Plug and Play Tech Center — возможно, самый большой частный бизнес-акселератор в США. Если бы мы работали в режиме обычного офисного центра, сдающего площади в аренду то были бы значительно менее доходным предприятием.
В том, чтобы помогать технологическим стартапам становиться на ноги и одновременно неплохо зарабатывать на этом, нет абсолютно никакого внутреннего противоречия. Ставки аренды у Plug and Play — коммерческие, ничем не отличающиеся от среднего уровня, который установился на рынке офисной недвижимости Кремниевой долины. Но арендные платежи — это лишь примерно 50% дохода бизнес-акселератора. Наша материальная инфраструктура — это спокойный, устойчивый и самодостаточный бизнес. Но сверх того мы зарабатываем еще примерно столько же — на предоставлении различных сервисов, проведении мероприятий, по спонсорским программам и т. д. При этом я здесь не учитываю тех доходов, которые получает инвестиционное «крыло» Plug and Play на вложениях в наших резидентов. (А это, возможно, главное, ради чего все затеяно!)
Представьте себе поток проектов, с которым приходится иметь дело нашим инвестиционным менеджерам: под крышей бизнес-акселератора в любой момент времени обитает 300 с лишним стартапов, за успехами которых можно наблюдать в развитии; ежемесячно появляется 10-20 новых резидентов, большинство из которых находится на ранней стадии. В некоторых уже сейчас можно угадать будущих «звезд» хайтека. Причем это компании не только из Северной Америки, а практически со всех континентов. Так, есть несколько стартапов, основатели которых — российского происхождения или приехали из России. Наше инвестиционное «крыло» очень разборчиво — инвестирует менее чем в 5% наших резидентов, заключая две-три сделки в месяц. Суммы обычно небольшие — $20-25 тыс. в стартап (в исключительных случаях — до полумиллиона), но поскольку речь идет о проектах ранней стадии и тщательной селекции из большой и качественной выборки, результаты такого инвестирования впечатляющие.
Основной костяк наших резидентов — небольшие команды, не превышающие двадцати человек. Лишь 15% — компании со штатом в 20-60 сотрудников. Plug and Play работает как комбинация бизнес-акселератора и бизнес-инкубатора, поэтому среди наших резидентов есть как участники программ, продолжающихся несколько месяцев, так и компании, арендующие офисные площади на более долгий срок. В среднем стартапы проводят в наших стенах от полугода до двух с половиной лет.
Историю бизнес-акселератора с момента основания в 2006 году можно представить как непрекращающийся процесс вовлечения в нашу орбиту все новых и новых заинтересованных игроков. Поначалу у нас была только инфраструктура и резиденты. Мы понимали, что вокруг всего этого необходимо организовать активное и живое сообщество, и начали с различных мероприятий. Сначала они были небольшими и редкими, но в определенный момент к нам потянулись разного рода сервисные партнеры — банки, юридические конторы, патентные бюро и т. д. Они приходили со словами: «Нам интересна ваша аудитория, мы хотим получить доступ к вашим стартапам!» «Пожалуйста! — отвечали мы. — Будьте спонсорами наших мероприятий». С их помощью мероприятия становились все масштабнее, и очень быстро, сами того не ожидая, мы стали площадкой, на которой проходит более сотни знаковых событий в год.
Затем нами стали интересоваться крупные корпорации, причем интерес у них многоплановый. Представители корпоративных венчурных фондов, например, вносят Plug and Play в свой рабочий график и наведываются к нам регулярно, не реже раза в квартал, — посмотреть перспективные стартапы. ИТ-компании, заинтересованные в создании экосистемы разработчиков вокруг своих продуктов, устраивают у нас презентации, семинары, проводят курсы обучения. Есть еще более тесный способ взаимодействия с корпорациями — бизнес-акселерирование отобранных ими стартапов на нашей площадке: вплоть до того, что в открытом офисном пространстве технологического центра для них «выгораживается» отдельный павильон. Например, так мы акселерируем молодые компании для одного европейского автоконцерна, который заинтересован в разработках по направлению connected car. Можно сказать, что большинство крупных автопроизводителей мира — Mercedes-Benz, Volkswagen, GM и т. д. — уже сотрудничает с нами в той или иной форме.
Примечательно, что круг наших «корпоративных знакомств» вовсе не ограничивается компаниями из сферы ИТ и высоких технологий. Мы плотно работаем с несколькими крупными европейскими издательствами и, например, корпорацией Coca-Cola. Чем мы можем быть им интересны? Все очень просто: большие компании, которые принято относить к традиционному бизнесу, тоже занимаются инновациями, чтобы сохранять свои лидерские позиции и получать новых клиентов. Как сделать так, чтобы молодежь воспринимала Coca-Cola как «классную» компанию? Для этого нужны бесплатные мобильные приложения, игры, сервисы, нестандартные способы продвижения в интернете. А это все — как раз предмет специализации многих наших резидентов. Вот вам и почва для совместной работы.
Где стартапы — там всегда и венчурный капитал. Мы активно сотрудничаем со 180 инвестиционными фондами, которые всегда с интересом присматриваются к нашим резидентам (некоторые даже заезжают раз в месяц). Даже если наше инвестиционное «крыло» не вкладывает само, оно связывается с другими инвесторами и помогает перспективному стартапу найти финансирование, тем более что «резидент Plug and Play» — это уже почти бренд.
Еще один виток развития нашего центра в определенный момент вывел нас на уровень международного сотрудничества. Обычно мы находим за рубежом «правительственного партнера» — агентство развития или ведомство, которое отвечает за поддержку инноваций. Тут тоже много вариантов сотрудничества — от спонсорства программ для национальных стартапов в стенах нашего бизнес-акселератора до организации постоянно действующего национального павильона. Такие павильоны у нас организовали, в частности, правительства Канады и Австрии, которые присылают нам по 20-30 стартапов в год.
Так что если взглянуть на наше офисное пространство, то видно, что организовано оно довольно сложно с точки зрения условных «границ»: есть национальные и корпоративные павильоны, отраслевые «кластеры» (например, для стартапов, занимающихся разработкой мобильных приложений). Но все равно это пространство остается открытым для циркуляции людей и идей. Поэтому «миграция» технологий в новые сферы применения происходит легко. Например, технология управления жестами одного из наших резидентов, которая пока используется преимущественно в игровой индустрии, заинтересовала крупного автопроизводителя. Ведь когда вы ведете машину, это небезопасно — отвлекаться на кнопки или сенсорный экран. Почему бы не интегрировать жест-контроль в современный автомобиль, чтобы водитель мог, например, увеличить громкость автомагнитолы или ответить на телефонный звонок, просто махнув рукой?
Накопленная масса партнеров, в свою очередь, усиливает приток стартапов на площадку, поскольку она представляет собой хороший трамплин в большой бизнес. Мы, со своей стороны, тоже не сидим на месте. Например, мы много выступаем в университетах и организуем соревнования стартапов. Казалось бы, бизнес-акселератор — простой объект недвижимости, но посмотрите, сколько движения происходит вокруг него!
Некоторое время назад мы придумали для нашего бизнес-акселератора слоган, который даже зарегистрировали в качестве торговой марки, поскольку он очень точно определяет то, чем мы занимаемся: «Silicon Valley in a Box». Кажется, нам это удалось — привлечь все ресурсы, которыми располагает Кремниевая долина, под одну крышу.
(с) Джуп Тан