По стартаперским меркам руководитель инновационного проекта «Ландыш» Дмитрий Михайлов — большой везунчик. Путь от идеи до строительства завода, который налаживает выпуск разработанного им устройства, занял всего несколько лет, а продвижению вперед то и дело способствовали счастливые случайности.
Отправляясь однажды в 2009 году на обследование у гастроэнтеролога, студент МИФИ и без пяти минут дипломированный инженер-схемотехник Дмитрий Михайлов вряд ли мог предположить, что обнаружит в клинике разом и идею для бизнеса, и будущего соратника по НИОКР. Процедура исследования желудка проняла студента, по его собственным словам, «до глубины души»: мучительное глотание эндоскопа (весьма неприятного шланга с камерой на конце) мало напоминало медицину XXI века. Нельзя ли как-то поэлегантней — в эпоху микроэлектроники-то? Ведь можно же придумать какую-нибудь малюсенькую капсулу, начиненную всем необходимым оборудованием, — чтобы проглотить ее, запить водой, запустив естественным путем в путешествие по желудочно-кишечному тракту, а потом снять «показания» о состоянии организма... Врача, проводившего обследование впечатлительного студента, звали Ландыш Губайдулина. В ее честь Дмитрий Михайлов потом и назовет свою диагностическую эндокапсулу, поскольку Ландыш приняла самое активное участие в исследовательской работе по проекту.
КОМАНДА НА ВСПЛЫТИЕ
Первая же штудия темы альтернативных методов исследования желудочно-кишечного тракта принесла Дмитрию Михайлову разочарование. Блестящая идея с капсулой пришла в голову не только ему: разработка такого оборудования началась в Израиле, Южной Корее и Японии еще в 1980-е годы. В российских клиниках импортные капсулы использовались нечасто, потому что такое обследование обходилось довольно дорого — 50-60 тыс. рублей, так что единственным доступным широким массам способом диагностики повсеместно выступал шланг-«кишка». Выяснилось, что это создавало для системы здравоохранения определенные проблемы: многие люди отказываются проходить профилактическое скрининговое обследование, чтобы избежать неприятных ощущений, хотя врачи настаивают на том, что после достижения 35 лет обследоваться необходимо всем в обязательном порядке. Капсула не может полностью заменить колоноскопию и эндоскопию одновременно (для этого ее возможности пока слишком ограничены), но является более предпочтительным вариантом именно для скринингового метода обследования. «Недаром первыми капсулы начали делать в Южной Корее и Японии — странах, которые соревнуются за более высокую продолжительность жизни, — поясняет Михайлов. — Чем раньше обнаружится недуг, тем проще с ним бороться».
Проведя вместе со своими коллегами из МИФИ дальнейшие инициативные исследования, Михайлов понял, что имеет смысл попытаться создать российский вариант капсулы, который будет дешевле зарубежных аналогов. В Молодежном инновационном центре при институте он стал собирать команду разработчиков. «Мы придумали тогда ряд уникальных решений», — начинает было рассказывать Михайлов, но тут же умолкает — видимо, не желая раскрывать подробности ноу-хау.
Создание опытного образца капсулы потребовало дорогостоящих электронных компонентов, но денег на них университетский стартап не имел. За деньгами пошли по проторенной многими дорожке — в Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Пошли — и уверенно заняли призовое место в конкурсе малых инновационных предприятий «УМНИК», получив полагающееся призеру финансирование на реализацию проекта (200-400 тыс. рублей в год). Этих денег хватило, чтобы создать прототип и убедиться, что идея вполне жизнеспособна. Даже ректор НИЯУ МИФИ Михаил Стриханов разработку посмотрел и похвалил.
С научной стези Дмитрий Михайлов тем временем не сходил — поступил в аспирантуру МИФИ, продолжая возиться со своей эндокапсулой. В серьезный бизнес-проект «Ландыш» стал превращаться с легкой руки российского президента, с которым Дмитрию Михайлову в числе прочих молодых инноваторов посчастливилось побеседовать на инновационном форуме в «Сколкове». Президент очень заинтересовался капсулой, сказал, что ученые ею «буквально поразили» его, и даже забрал прототип с собой. После этого все и закрутилось не на шутку. Сначала администрация президента попросила автора разработки подготовить справку с описанием проекта. «Наверно, это было немного наивно, но я сделал там приписку, что прошу ведущих специалистов из медицинского сообщества оценить нашу технологию», — говорит Михайлов. Потом вдруг Министерство здравоохранения и вправду созвало комиссию, в которую входили известные гастроэнтерологи, чтобы дать оценку разработке. Заключение оказалось положительным и окрыляющим. А следом ректор МИФИ Михаил Стриханов принял решение, которое самого стар-тапера приятно удивило, — построить небольшой опытный завод по производству эндокапсул прямо на территории института, выделив для этого 20 млн рублей. Сделали ремонт, создали в помещении стерильные условия, необходимые для медицинского производства, закупили 10 станков разного типа — и начали налаживать производство капсул. Пришлось здорово повозиться, чтобы миниатюризировать прибор и поместить все сложное содержимое в компактный корпус. Сейчас в эндокапсулу «Ландыш» — при ее длине в 15 мм и диаметре в 7 мм — помещаются цветная видеокамера, радиопередатчик и миниатюрный аккумулятор. Проходя по желудочно-кишечному тракту, капсула находит опухоли, кровотечения, язвы — и передает информацию на специальный аппарат-считыватель, который крепится на теле пациента. Из полученных данных для врача затем монтируется «слайд-шоу» с ключевыми моментами исследования. Преимущество капсулы в том, что она может проникать в тонкий кишечник, который другими методами исследовать невозможно (для традиционного эндоскопа он недоступен).
