В начале 2008 года казалось, что легендарный пионер онлайн-бизнеса Yahoo! окончательно оправился от удара, нанесенного ему крушением доткомовского пузыря восемью годами ранее. Рекламные поступления достигли исторического максимума (7,2 млрд долларов), число сотрудников перевалило за рекордную планку (14 тыс.), а безоговорочное доминирование на рынке Google настроения не портило, поскольку Yahoo! давно нащупал формы выгодного симбиоза, обкатав худо-бедно собственный поисковый движок и почтовый сервис.
31 января 2008 года прозвучал телефонный звонок, и глава Microsoft Стив Балмер предложил генеральному директору и отцу-учредителю Yahoo! Джерри Янгу дружеское поглощение за головокружительную сумму в 44,6 млрд долларов, обещая вывести бизнес компании на новые высоты, о которых ранее не приходилось и мечтать.
Джерри Янг, однако, воспринял предложение редмондского гиганта неадекватно, запаниковал и сделал все от него зависящее, чтобы не допустить слияния Yahoo! с Microsoft.
Разочарованный Стив Балмер отозвал заявку на покупку Yahoo!, зато на сцену вышло рейдерское чудовище Карл Икан, который молниеносно скупил пакет ценных бумаг, контролирующих 60 млн акций Yahoo! И, обвинив руководство компании в саботаже интересов акционеров, повел полномасштабную войну, направленную на устранение команды Джерри Янга.
Дальше произошло следующее. В ноябре 2008 года акции Yahoo! обвалились до 14 долларов (Microsoft собирался выкупить компанию за 33 доллара!), а журнал Business Week вполне заслуженно присвоил Джерри Янгу титул «худшего менеджера года».
В январе 2009 года координация усилий акционеров, проведенная Карлом Иканом, увенчалась успехом: Джерри Янга удалось выдавить не только из компании, но даже из совета директоров. Капитализация Yahoo! в этот момент составляла уже 20 млрд долларов, почти в два с половиной раза меньше того, что предлагал Microsoft годом ранее.
Легендарная компания продолжила плавание уже без своего отца-учредителя. 13 января 2009 года на должность генерального директора Yahoo! была назначена Кароль Барц, 60-летняя ветеранша IT-бизнеса, прошедшая через огонь, воду и медные трубы корпораций DEC, Sun Microsystems и Autodesk и почетно отметившаяся в советах директоров практически всех технологичных компаний от Cisco и Intel до BEA Systems и Network Appliance.
Свою миссию Кароль Барц усматривала в предоставлении «чертового пространства для дыхания» (цитирую; в английском оригинале: «some friggin’ breathing room»), которое позволит Yahoo! «надрать кое-кому задницы» (kick some butt). Чем кавалерист в юбке и не преминула заняться: уволила 675 сотрудников, устроила чехарду с перестановкой менеджеров, перелопатила корпоративную структуру и создала нового информационного идола — глухую конспирацию. Запуганные до смерти недоуволенные сотрудники перемещались во времена правления Кароль Барц бесплотными тенями вдоль стен офиса и боялись лишний раз открыть рот за его пределами. Что не удивительно: гендиректрисса Yahoo! обещала каждому, кто осмелится поделиться с прессой малейшей информацией о происходящем в компании, такой «пинок под зад», что лететь придется — тут Барц использовала крепкое словцо — до Марса (drop-kick to fucking Mars).
Забавно, что рассказывать о Yahoo! журналистам было нечего. За два с половиной года правления Кароль Барц компания продемонстрировала абсолютную неспособность ориентироваться в рыночном пространстве. Барц не улавливала никаких изменении в трендах, никаких новых веяний, никаких перспективных технологий. Выживание доверенной ей компании гендиректрисса усматривала исключительно в сокращении расходной части. Чем и занималась: увольняла персонал, уменьшала ассигнования на НИОКР, ликвидировала «лишние», как ей казалось, подразделения.
Бизнес Yahoo! реагировал на бездарное управление соответственно: в первый год правления Барц продажи упали с 7,6 до 6,4 млрд долларов, во второй — до 6,3 млрд, в третий — до 4,9 млрд.
Сами же труды Кароль Барц оплачивались с уважением: миллион долларов зарплаты плюс еще 400% в виде годовой премии, плюс 5 млн акций, плюс опцион еще на 18 млн акций. В 2010 году компенсация Кароль Барц за нечеловеческие усилия по развалу Yahoo! достигли 47,2 млн долларов, и она была признана «самым переплаченным генеральным директором» в Америке.
