вторник, 6 августа 2013 г.

Как в домике

История с американским перебежчиком Эдвардом Сноуденом, который немало дней провел в транзитной зоне аэропорта Шереметьево, неожиданным образом сделала превосходную рекламу такому непривычному для России гостиничному формату как капсульный отель. Именно в нем пришлось дожидаться решения своей участи бывшему агенту ЦРУ, о чем раструбили все СМИ.


Попытки воспроизвести популярный в Юго-Восточной Азии формат капсульных отелей российский бизнес стал предпринимать еще несколько лет назад. Идея проста: организовать максимум удобных персональных номеров-«ячеек» на минимальной полезной площади. Постояльцам предлагают разместиться в «слипбоксах» — миниатюрных модульных комнатах, где есть лишь спальное место и очень мало пространства для чего бы то ни было еще. В Японии такое размещение пользуется популярностью не только у путешественников, но и у офисных клерков, которые заработались допоздна и не хотят тратить время на дорогу до дома. В России предприниматели — первопроходцы формата пытались представить его модной футуристической «фишкой», но до недавнего времени — без особого успеха.

Побочный эффект медийной шумихи вокруг Сноудена: все узнали, что такое капсульные отели и что они существуют в Москве. По крайней мере один — шереметьевский «Воздушный экспресс», приютивший, по слухам, беглого американца. «Гениальная пиар-акция, я как бывший рекламщик это нутром чую», — улыбается Леонид Черников, владелец другого московского капсульного отеля — Sleepbox, расположенного на Тверской-Ямской.


ТРЕТЬЕ МЕСТО

Капсульный отель без примесей — это гостиница с очень маленькими «ячейками» для сна, где можно находиться только в горизонтальном положении. Первый такой отель открылся в Осаке в 1979 году. Интерьеры в подобных гостиницах скромные, сервис практически отсутствует, личные вещи полагается сдавать в камеру хранения. Да и сами номера-«ячейки» выглядят пусть и комфортабельными, но «камерами хранения» постояльцев. Санузлы в таком отеле обычно общие. По словам Константина Ковалева, управляющего партнера компании Blackwood, в крупных японских городах номерной фонд капсульного отеля может достигать нескольких сотен «капсул».

В Европе этот формат отелей не получил широкого распространения в его «классическом» виде (видимо, европейцы более требовательны к месту ночлега), однако слегка «мутировал» и прижился в аэропортах. Номера здесь уже нельзя назвать капсулами: это просто гостиницы с очень небольшими номерами. Например, сеть Yotel охватывает аэропорты Амстердама и Лондона: номера представляют собой «кабины» площадью от 7 (стандартный номер) до 10 (премиум) квадратных метров.

В России также пришлось адаптировать идею к реалиям местного рынка. Упоминавшийся «Воздушный экспресс» открылся в 2009 году и стал первым в своем роде в Москве. Капсул нет, вместо них — небольшие номера (от 7,5 кв. м), похожие на каюты, с интернетом и всеми удобствами, включая полностью оборудованный санузел. Зато название звучит красиво. «В Европе есть отели такого типа, мы на них ориентировались», — говорит управляющий отелем Сергей Чибиряев. Главное в отельном бизнесе — это место. И аэропорт в этом смысле — настоящая золотая жила. Отель открылся вскоре после кризиса, но выжил и хорошо себя чувствует.