Когда инженерные проблемы были разрешены, возникли сложности с тем, чтобы обеспечить производство компонентной базой. Выяснилось, что глобальная конкуренция — штука жесткая, а международные производственные цепочки в хай-теке до обидного хрупки. Японцы оказались себе на уме и совершенно неожиданно для Михайлова отказались серийно поставлять в Россию электронные компоненты, необходимые для производства эндокапсул. «Так и сказали: добро пожаловать в Японию, делайте свое производство здесь», — говорит Михайлов. Альтернативу нашли в Германии, при этом пришлось немного изменить архитектуру диагностического прибора. Заодно потренировались: прибор получился в конце концов таким, что в него при необходимости можно встраивать другие компоненты — например, камеру с более высоким разрешением. Получилась капсула-«конструктор», ядро которой — миниатюрный чип, отвечающий за обработку, сжатие и передачу данных.
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БУМ
Мини-завод в МИФИ и первые опытные образцы эндокапсулы стали хорошим аргументом для уверенного разговора с венчурными инвесторами. Увесистый научно-технический отчет, прибор, который можно потрогать и посмотреть в действии... Пора было поднимать серьезные инвестиции, поскольку речь зашла о создании собственного производства. Первым решение инвестировать принял Росатом, головным институтом которого является МИФИ. Площадка была выбрана на территории закрытого уральского города Лесной, на строительство должно уйти 60 млн рублей и два года. С одной стороны, Росатом поверил в перспективы широкого применения эндокапсул в системе здравоохранения. С другой — увидел в них решение проблем с медицинским обслуживанием собственных сотрудников, в том числе в закрытых научных городках. «Например, на Урале не много высококвалифицированных врачей, которые способны интерпретировать результаты эндоскопии на месте, — объясняет Михайлов. — Наш диагностический комплекс позволяет передавать данные исследований в Москву, чтобы там могли поставить диагноз».
Поток инвестиций на этом не пресекся. Потенциал проекта, команду и продемонстрированные результаты положительно оценили в АФК «Система». При поддержке государства «Система» решила соинвестировать в разработку капсулы второго поколения. Контракт с АФК заключен на 300 млн рублей. Кроме того, ее «дочка» — Радиотехнический институт имени академика А. Л. Минца — намерена построить под выпуск эндокапсул собственную производственную базу за 300 млн рублей. Капсула второго поколения, в которую инвестировала «Система», отличается, по словам Михайлова, тем, что при ее создании используется меньше импортных компонентов, причем процессор внутри, являющийся одной из самых важных деталей, — российского производства. За счет этого будет снижена себестоимость «Ландыша».
Как уверяют разработчики, сегодня она составляет примерно 7 тыс. рублей. По расчетам, полностью процедура эндоскопического обследования, включая работу врача, будет обходиться пациентам в 10 тысяч.
За счет чего удается снизить стоимость производства капсулы? Как говорит Михайлов, использовали более дешевые элементы в инженерной архитектуре. Приходилось экономить, ведь и размер инвестиций в российский проект был меньше, чем в зарубежные. Например, разработчики израильской эндокапсулы получили 300 млн долларов — почти в 30 раз больше.
Недорогая по сравнению с импортными аналогами российская капсула очень интересна частным медицинским клиникам, утверждают ученые. С рядом медцентров Москвы уже достигнуты предварительные договоренности о продажах. Чтобы привлечь их интерес, не пришлось даже прилагать особых усилий, говорит Михайлов: после памятной беседы инноватора с президентом в «Сколкове» начался целый шквал звонков. «Позвонили сразу все — как по команде — частные медицинские клиники и интересующиеся врачи из государственных, — говорит разработчик «Ландыша». — Очень много звонило и пациентов: презентуя капсулу в «Сколкове», я был одет в белый халат, так что все, видимо, подумали, что я врач».