6 сентября 2011 года терпение акционеров лопнуло, Кароль Барц позвонили утром по телефону и сообщили, что ее уволили. Боевая старушка дала понять, что не прочь задержаться в совете директоров, но через три дня ее выдавили и оттуда.
Временным управляющим Yahoo! был назначен Тим Морзе, которого Кароль Барц пригласила на заре своего правления на должность финансового директора. Тим Морзе просуществовал в кресле генерального директора четыре месяца и отличился тем, что ничего для компании не сделал — ни плохого, ни хорошего.
В январе 2012 года Yahoo! возглавил Скотт Томпсон, который вошел в историю двумя бессмысленными и бесполезными действиями: сначала уволил одним махом 2 тысячи сотрудников, затем, решив, видимо, разнообразить примитивную схему улучшения финансовых показателей Кароль Барц, затеял судебные разборки с Фейсбуком. Томпсон подал иск, обвинив компанию Цукерберга в нарушении 10 патентов, однако в ответ мигом получил такую же кипу встречных исков. На этом все дело и кончилось.
3 мая 2012 года в совет директоров Yahoo! поступила жалоба от Даниэля Лёба, директора Third Point LLC, крупнейшего акционера компании. В жалобе руководство компании обвинялось в «потере бдительности и недостойном исполнении одного из своих фундаментальных обязательств — выбора и назначения генерального директора». Так, в документах, поданных Yahoo! в Комиссию по ценным бумагам и биржам, указывалось, что Скотт Томпсон владел «степенью бакалавра в области бухгалтерской отчетности и компьютерных наук», тогда как в реальности никаких компьютерных корочек и тем более степеней у гендиректора компании не было.
Правление Yahoo! провело собственное расследование, и через 10 дней Скотт Томпсон был уволен. Правда, по традиции — с непомерным выходным пособием: за 130 дней, проведенных в должности генерального директора, нечистый на руку птенец гнезда PayPal получил 7,3 млн долларов!
В начале лета 2012 года компания Yahoo! выглядела почти безнадежно. Проблема даже не в чехарде руководителей, напоминавшей трагифарс с градоначальниками города Глупова, а в отсутствии вменяемого плана действий. Максимум мысли по тактике и стратегии развития проявил себя в сокращении расходов и патентных наскоках на конкурентов. Какое направление развития бизнеса должно стать приоритетным? Как остановить отставание рекламного бизнеса Yahoo! от Google и Facebook? Над подобными вопросами не задумывались ни Барц, ни Морзе, ни Томпсон — руководители, озабоченные, похоже, лишь собственным обогащением.
16 июля 2012 года генеральным директором и одновременно президентом Yahoo! была назначена 37-летняя Марисса Майер, которую чудом удалось переманить из Google.
Впрочем, если задуматься, чуда никакого не было. В Google Марисса пришла одной из первых, в 1999 году. Талантливая выпускница Стэнфордского университета изрядно потрудилась, пройдя долгий путь от рядового инженера до руководителя направления. Майер удалось отметиться во всех подразделениях компании — Search, Images, News, Maps, Books, Toolbar, iGoogle и Gmail. Непосредственно перед увольнением она занимала пост вице-президента Google, ответственного за локальную картографию и услуги. Каковы были шансы Мариссы Майер на то, чтобы продвинуться еще дальше и встать во главе компании? Даже с учетом ее выдающихся профессиональных качеств и организаторских способностей эти шансы представляются мне мизерными: слишком уж сложна и многообразна паутина инвестиционных интересов, завязанных на Google. К тому же интересы эти отражают амбиции не столько демиургов компании — Ларри Пейджа и Сергея Брина, — сколько финансовых структур: сегодня в мире практически нет ни одного влиятельного хедж-фонда или инвестиционного банка, чей капитал не был бы вложен в бумаги крупнейшего в мире онлайн-бизнеса.