Первым в России отельный формат, более приближенный к «капсульному», взялся воплощать молодой предприниматель Леонид Черников. Его капсульная гостиница на Тверской-Ямской — это семейный бизнес, которым он управляет вместе с братом и сестрой. Леонид раньше работал в рекламе и ИТ, потом держал интернет-магазин; брат и сестра окончили вуз по специальности «Туризм и гостиничное дело». Захотелось сделать какой-нибудь бизнес в гостиничной сфере, несмотря на то что эту сферу принято считать очень инвестиционно емкой, а больших денег у команды не было. Поэтому решили делать что-то в экономклассе — самом дефицитном в столице сегменте отельной недвижимости. Открытие хостела представлялось слишком хлопотной затеей: номера на 8 мест, постоянные «коммунальные» конфликты между постояльцами, куча организационной работы и очень скромный «выхлоп» — по подсчетам Черникова, примерно 300-400 тыс. рублей выручки в месяц. «У нас в Sleepbox выручка больше», — уверяет он, не согласившись, впрочем, назвать точную цифру. Идею слипбокса он подсмотрел на одном из модных сайтов: там была представлена кабина для сна, разработанная российским архитектурным бюро Arx Group (делают слипбоксы по чертежам российских дизайнеров на мебельной фабрике в Чехии).

Архитекторы Алексей Горяйнов и Михаил Крымов создали слипбокс пару лет назад. Первый выставочный экземпляр установили для пробы в Шереметьеве, но инвестор, арендовавший площади в аэропорту, в конце концов предпочел сделать более традиционный отель для пассажиров.

Черников решил попробовать воссоздать нечто более близкое к концепции капсульных отелей. Тем более что помещение, которое ему удалось найти, не позволяло устроить там гостиницу с обычными номерами. Зато слипбоксы можно было установить без проблем. «На третьем этаже мы вообще зашили окна, — говорит Леонид. — Ведь это лишний источник шума, а источник естественного света слипбоксам не требуется. С их помощью мы можем создать жилое пространство в любом помещении, как в космическом корабле или подводной лодке. Можем «вписаться» в заброшенный завод, бывший склад — куда угодно». Очень удобно, что слипбоксы — это сборно-разборные конструкции. Это обеспечивает бизнесу гибкость и мобильность: если дело не пойдет на этом месте, можно будет легко сменить дислокацию или полностью распродать «обстановку», как это делают с ненужной мебелью.

Слипбоксы позволяют более экономично использовать пространство, считает Черников: на площади в 20 кв. м можно разместить один гостиничный номер — или три-четыре слипбокса размерами 3,4 на 2 метра. Один номер принесет 6 тыс. рублей в будни и 4 тыс. в выходные, а слипбокс стабильно дает минимум 2,6 тыс. рублей. На площади в 830 кв. м в гостинице Sleepbox разместилось около 60 номеров. «Если бы строили обычную гостиницу, получилось бы не больше 32», — говорит Леонид. При этом не нужно в каждом номере обустраивать санузел, тянуть коммуникации: на пять слипбоксов один санузел на этаже. «Проверено — хватает, — уверяет совладелец отеля. — Были уже пиковые нагрузки, и очередей не скапливалось».


Вложения в открытие капсульного отеля могут быть меньше, чем при открытии стандартной гостиницы, добавляет Черников. В гостиницу «три звезды» на 35 номеров пришлось бы инвестировать 3 млн долларов, а на запуск Sleepbox потратили от миллиона до полутора (половина средств — свои, еще половину дал поверивший в проект знакомый). Построили отель за 11 месяцев: сделали ремонт, небольшую перепланировку, но без сноса несущих конструкций. Дизайн-проект всего отеля заказали в Arx Group, чтобы концепция была цельной. Кроме одноместных и двухместных слипбоксов, есть еще четыре стандартных номера с санузлом внутри. Они находятся в мансардном помещении, там слипбоксы нельзя поставить из-за конфигурации потолков. Дороже всего в отеле непосредственно «спальные ящики». Самая простая комплектация у производителя стоит 12 тыс. евро — люминесцентные лампы общего света, никаких излишеств. Хочется чего-то пофешенебельнее — можно заказать боксы с диодными светильниками, климат-контролем и другими опциями, которые увеличат стоимость до 17 тыс. Черников мечтает об «умных» слипбоксах со встроенным будильником и внутренним телефоном. Но пока самое роскошное у него — «капсулы» с телевизорами.