С частными клиниками будет работать легче всего, считают авторы проекта: капсульное обследование, по всем признакам, должно стать востребованной процедурой, к тому же у частной медицины есть средства на закупку капсул. Им нужно только дождаться, когда прибор пройдет сертификацию. С государственными клиниками, конечно, сложнее. Легче всего войти туда через систему обязательного медицинского страхования, но это только отдаленная перспектива. В любом случае не помешает новая порция живительной поддержки на самом верху. «Было бы здорово, если бы капсульная эндоскопия участвовала в ОМС и государство хотя бы частично возмещало затраты на расходный материал — сами капсулы, — опять «немного наивно» (а вдруг снова сработает?) высказывает пожелание Дмитрий Михайлов. — Или же чтобы частично субсидировалась работа врача по обработке диагностических данных, полученных с помощью капсулы».
Стартап планирует продавать в госклиники капсулы и аппараты-считыватели (они рассчитаны на долгий срок использования, в отличие от одноразовых капсул) по минимальной цене и проводить обучение врачей, а также рассчитывает участвовать в программе по дистанционной медицинской помощи, которую собирается утвердить Минздрав.
ЗАКАДЫЧНЫЕ КОНКУРЕНТЫ
Проект «Ландыш» уже в полной мере почувствовал на себе недоброжелательное внимание иностранных конкурентов. Недорогая умная диагностическая «пилюля» из России может оказаться слишком горькой для их бизнеса. «Они за нами внимательно наблюдают, и с некоторыми мы даже успели познакомиться, — говорит ученый-предприниматель Михайлов. — Например, южнокорейские производители капсул приглашали нас к себе, и мы к ним летали за их счет. Не скажу, что это был приятный разговор; никто не раскрывал карт: обсуждали наши планы очень осторожно. Но худой мир всегда лучше доброй войны».
Сначала конкуренция будет разворачиваться в России, но амбициозный «Ландыш» рассчитывает быстро (насколько это возможно для медприборов, требующих сертификации) начать выходить на зарубежные рынки. Уже нашли потенциальных партнеров — компанию из Бахрейна, где колоноскопия используется редко, так как на нее мусульмане почти не соглашаются из-за особенностей менталитета, а израильские капсулы не закупаются — видимо, по принципиальным соображениям. С Бахрейном «Ландыш» уже подписал рамочное соглашение о сотрудничестве, и скоро делегация из этой страны приедет в МИФИ — изучать на месте производство капсул. Через Бахрейн Михайлов надеется проложить дорогу и на рынок Объединенных Арабских Эмиратов и других стран Персидского залива. Главное — заслужить доверие у восточных партнеров.
Но прежде предстоит выпустить несколько серий продукции на заводе в Лесном, чтобы окончательно пройти медицинскую сертификацию и получить одобрение Минздрава.
Первое поколение капсул еще не пошло в серию, второе только разрабатывается, но проект «Ландыш» уже задумывается о третьем — и даже начал соответствующие исследования. Предварительные результаты, уверяет Дмитрий Михайлов, достигнуты уже неплохие. «Ландыши» третьего поколения должны будут стать управляемыми, уметь расширяться, чтобы задерживаться вплоть до нескольких часов в любом отделе желудочно-кишечного тракта для создания трехмерной модели исследуемой области. Это важно, ведь эндоскопическое обследование во многих случаях требует подробного и точечного изучения — например, стенок желудка.
Правда, инвестора под разработку капсул третьего поколения пока не нашлось. Но для «Ландыша» это сегодня не приоритетная задача, утверждает Михайлов: хотелось бы сначала завершить первые проекты по строительству заводов и выпустить первую партию капсул, чтобы можно было продемонстрировать венчурным фондам конкретные результаты.
Но и слишком затягивать нельзя. Медицинский мир быстро меняется, конкуренты уже работают над производством капсул нового поколения. Раньше они не могли их сделать, потому что отсутствовала база — «продвинутые» технологии и материалы. При этом проект нацелен не только на использование импортных материалов и технологий, но и на увеличение российской компонентной базы. «Государство выдало нам немало авансов, их нужно оправдывать», — говорит Михайлов.
Инвестиции «Ландыш» рассчитывает окупить за три-четыре года. Хотя медицинские проекты в принципе отнюдь не быстрые: к примеру, израильская капсула только создавалась десять лет. Российской команде приходится действовать оперативнее. «Нам важно не потерять лицо, — говорит ее руководитель. — Проект должен стать востребованным и выйти на прибыль. Это даже не столько денежный вопрос, сколько вопрос чести. Научный мир не прощает серьезных ошибок». Сам Михайлов, видимо, еще не до конца определился, кто он — ученый или технологический предприниматель.
(с) Вера Колерова