Совершенно иначе обстояли дела у Yahoo! Компания, лишенная отца-учредителя, уже давно превратилась в арену яростной борьбы, которую развернули между собой рейдеры, захватившие контроль над Yahoo! в 2008 году. Огромные пакеты акций скупили и Карл Икан со своим приятелем Буном Пикенсом, и Джон Полсон, управляющий гигантским хедж-фондом Paulson & Company, и уже помянутый Дэн Лёб из Third Point, и группа крупнейших в США паевых фондов Vanguard, и одна из старейших и самых влиятельных в Америке холдинговых компаний State Street Corporation, и вездесущий BlackRock, и Deutsche Bank, и еще дюжина институционалов, которые теперь контролируют в общей сложности 71% всех акций Yahoo!
Стоит ли удивляться, что в сложившихся обстоятельствах Yahoo! являла собой печальную иллюстрацию поговорки «у семи нянек дитя без глаза»? Мариссе Майер судьба предоставила уникальный шанс возглавить компанию, дезориентированную и лишенную всякого представления о направлениях развития собственного бизнеса в будущем. Марисса воспользовалась этим шансом и, так уж случилось, — спасла Yahoo!.
Новость о назначении юной госпожи Майер на пост генерального директора и президента компании в июле 2012 года я воспринял скептически. Не потому, что сомневался в организаторских способностях дипломированного специалиста по символьным системам и искусственному интеллекту, а потому что слишком уж неподъемной казалась задача.
Если б Yahoo! требовалась лишь оптимизация финансовых потоков, вопросов не возникало бы: опыта, полученного Мариссой Майер за долгие годы службы в разнообразных подразделениях Google, хватало за глаза. Но в данном случае речь шла не об оптимизации какого-то уже существующего дохода, а об изобретении совершенно нового направления, обладающего потенциалом не только приумножить прибыль компании, но и вывести ее на качественно иной уровень. Согласитесь, задача титаническая и, кажется, непосильная.
Первые шаги Мариссы Майер на посту генерального директора Yahoo! лишь усилили мой скепсис: вопреки общепринятым веяниям времени она ликвидировала систему дистанционной занятости, потребовав в ультимативно-приказной форме от всех сотрудников физического присутствия в офисе. Бесплатные обеды, которые Майер ввела в Yahoo!, пытаясь, видимо, подсластить непопулярную меру, показались мне уже полной несуразицей.
Только сегодня, оглядываясь на пройденный Yahoo! под эгидой Мариссы путь, я начал понимать всю гениальную дальновидность ее первых решений: план стратегического развития, разработанный Майер, предполагал не только изменение ключевого вектора развития доверенной ей компании, но и радикальное разрушение связей и сложившихся в трудовом коллективе отношений. Помимо этого, под руководством Майер за 12 месяцев Yahoo! купил — только вдумайтесь в эту цифру — 19 сторонних бизнесов! В подобных условиях сохранение дистанционной формы работы, столь популярной среди IT-компаний Америки, неминуемо привело бы к повторению трагедии Вавилонской башни: сотрудники не только перестали бы ощущать целостность компании, но и утратили понимание происходящих перемен.
Новые работники, новые проекты, новые подразделения, новые задачи — все это требовало беспрецедентного сплочения трудового коллектива, что и предопределило решение Мариссы Майер отменить систему дистанционной занятости.
Будущее Yahoo! госпожа Майер связала с мобильными системами. На чисто абстрактном уровне (клич Go Mobile!) стратегия может показаться бессмысленной, однако в контексте профильного бизнеса Yahoo! обретает совершенно иное — глубокое — звучание.
88% всех доходов Yahoo! по состоянию на 2009 год складывались из маркетинговых услуг, большая часть которых приходилась на так называемую search advertising — рекламу, связанную с поисковыми запросами в Интернете. Yahoo! предоставляла рекламодателям право размещать рекламные объявления (текстовые и графические) на своих многочисленных порталах, увязывая их с конкретными результатами поисковых запросов. За каждое такое объявление Yahoo! получала от 2,5 до 3 центов.
Модель эта апробирована и доходна, но и без того высокий уровень конкуренции в будущем обещал Yahoo! одни неприятности: мало того, что Google отвлекала на себя львиную долю search advertising, так еще и Facebook умудрилась обойти Yahoo! в 2010 году по объему проданной рекламы. Последнее обстоятельство демонстрировало еще и тревожную тенденцию смещения сетевой активности из веба в социальные сети, что также сулило Yahoo! мало хорошего, поскольку у компании (в отличие от Google) не было собственной социальной сети.
