочующий Мэтт живет и путешествует благодаря деньгам, которые зарабатывает его дневник. Основной доходдает реклама, главные клиенты - авиаперевозчики и туроператоры. Также автор получает проценты, если читатель бронирует путешествие через ссылку на его странице. Неплохие дивиденды приносит книга Мэттью «Как путешествовать за 50 долларов в день», основанная на записях из дневника. Общий заработок блогера колеблется в пределах 100-120 тыс. долларов в год. А вот Дебби Паппин баннеры в своем журнале пока принципиально не размещает, поэтому постоянного дохода classetouriste.be ей не приносит. «Я планирую делать рекламу, но нужны правильные партнеры, продукция которых подойдет моей аудитории -это люди со средним и высоким доходом, любители высококлассного отдыха», - говорит она. Зато автор с удовольствием сотрудничает с отелями и авиакомпаниями, пользуясь их услугами бесплатно. Главное в таком партнерстве - оставаться объективным: читатели мгновенно чувствуют неискренность и покидают блог. А имидж дневника для Дебби важен еще и потому, что с его помощью она привлекает состоятельных путешественников, которым предлагает консультации стоимостью от 1 тыс. евро. Сейчас она работает с тремя такими клиентами, планирующими туры в Африку, Азию и Северную Европу.
Сергей Доля тоже удачно капитализирует свою страничку: основную прибыль дают рекламные посты - размещение каждого стоит около 150 тыс. рублей. В месяц выходит два-три таких сообщения, кроме того, случаются пресс-туры и спец-проекты. К последним относится «Золотое кольцо»: поездка по соответствующим городам привлекла внимание нескольких компаний, чьи вложения покрыли стоимость тура. Владелец дневника даже получил некоторый доход, но главное - новый контент и трафик. Не без помощи блога на свет появился проект «Долькабар». «Когда родилась идея сделать ресторан, я начал обсуждать с подписчиками концепцию, будущее расположение, дизайн. Итог - сейчас это признанное место для тусовок блогеров Москвы», - рассказывает Сергей Доля. Продвижение в Сети позволило заведению стать прибыльным уже в первый месяц работы: только на открытии побывало 300 человек, в основном читатели дневника. Собственник «Долькабара» считает, что у россиян, желающих писать о путешествиях, есть хорошие шансы озолотиться. «Это солидный рынок, и он неплохо развит. В случае успеха блогер может зарабатывать 1 млн рублей в месяц и выше», - уверяет он.
Блог Ольги Цой был запущен в 2010-м, но лишь год назад нашлись спонсоры, которые предоставляют ей вещи для съемок бесплатно. Серьезного дохода myblondegal.com не приносит, периодически Ольга размещает рекламные статьи стоимостью около 100 долларов. Основной ее заработок - интернет-магазин missnabi.com, созданный после того, как блог набрал популярность.
К Лидии Фроловой одежные бренды обратились спустя полгода после запуска дневника, и теперь она не тратит деньги на обновление гардероба. Полученные вещи появляются на фотографиях в блоге вкупе со ссылкой на онлайн-магазин производителя. Также можно заработать, размещая рекламные баннеры и адреса сайтов, где продаются наряды, при этом автор дневника имеет процент с каждой покупки читателей. Лидия Фролова посчитала: в среднем подобная страничка приносит от 15 тыс. до 40-50тыс. рублей в месяц. «Для максимальной отдачи нужно постоянно пиарить свой дневник, посещать соответствующие мероприятия», - отмечает она. Но столько получают «середнячки», у настоящих IT-girls (авторитетных fashion-блогеров, таких как Анжела Арутюнян и Малена Маяковская) доходы могут достигать сотен тысяч рублей в месяц. Некоторые ведут сопутствующую деятельность. Лидию Фролову, например, недавно приглашали побыть стилистом на открытии магазина Jennifer. А Виктория Платина на своей страничке продвигает имидж-агентство City Style Project: за 2-2,5 тыс. рублей в час она ходит с клиентом по магазинам, за 2 тыс. дает оценку чьим-то нарядам по e-mail.
ВОСТОК-ЗАПАД
На первый взгляд заработки блогеров можно назвать легкими деньгами. Но с каждым годом растет число желающих к ним приобщиться, а следовательно, обостряется конкуренция. К тому же у российской блогосферы есть свои особенности. «У нас доминирует Live Journal, а к этой платформе много вопросов с точки зрения технологий», - констатирует генеральный директор и совладелец консалтингового агентства «Конгру» Денис Собе-Панек. Эксперты сходятся во мнении, что на Западе гораздо популярнее standalone-блоги, не привязанные к какой-либо платформе. Они дороже, зато и продвинуться с ними проще. «В LiveJournal новичкам сложнее, так как топовые авторы плотно и надолго заняли верхушки рейтингов», - объясняет генеральный директор коммуникационного агентства Advertos Лина Удовенко. По ее словам, в «Живом журнале» эту проблему пытаются решить: разрабатывают технологии для помощи в продвижении начинающим блогерам.
Кроме того, в России наиболее востребованы дневники «обо всем», а на Западе популярны специализированные сетевые журналы. Наши блогеры часто раскручиваются за счет постов на социальные и политические темы. Рейтинги авторов повышает и цитируемость их высказываний в СМИ. Такие личности получают статус лидера мнений, и у аудитории возникает желание приобретать те же продукты и услуги, что и влиятельный блогер. Но большинство топовых российских авторов обращаются к теме путешествий: помимо Сергея Доли о них периодически пишут Артемий Лебедев, Игорь Бигдан, Илья Варламов. Очевидно, пока это самое хлебное направление, одинаково интересное и читателям, и рекламодателям.
Доходы наших авторов могут быть больше, убеждены эксперты. «Западные блогеры гораздо лучше освоили SEO-оптимизацию, неплохо зарабатывают на рекламе при помощи сервисов вроде Google Adsense. У нас же подобные практически не развиты, большую часть прибыли приносят проплаченные посты», - говорит Лина Удовенко. Конечно, если писать увлекательно, раскрутиться удастся и бесплатно. «Затратами на хостинг и выход в Интернет в данном случае можно пренебречь», - уточняет Денис Собе-Панек. Расходы на дневник начинаются с 10-20 долларов в год, если использовать платформу LiveJournal или Blogspot от Google, а дальше все зависит от способностей бло-гера, соглашается г-жа Удовенко. По ее подсчетам, на продвижение своей страницы отечественные блогеры тратят 10-100 тыс. рублей в месяц. Она предлагает им для раскрутки участвовать в конкурсах, посещать различные мероприятия и освещать их в дневнике. В случае использования «Живого журнала» как хостинга можно приобретать жетоны - его внутреннюю валюту-и раздавать их другим блогерам за перепост. Эффективно работает размещение ссылок на дневник в социальных сетях и кросс-постинг с авторами подобных блогов. «У них уже есть читатели, интересующиеся схожей тематикой, они активны и лояльны к рекламе», - подчеркивает Денис Собе-Панек. Но в чем эксперты уверены точно, так это в необходимости создавать уникальный контент и ежедневно кропотливо заниматься блогом. Ведь в конечном счете читателям нужна не столько информация о путешествиях или одежде, сколько мнение любимого автора. Если у блогера есть вкус и талант, то придут и подписчики, и финансовый успех.
(с) Дарья Шипачева