Дополнительной инфраструктуры вроде баров и ресторанов не предусмотрено, да на нее и не хватит площадей. Сервиса тоже самый минимум. В интерьере царит строгий минимализм, зато очень чисто. Днем отель представляет собой вымершее пространство. «Это удивительно для гостиниц! — не без удовольствия рассказывает Леонид. — Никто не мешает уборщицам работать. Люди приходят только вечером: вымылись и легли спать». Сам хозяин иногда ночует в слипбоксе, когда нет сил или времени ехать домой. В «капсуле» есть вентиляция; когда выключаешь свет, то наступает кромешная тьма и тишина благодаря шумоизоляции. «Полная потеря себя во времени и пространстве, — говорит Черников. — Можно так вырубиться на 12 часов — и ты реально отдыхаешь».

Открыть гостиницу было не очень сложно, рассказывает отельер, даже с учетом того, что опыта у него не было. Почти год он изучал этот бизнес самостоятельно, не пользуясь услугами консалтинговых компаний; заказал только пару исследований рынка. Сутками штудировал инженерную и юридическую сторону дела, вопросы пожарной безопасности, вентиляции... «Я знаю здесь все, — удовлетворенно говорит он. — Нужно будет починить туалет — починю. Потек кондиционер — смогу его исправить. В гостиничном деле по другому никак. Иначе к вам повадятся ходить пузатые дядечки и говорить: а давайте мы вам за 15 тыс. рублей проведем дезинфекцию кондиционера. Знаете, что это за работа? Встать на стремянку, вытащить фильтр, промыть его под водой и поставить на место». Никто не чинил Черникову препятствий, не пришлось давать взятки. «Если идешь говорить с чиновником, не зная законов, — предупреждает новоиспеченный бизнесмен, — то в зависимости от масштабов гостиницы, которую ты хочешь открыть, с тебя стандартно возьмут от тысячи евро до миллиона рублей. А если ты юридически подкован, то не существует вопросов, которые нельзя решить без денег».

ЦЕНЫ ПО-РУССКИ

Хотя прошло всего полгода с начала работы Sleepbox-отеля, уже есть положительная динамика — от 20 до 30% прироста клиентского потока в месяц. Сейчас лето, мертвый сезон, но отель все равно загружен на 50%. Когда открывались, рассчитывали в основном на «транзитных» туристов, которые делают пересадку в Шереметьеве и между рейсами могут доехать на аэроэкспрессе до Белорусского вокзала и зайти в Sleepbox — остановиться здесь на полдня и передохнуть. Но в действительности оказалось, что отель востребован большей частью у «деловых» туристов, приезжающих в Москву на несколько дней на выставки и другие бизнес-мероприятия. Потому самым большим спросом пользуются одноместные слип-боксы. «У нас сейчас основная цель — загрузить двухместные», — говорит Леонид. В месяц он тратит 100-200 тыс. рублей на рекламу (билборды, пресса, интернет), чтобы донести до всех «фишку» капсульного отеля.

Половина постояльцев — иностранцы. «Иностранной публике интересен этот формат — и потом, они считают каждую копейку, — говорит Черников. — Они готовы мириться с отсутствием чая и халата в номере, если приехали в Москву на сутки-двое. Нас окружают пафосные гостиницы, в которых стоимость начинается от 6 тыс. рублей в сутки в будние дни и доходит до 55 тыс. в горячий сезон выставок. У них стоимость номера прогрессивная, а у нас — фиксированная».