В 2012 году перед Yahoo! встала дилемма: либо пытаться и далее интенсифицировать извлечение рекламной прибыли из традиционной для компании модели поисковых запросов, либо искать альтернативные пути. Вариант с созданием собственной социальной сети Марисса Майер благоразумно отвергла, поскольку конкурировать с Google+ и Facebook сегодня уже нереально. Однако ей удалось обозначить область, которая не просто представляется перспективной, но и остается поныне неизведанной, — мобильную рекламу.
Трафик сетевой активности, проходящий сегодня через смартфоны и планшеты, уже обошел по объему стационарные платформы (десктопы и ноутбуки), а в ближайшее время обещает уйти в далекий отрыв. Тем не менее до сих пор не существует надежной и полноценной схемы монетизации этого трафика. Равно как нет и эффективной монетизации контента, поступающего на мобильные устройства.
Именно разработку систем для развития мобильной рекламы Марисса Майер выбрала в качестве генеральной стратегической линии развития Yahoo!. Четко обозначив вектор движения, гениальная леди принялась авральными темпами скупать стартапы, которые занимались разработкой решений в сфере мобильного маркетинга.
Самыми перспективными приобретениями Yahoo! в минувшем году считаются такие компании, как Xobni, G0P0IIG0, Astrid, Admovate и Ztelic, — имена, которые ровным счетом никому ничего не говорят. Удивляться не приходится: в маленьких стартапах зачастую работает не более десятка сотрудников. Скажем, Ztelic, купленный Yahoo! только-только (18 июля 2013 года), представляет собой пекинскую команду из восьми человек, которую возглавляет Хао Жень, бывший руководитель подразделения НИОКР Yahoo! в Китае. Ztelic создал программный продукт для анализа и мониторинга активности в социальных сетях, в загашнике Amdovate по слухам имеются какие-то рабочие заготовки в области мобильных рекламных технологий. И можно не сомневаться, что Yahoo! скупает не готовые продукты, а компактные команды софтверных инженеров, обладающих знаниями и наработками в магистральном для стратегии Yahoo! направлении.
Подобная тактика, получившая название acqhire-, разумеется, не является изобретением Мариссы Майер, но позволяет Yahoo! самым экономичным, агрессивным и ускоренным способом освоить новое перспективное направление, с которым Марисса Майер связывает будущее доверенной ей компании.
Результаты, достигнутые Yahoo! за 12 месяцев управления Мариссы Майер, потрясают: в кратчайшие сроки подразделения компании, связанные с разработками в области мобильных технологий, увеличились в шесть раз и сегодня насчитывают уже несколько сотен инженеров.
Поражают и чисто финансовые успехи мобилизованного бизнеса: в последнем квартальном отчете Yahoo! отчиталась о десятках новых продуктов, длинной веренице поглощений и увеличении прибыли на 46%! Накануне прихода Мариссы Майер в компанию объем квартальных продаж составлял 227 млн долларов, сегодня — 331 млн. В расчете на акцию увеличение чистой прибыли составило вообще 67% (с 18 центов до 30).
В пресс-релизе, приуроченном к обнародованию отчетности за второй квартал, завершившийся 30 июня 2013 года, Марисса Майер с гордостью констатировала: «Наш бизнес демонстрирует стабильность, и сегодня мы запускаем больше продуктов, чем когда бы то ни было: по одному — каждую неделю».
Под стать и реакция фондового рынка на правление юной леди: рост акций с 15 до зо долларов за штуку за 12 месяцев — о таком плавном, стабильном и безоговорочном удвоении капитала можно только мечтать. Самое, однако, ценное, что деловые инициативы Мариссы Майер встретили понимание и поддержку со стороны сотрудников, которых, как могло показаться, лишили ценной привилегии — работать, не выходя из дома. Американские сетевые форумы, связанные с вопросами предпринимательской инициативы и бизнеса, переполнены восторженными отзывами работников Yahoo! о «чистке», проведенной Майер в компании, погрязшей в «лени и управленческой безответственности».
Читаю эти панегирики и не перестаю удивляться: как же все-таки 37-летней леди удалось за столь невероятные сроки добиться результатов, на которые у других руководителей уходят десятилетия: создать новое стратегическое направление развития компании, удвоить капитализацию, повысить прибыль почти на 50% и при этом не только не растерять доверия сотрудников, но и завоевать их восторженную поддержку?
(с) Сергей Голубицкий