Цены на проживание в Sleepbox начинаются от 2,6 тыс. рублей за «капсулу». Судя по отзывам туристов в сети, многие считают, что это дорого: капсульные отели за границей являются одним из самых дешевых способов размещения наравне с хостелами. На окраине Москвы можно снять номер в дешевой гостинице примерно за те же 2,5-3 тыс. рублей. «Но мы находимся в центре, и у нас — модный дизайнерский интерьер, а не «совок», какой вы найдете где-нибудь в Измайлове», — аргументирует Черников. Аренда — вот основная составляющая цены проживания, поясняет он. Койко-место в московском хостеле стоит от 500 рублей, но там придется забыть о личном пространстве и ходить в душ «на этаже», причем один санузел может приходиться не на 5, а на 30 постояльцев. «Чтобы капсульный отель в России был востребован, цены должны быть намного ниже, чем в отелях традиционных, — комментирует Елена Лесина, старший консультант отдела стратегического консалтинга Cushman & Wakefield. — Иначе теряется весь смысл концепции. Хотя рынок сам расставит все по своим местам. Пока в этой нише нет конкуренции, поэтому и уровень цен не совсем приемлемый для подобного концепта».

Лесина считает, что капсульные отели в России вряд ли станут широко популярными из-за менталитета россиян: мы привыкли к большим помещениям и простору, в отличие от японцев, которые живут в условиях постоянного дефицита площадей — будь то личное или общественное пространство. Но так как хороших отелей экономкласса в Москве почти нет, то любая концепция имеет большие шансы выжить — за отсутствием альтернатив. «В России, в первую очередь в Москве, более востребованы могут быть гостиницы с компактными номерами, а не «капсульные» в буквальном смысле», — согласен Константин Ковалев (Blackwood). По его мнению, капсульный отель может быть успешен в городах с дефицитом земельных участков под строительство и, как следствие, их высокой стоимостью. В этом случае капсулы могут дать больший выход номеров.

Леонид Черников твердо верит в свой формат и готовится уже через полгода начать продажу франшизы: желающие есть. Паушальный взнос составит примерно 250 тыс. евро плюс роялти, с размерами которого он пока не определился. Свой отель он считает уже состоявшимся успешным проектом, который можно демонстрировать франчайзи. Затраты на содержание отеля окупаются, он работает в плюс, и можно рассчитывать на то, что инвестиции вернутся в худшем случае за пять лет, а в лучшем — за два-три года. Стандартная трехзвездочная гостиница окупается дольше — за 8 лет.

В Москве, по мнению Черникова, можно открыть три-четыре Sleepbox-отеля — в аэропортах, у самых крупных выставочных центров и вокзалов. Поступают обращения от желающих оборудовать такие заведения и в городах-миллионниках. Капсульный отель действительно может быть прибыльным в регионах — но только рядом с аэропортом международного статуса, считает бизнесмен. «За пределами Москвы ждать появления капсульных или «компактных» отелей в ближайшие годы не стоит, — отмечает Константин Ковалев. — Рынок пока еще не насыщен традиционными, привычными форматами гостиниц». Впрочем, Черников и сам признает, что в разрабатываемых сейчас проектах будет пересматривать соотношение стандартных номеров и слипбоксов в пользу первых. «Микс» обычного и капсульного отеля имеет больше шансов на успех.

В архитектурном бюро Arx Group утверждают, что имеют запросы на слипбоксы от западных компаний, которые хотели бы установить капсулу для сна в собственном офисе для сверхзанятых сотрудников (чтобы те не корчились на офисном диване), и от российских предпринимателей, желающих открыть отель с модульными комнатами-номерами в аэропорту. Но приобретать несколько «боксов» экономически нецелесообразно, комментирует Черников: он подсчитал, что они окупают себя, только если брать не менее 35 штук. Таких больших реальных продаж капсул, как говорят в Arx Group, еще не было: ведутся только первичные переговоры. «Мы прежде всего нацелены на международный рынок — США, Австралии, Южной Африки и Азии, — рассказывает Григорий Тараненко, директор по развитию архитектурного бюро. — Как один из главных рынков мы рассматриваем Бразилию, в связи с тем что там будет проходить чемпионат мира по футболу. Российский рынок для нас не приоритетен».

(с) Вера Колерова